Степанченко В. И.,
к.ю.н., руководитель фракции партии «Справедливая Россия»
в Законодательном Собрании Ямало-Ненецкого автономного округа,
атаман Обско-Полярной казачьей линии Сибирского казачьего войска,
г. Салехард
В 2020 году мы отметили 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. В нашей казачьей семье отношение к этому событию и другим событиям в истории Отечества сложилось давно и прочно. Я родился после Великой Отечественной войны в середине прошлого века в семье кубанских казаков из станицы Пашковской, ведущих свой род с 1780 года [23, с. 6-50]. Как мне удалось установить, мои прародители участвовали во многих войнах, в том числе воевали на Кавказе, а также в годы Первой мировой войны. Мой отец, как и мой дед, воевал в годы Великой Отечественной войны. Они оба были командирами зенитных орудий. Мне довелось служить Отечеству в годы холодной войны в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века в Северной группе войск. Службу окончил гвардии старшиной. В настоящее время гвардии подполковник в отставке.
Отец, Иван Сергеевич Степанченко, в годы Великой Отечественной войны сержант, защищал небо над Днепрогэсом в составе батареи 1884-го зенитно-артиллерийского полка противовоздушной обороны. Его батарея стояла на о. Хортица, где исторически находилась часть Запорожского казачьего войска, впоследствии переселённого царицей Екатериной II на берега Чёрного моря, образовав сначала Черноморское казачье войско, а далее на Кубань, создав уже Кубанское казачье войско. Кстати, есть историческая запись 1649 года о казаках войска Запорожского Бутурлинского полка, в которой говорится о Василии и Федоте Степанченко – казаках храбрости невероятной. Возможно, это имеет отношение к моему роду, но точного подтверждения этому я пока не установил.
Во время войны отец был награждён медалями «За боевые заслуги» [13] и «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», а также почётным знаком «Отличный артиллерист». Имел сбитый немецкий самолёт-разведчик. Домой на Кубань в станицу Пашковскую вернулся в 1946 году. После войны освоил лётную профессию и работал в гражданской авиации. Налетал на шести типах самолётов от Ли-2 до Ту-154 одиннадцать тысяч часов. В юные годы мне доводилось летать с ним на пилотском месте самолетов Ил-14 и Ту-124. Выполняя полёты в Запорожье, при заходе на посадку отец видел окопы батареи и в том числе своего орудия. В мирной жизни он был награждён медалями: «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «50 лет Вооружённых Сил СССР», «За доблестный труд», «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «70 лет Вооружённых Сил СССР», двумя медалями (бронзовой и серебряной) участника ВДНХ, медалью «Ветеран труда». В 1986 году уже посмертно награждён орденом Отечественной войны II степени, который пришлось получать мне. Последнее его воинское звание – старший лейтенант Военно-воздушных сил СССР. И только после его смерти я узнал, что во время войны он был контужен, скрывая это не только от медкомиссий, но и от домашних [23, с. 23].
Мой дед, Сергей Сергеевич Степанченко, войну начинал командиром отделения в 10-м Кубанском кавалерийском полку, а с апреля 1942 года продолжал воевать уже командиром зенитного орудия в 50-м Гвардейском дивизионе ПВО знаменитого 5-го Гвардейского [6] Краснознамённого [14] Донского Будапештского [9] кавалерийского казачьего корпуса. Знамя этого корпуса было представлено на Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года [4, с. 101-108]. Боевой путь корпуса описан в книге В.И. Пятницкого, воевавшего в его составе [15]. Гвардии старший сержант защищал Северный Кавказ, освобождал Приазовье, города Мариуполь, Волноваха, Чаплино и Барвенково. Участвовал в окружении немецко-фашистской группировки в районе Звенигородки и Шполы, в уничтожении окружённых немецких войск в районе Корсунь-Шевченковского плацдарма. На территории Румынии освобождал город Роман, в Венгрии – Дебрецен, Ньиредьхаза, Надьканижа и столицу – Будапешт. Его боевой путь проходил и по Югославии. А войну Сергей Сергеевич завершил в Австрии. Его боевой путь можно проследить по восьми благодарностям от Верховного главнокомандующего, которые хранятся в нашей семье. После войны до пенсии работал в 218-м Краснодарском авиаотряде авиатехником, обслуживая легендарные По2, на которых в годы войны летали девушки на ночные бомбардировки фашистских войск. В детстве я часто бывал у него на работе и до сего дня помню запах перкаля и звук мотора этого деревянного труженика и ночного бомбардировщика. В мирное время деду вручили орден Отечественной войны II степени. Были у него и медали: «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941– 1945 гг.», «70 лет Вооружённых Сил СССР», «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг». Кроме того, награды за труд – две серебряные и одна бронзовая медали участника ВДНХ [5], а также ряд почётных грамот от командования Краснодарского авиаотряда. Среди наград есть карманные часы «Молния» 1956 года выпуска, которые и сейчас идут секунда в секунду.
К сожалению, история моего деда по материнской линии трагична. Кирилл Миронович Яковенко также родился в станице Пашковской. Из казаков. Образование – пять классов. Служил в Красной армии командиром орудия. С 1931 года проходил службу начальником автохода Краснодарской городской пожарной части. В 1942 году во время воинской службы по навету политрука был осуждён за то, что якобы высказывал бойцам следующие слова, которые я прочёл в его деле: «В капиталистических странах, говорят, рабочим плохо, а у нас хорошо, потому что нельзя говорить. Хочешь, не хочешь, "а жить стало лучше и веселее"; «Советское правительство до такой степени додумалось, что начало брать деньги за обучение. Вот Вам и учись, обратно вышли на старый лад, все богатые сумеют выучить своих сыновей, а наш брат останется в станице Пашковской»;«Красная армия не обеспечена вооружением, питанием, кормят плохо, одевают плохо, в армии измена среди командно-начальствующего состава, и потому наши всё время отступают». Хотя в протоколе трибунала я читал об угрозах со стороны следователя и то, что он эти слова не говорил [8].
Но военный трибунал войск НКВД [10] 15 июня 1942 года приговорил его по статье 58-10 части 2 Уголовного кодекса РСФСР за антисоветскую деятельность к восьми годам лагерей и трём годам поражения в правах. Он был этапирован на строительство дороги Саратовской области. Умер 11 ноября 1942 года в Приволжском исправительно-трудовом лагере НКВД СССР, согласно записи в деле, от пеллагры – истощения. Погребён на кладбище села Шировка. Сохранилось ли место захоронения до настоящего времени, неизвестно [1, ф. 37, о. 11, арх. 9593, д. 6.13]. И только 15 сентября 1989 года Судебная коллегия Верховного Суда РСФСР признала обвинение необоснованным и реабилитировала моего деда на основании отсутствия состава преступления [16, № 1/1/6-С-1594]. Но я считал и считаю его участником Великой Отечественной войны.
Портреты отца и деда тоже размещены в главном храме Вооружённых сил Российской Федерации.
Моё станичное детство проходило на фоне не так уж давно закончившейся войны, и игрушками у нас были военные трофеи, которые мы подбирали на местах прошедших боёв на берегах Кубани. В текущем году защитникам Пашковской станичной переправы на реке Кубань присвоено региональное почетное звание «Рубеж воинской доблести». Это сделано в память о подвиге защитников, которые летом 1942 года сорвали немецкие планы быстрого захвата Краснодара. На том месте к 75-летию Победы и был возведён мемориал. Тогда для Краснодара Пашковская переправа была как Дорога жизни для осажденного Ленинграда. Вот те военные предметы – разные штыки (как наши от трёхлинеек, так и немецкие), пулемётные ленты, патроны, ржавые пистолеты, гранаты (порой невзорвавшиеся). А также каски, фляжки, котелки, солдатские ложки, немецкие монеты, да мало ли чего из арсенала войны было у нас в ходу. У многих были отцовские награды, которые тогда раздавались детям. Кроме того, дед Сергей выстрогал мне из дуба полноразмерную копию казачьей шашки, которой я очень гордился и сражался в ребячьих играх. Этот скарб и был у каждого станичного мальца. Бывало, кто и подрывался, но таким было наше детство.
Что касается празднования Дня Победы, так были времена, когда этот праздник на государственном уровне, по сути, не отмечали. Тогда он был рабочим днём. Но в семьях его помнили. Отмечу одну особенность – в то время ветераны-фронтовики свои награды не носили. Я только после гибели деда в 82 года увидел его награды, а они ведь были весомыми. Медали: «За боевые заслуги» [11,№ 014/н.],«За отвагу» [12, шкаф 83, ящик 4], «За оборону Кавказа», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг».Но я никогда не видел, чтобы мой дед их надевал. Да, собственно, и отец начал носить орденские ленты уже в конце 60-х годов прошлого века. Но отношение к их заслугам у нас в семье святое. Награды отца и деда после их ухода из жизни
всегда висели в рамках в детской комнате перед столом. И наши четверо детей, делая уроки, видели их. Сыновья тоже прошли воинскую службу – старший в спецподразделениях внутренних войск, а младший в морской пехоте Северного флота. Воинские награды отца и деда висят и сейчас теперь уже для внуков, которых пока восемь. И я считаю, что такое ненавязчивое отношение даёт больше плодов и вызывает у детей интерес. Там же висят и установленные по архивам награды предков – те, что удалось установить. К сожалению, в былые времена одно только упоминание о казачьих корнях могло иметь негативные последствия. Поэтому люди прятали свидетельства о своём отношении казачьему роду. Я ведь только при поисках родословной обнаружил упоминание о таких наградах предков, как серебряная медаль «За покорение Западного Кавказа», бронзовая медаль «В память войны 1853–1856», крест «За службу на Кавказе» [2, 01.09.2003, № 88-т]. До этого в семье хранилась только бронзовая медаль в память 300-летия царствования дома Романовых. А один из предков, согласно архивной справке из Санкт-Петербурга, «за отличия, оказанные во время военных действий Майкопского и Адагумского отрядов и во время движения в ноябре 1857 за Кубанью», был награждён Георгиевским крестом IV степени под номером 538 [3]. Эти награды я восстановил, и они также занимают почётное место в общем ряду семейных наград. Вот вам и пример ненавязчивого воспитания патриотизма на примерах героизма родных и близких, воевавших за Отечество в разные периоды его истории.
И вообще, я считаю, что составление и знание родословной – это важнейший патриотический принцип воспитания молодого поколения на конкретных примерах своей семьи. Там есть всё: и радость, и горе, и заслуги, отмеченные и неотмеченные, и жизнь, и гибель за Отечество. В этой связи Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Что же касается хранения семейных уз, то казаки были опорой всего российского общества, давая пример верности и добрых отношений между поколениями» [17, с.18].
Этим я и занимаюсь по жизни. Мне посчастливилось быть представителем славного казачьего рода, который я восстановил с 1780 года, а с 1998 года казаки доверили мне быть атаманом Обско-Полярной казачьей линии Сибирского казачьего войска. Этим я и занимаюсь по жизни. Один из примеров этого, – активная организация и участие в поиске материалов о 483-м Обдорском пехотном полку, воевавшем на Северном фронте в 1916–1918 годах. Мне и моим соратникам – краеведам и казакам, довелось приложить массу усилий по поиску архивных документов и изготовлению мемориальной плиты воинам этого подразделения. В Салехарде 9 ноября 2019 года при стечении казаков, кадетов, старшего и младшего поколения салехардцев, она была установлена у храма в Обдорском остроге. Это событие освятил своим присутствием архиепископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай. Нам удалось установить часть фамилий солдат из сёл Обдорск (в те годы так назывался Салехард), Мужи и Хэ и 118 фамилий солдат этого полка, награждённых Георгиевскими крестами IV степени [19, том 4-14]. Разве это не достойно памяти и не играет на воспитание подрастающей молодёжи? Учитывая это, ещё в 2014 году атаман Обско-Полярной казачьей линии учредил памятный крест, посвящённый Первой мировой войне, – «Помним и скорбим» [20], который вручался потомкам участников Первой мировой войны. Мы участвовали в сборе средств на строительство памятника в Москве героям Первой мировой войны. А с 5 мая 2019 года активно пропагандируем на своём казачьем сайте «Летка. рф» сбор фотографий и сведений об изображённых на них родных и близких – участниках Великой Отечественной войны. В настоящее время фото размещены в строящемся главном храме Вооружённых сил Российской Федерации.
Кстати, казаки ОПКЛ участвовали и в сборе средств на его постройку. Участвуют они и в сборе средств на строительство скита на Полярном Урале, храма в селе Белоярск, кафедрального собора в Салехарде. Участвуют в возведении на территории автономного округа часовен и поминальных крестов. И это не единичные факты. В этой деятельности следует отметить и работу по увековечению на Ямале памяти Юрия Кучиева, который всю жизнь проработал в Арктическом регионе на флоте, начиная с 5 июня 1941 года и до 1997 года. Он был капитаном первого атомного ледокола «Ленин», а затем «Арктика», возглавляя который 17 августа 1977 года впервые в мировой истории проложил дорогу и побывал на Северном полюсе. В освоении арктических морей это стало важнейшим событием не только для истории России, но и мировых морских держав. 26 августа 2019 года ему исполнилось 100 лет. Он участник Великой Отечественной войны, Герой Социалистического Труда СССР. Учитывая то, что сделал для Арктического Севера этот замечательный человек, казаки и добиваются установки ему памятника в п. Сабетта, где сегодня начинается Северный морской путь, а также присвоения одному из строящихся кораблей атомного ледокольного флота России его имени [21]. Вот вам и связь времён.
Отмечать или не отмечать День Победы, как чествовать наших семейных героев – живых и павших в разных войнах – вопрос в нашем роду никогда не стоял. Это делалось и будет делаться всегда. Меняются здесь только формы. К примеру, в 2010 году ещё не было Общероссийского движения «Бессмертный полк». Мы с казаками собрали военные фото наших отцов, дедов, матерей и выходили на праздник 9 мая с их портретами на бейджах, считая для себя наградой надеть на казачий мундир их фото [25, с. 183]. А когда это движение закрепилось, тогда мы сделали большие портреты участников войны, с ними принимаем участие в городских шествиях, при этом не снимаем и наши бейджи. К этому привлекаем и учащихся кадетских классов казачьей на правленности средней общеобразовательной школы № 4 Салехарда. С ними в 2019 году в составе шествия «Бессмертного полка» мы пронесли портреты наших отцов и дедов по Невскому проспекту. Кроме того, приказом атамана ОПКЛ по инициативе первого атамана Зайцева Г.И. атаманом ОПКЛ в 2018 году был учреждён памятный нагрудный знак «Потомок участника Великой Отечественной войны» [22, 30.03.2018, № 14], который официально вручается потомкам. Таких знаков вручено уже около 300, и не только россиянам. В настоящее время поступила заявка от казаков из Чехии, которые заказали 200 этих знаков. Работа в этом направлении продолжается. Мне, как депутату Законодательного Собрания Ямала четырёх созывов, при поддержке ветеранов и казаков удалось на законодательном уровне добиться в автономном округе установления ветеранского статуса – «Дети войны» [7, 04.06.2015, № 37/1]. Но и в этом направлении есть ещё чего добиваться. Это тоже наглядный вклад к 75-летию Победы, работа казаков по патриотическому воспитанию молодёжи на Ямале! «Мы должны хранить память о великих сынах Отечества, о тех, кто не жалел ни жизни, ни здоровья, ни времени, ни сил, чтобы защищать его. Есть люди, которые посвящают свою жизнь защите Родины, среди них особое место занимают казаки. У казаков не было срока службы, они служили стране с оружием в руках, оберегая её рубежи на протяжении всей своей жизни», – этим словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мы и следуем [18, с. 160].
Примечания:
- Архивная справка Информационного центра Главного управления Министерства внутренних дел по Саратовской области, г. Саратов, 3 февраля 1999 года № 18-6/С-3. Фонд № 37, опись №11, арх. № 9593, дело 6.13. Архив автора.
- Архивная справка из Государственного архива Краснодарского края «О родословной семьи казаков Степанченко станицы Пашковской» от 1.09.2003 г. № 88-т, г. Краснодар.
- Архивная справка от 20.11.2003 г. из Российского государственного исторического архива, г. Санкт-Петербург. Архив автора.
- Боевые знамёна на Параде Победы. Каталог. – М.: 1990, С. 101–108.
- Выставка достижений народного хозяйства СССР.
- Гвардейское наименование присвоено корпусу 27 августа 1942 года.
- Закон ЯНАО от 26.05.2015 № 54-ЗАО «О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ЯмалоНенецком автономном округе» и статья 13 закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе». «Красный Север», спецвыпуск № 37/1, 04.06.2015.
- Из личного дела Государственной безопасности СССР осуждённых Яковенко К. М. и Тарана С.М., 1942 год. (Автор ознакомился с материалами дела 26 мая 2000 года в Салехарде в помещении ФСБ РФ по ЯНАО)
- Наименование корпусу присвоено 5 апреля 1945 года. Воскобойников Г.Л. Советская конница в Великой Отечественной войне. – М.: Вече, 2008.
- Народный Комиссариат Внутренних Дел.
- Награждён приказом по 12-й гвардейской Краснознамённой Донской кавалерийской казачьей дивизии от 7 октября 1943 года № 014/н. Командир дивизии Гвардии полковник Григорович. В наградном листе отмечено, что командир орудия зенитной батареи 50-го Гвардейского дивизиона ПВО, гвардии старший сержант Степанченко Сергей Сергеевич в боях 8 сентября 1943 года, умело командуя орудием, проявив мужество и стойкость, в совместной стрельбе сбил два самолёта противника. Достоин награждения медалью «За боевые заслуги». Командир 50-го Гвардейского дивизиона ПВО гвардии капитан Сухоруков. Источник: сайт Министерства обороны РФ «Подвиг народа».
- Награждён 20 июля 1945 года. Центральный архив Министерства обороны. Шкаф 83, ящик 4.
- Приказ по 1884-му зенитному полку от 30 апреля 1945 года № 02/Н. Действующая армия. Сайт Министерства обороны РФ «Подвиг народа».
- Орденом Красного Знамени корпус награждён 12 февраля 1944 года.
- Пятницкий В.И. Казаки в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. – М.; Яуза, Эксмо, 2007.
- Письмо УФСБ РФ по Краснодарскому краю. Краснодар, 17 ноября 1998 года, № 1/ 1/ 6-С1594.
- Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Казачество: Отечество, вера, служение. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2019. – С.18: ил. – (Слово Святейшего Патриарха. Выпуск 8).
- Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Казачество: Отечество, вера, служение. – М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2019. – 160с. (Слово Святейшего Патриарха. Выпуск 8).
- Патрикеев С.Б. Сводные списки кавалеров Георгиевского креста 1914–1922 гг. Том 4 - 14. – М.: «Духовная Нива», 2013.
Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2020.- СС. 14 - 17.