А. А. Севостьянов,
научный сотрудник
 Заводоуковский краеведческий музей

 

Осенью 1941 года на станцию Заводоуковская  Омской области прибыли эшелоны. Из них на сибирский мороз высыпали 16 – 17 летние подростки в синих авиационных  шинелях. Так на Заводоуковскую землю высадился десант будущих  покорителей небес и первопроходцев космических далей, курсантов 1-й Московской спецшколы Военно-воздушного флота. «Спецов», как  все их называли.

Не раз и не два возмужавшие спецшколята добром  отзывались о приютившем  их скромном  посёлке. И для Заводоуковска появление курсантов-москвичей было событием необычным, которое даже спустя многие годы не изгладилось из  памяти наших  земляков. Лучше всего рассказать о жизни и быте курсантов в эвакуации  могут их ровесники, те, кому  в  военные годы было по 14 – 16 лет, а то и меньше.

Например,  Антонина Марковна Вишнякова была чуть постарше московских курсантов – в июне 1941 года она окончила школу. Её отец, Марк Иванович Некрасов, в те годы работал председателем  Сельпо. Именно ему Ялуторовский райком партии поручил быстро организовать питание эвакуированных «лётчиков».

- В  железнодорожном  клубе сделали столовую, с  элеваторской столовой взяли поваров, а  нам  отец  предложил  с  Шурой Агишевой, моей подружкой, поработать официантками пока не наберут  нужный состав  обслуги. И  вот  я там  и встретила Комарова и Гончарова. Я потому их  запомнила, что рядом  с  нами жили Комаровы, а Гончаров, думаю, может  быть, родственник писателю Гончарову. Преподаватель - или кто у них  там  считался, командир? - «Комаров, Гончаров, картошку чистить!» И вот  два парня садятся, я вот как помню – слева Гончаров  сел, беленький такой, и справа Комаров. Ну, я их  видела в  лицо, но с  ними совсем  незнакома была и не разговаривала, просто посмотрела я на них  и всё.

Потом  через  некоторое время приходит  девушка, её спрашивают: «Кушать будете?». Она говорит: «Буду», и ей, значит, наливают  порцию. Лишь  потом  уже, когда она стала поэтессой, я узнала, это была Юлия Друнина.

Среди спецшколят в  первую очередь вспоминают Игоря Чкалова, сына знаменитого на всю страну летчика. Скорее всего, известность его фамилии заставляла наших земляков обращать на него особое внимание. А будущие космонавты никого особенно не интересовали. Однако на Владимира Комарова обратила внимание Александра Игнатьевна Кравчук. Не удивительно – учились наши ребята рядом  с москвичами, были ровесниками. Была и ещё одна причина…

- Знала Комарова я. Как знала? Потому что моя девичья фамилия Комарова, и все ребятишки говорили: «Давай мы тебя познакомим. Комаров, может, твой родственник».  Я говорю: «Да нет, не должно быть». Всё-таки они нас познакомили, но он был  на год меня младше, и никакого  общения больше с ним  не было.

Чкалов  Игорь – ну тоже знаменитость. Он, по-моему, позже приехал, чем  остальные курсанты. Мы специально ходили на него смотреть: такой приземистый, но ребятишки его не хвалили, говорили, он заносчивый был.

Хорошо помнит курсантов 1–й Московской спецшколы ВВС и Татьяна Сергеевна Карева. В 1941/42 учебном году она училась в 5 классе. А запомнились ей курсанты, несмотря на все воинские уставы и дисциплину, прежде всего... драками. Татьяна Сергеевна рассказывает:

Помню сына Чкалова хорошо. Помню, его мать, Ольгу, в белой береточке… Когда приезжала, все шептались: «Чкалова приехала, Чкалова мать приехала!» - нам  же всё это интересно было, допотопные были, любопытные.

И даже помню, как  этот  сын  Чкалова с  Марксом, нашим, заводоуковским  парнем  скандалили у железнодорожной бани.

Татьяна Сергеевна встречалась с  москвичами не только в  школе, но и дома: «У нас  на квартире жила учительница химии и когда собирались молодые преподаватели, то они рассуждали, а я эти разговоры слышала, и понимаете, они ко мне прилипли и я их  до сих  пор  помню».

Многие  наши  земляки тепло вспоминают московских и ленинградских учителей. Они произвели неизгладимое впечатление высоким уровнем культуры и интеллигентностью. А. И Кравчук рассказывает: «У нас  были преподаватели из  спецшколы, своих  не хватало. Литературу вёл Архангельский Иван  Иванович. Как приехали они, и он  до самого отъезда у  нас  преподавал, только в  конце 1943/44-го учебного года, когда они уехали, его сменила Елизавета Дмитриевна Владимирова. А так  он всё время у нас  преподавал, мы его очень любили. Преподавал у  нас  химию Рабинович, один  из составителей учебника по химии. Он  такой мощный был, придёт, в  класс входит, скрипят  ботинки. Мы его сначала сильно боялись, а потом  уважали – свой предмет  он  знал.  А физику у нас  преподавал Щербаков, тоже один  из  составителей задачника по физике»

Не удивительно, что многие ученики нашей школы мечтали стать курсантами спецшколы. И некоторым  одноклассникам Александры Игнатьевны это удалось

- У нас, когда мы учились в  9 классе, парней немного уже оставалось. Вот, например  Лёня Тарутько ушел в  школу после 9 класса и Алик Кубасов  тоже ушёл  в  спецшколу, и потом  они, тот  и другой, поступили в летные училища.

Старожил  нашего города Яков  Емельянович Коптяев в мае 1942 года  устроился конюхом в летную школу.  Был он  тогда  значительно моложе «спецшколят». Ему бы ещё учиться и учиться, но в Спецшколе давали рабочую карточку и спецодежду. А то, что он ещё запрягать не умел, его не смущало – друг показал, с  какой стороны подходить к  лошади, а всё остальное пришло с  опытом.  Он и его друзья возили на лошадях дрова, провизию и другие грузы на склад спецшколы.

«Привезешь дров, говорит он, и идешь в столовую просить что-нибудь поесть, если летчики после обеда оставили». Сначала, по воспоминаниям Якова Емельяновича, курсантов  кормили более или менее хорошо, так как были у школы запасы.  Кормили какой-то рыбой,   хлеба давали курсантам грамм по 700, а ему, как рабочему,  500 граммов.   Но вот осенью и зимой  кормить стали хуже: на столах появилась мороженая картошка. Столовая была большой, столы стояли в несколько рядов. Само здание было старым: пол и стены были изгрызены крысами,   которые выходили из своих нор после того, как, пообедав, уходили курсанты: «Зайдешь в столовую, топнешь ногой, и разбегаются крысы в разные стороны». Также он вспомнил тетю Нюру - повара и Капу - хлебореза.

Он тоже лучше всех запомнил Игоря Чкалова, а остальных  он помнит плохо. В его  памяти сохранились  интересные случаи, участниками которых были «спецы». Яша и другие конюхи возили со складов и с железной дороги, прямо из вагонов, рыбу в бочках, по 4 бочки в телеге.  «Везешь, говорит он нам, эти бочки, а курсанты уже поджидают на дороге и кричат,  чтобы давали рыбы. Куда, деваться, разобьют курсанты бочку, наберут рыбы и уходят. Приезжаешь на склад школы, там спрашивают,   почему разбита бочка - так говоришь, что разбили какие-то курсанты, а  спросят какие, говоришь, не знаю,  все,  мол, на одно лицо».  Не держали они на курсантов зла за эту рыбу, ведь время тогда было такое, всем есть хотелось, а если бы их в столовой хорошо кормили, то они бы так не делали. Но не всегда  всё так безобидно заканчивалось. Однажды летом пришел тогда на разгрузку вагон с какими-то рулетами, то ли шоколадными, то ли еще какими-то,  для летчиков. И вот во время разгрузки один из курсантов - Аркаша - отобрал у него этот мешок. Так дело дошло до того, что потом Аркашу искали, а вот что с ним сделали,  Яков Емельянович не знает, ведь они отдельно от курсантов были, да и своих дел хватало.

- Трудно ребятам  пришлось в  то время, - соглашается с Яковом  Емельяновичем  Т. С. Карева, - питание было  тоже не очень такое. И вот  еще помню то: у нас  была корова, молочко было излишнее. А писать не на чем было. А вот у этих  ребят  из  спецшколы были очень хорошие тетради, из  лощёной бумаги, и нам приходилось подходить к  курсантам и говорить: «У вас  не будет тетрадки? У меня молоко есть».

Стала Татьяна Сергеевна свидетелем  трагедии, произошедшей с  курсантами в заводоуковских  лесах. Основным предприятием в  нашем  посёлке в то время был леспромхоз – один из крупнейших в  стране. Ежегодно здесь заготавливалось до миллиона кубов леса. И в  мирные годы на сезонные работы  привлекались жители окрестных деревень. А  после мобилизации лесорубов работа зимой на лесозаготовках стала одним из важнейших занятий молодёжи. Трудились там и «спецы». Лесоматериал вывозился по лесовозной железной дороге.

- Там  один  был  мальчик  по фамилии Макаров. И когда они грузили на участке дрова для спецшколы, его зарезало поездом. Его похоронили здесь. Из  парка таскали всё кедровник, и делали венки не его могилку.

Если не ошибаюсь, кажется, директором  спецшколы тоже был  Макаров.  Так рассказывали, что Володя Макаров всё говорил: «Двум  Макаровым  в  Москву не вернуться…»

И вот в 1943 году, поползли слухи, что собираются переводить школу, а примерно в январе 1944-го подали вагоны. Татьяна Сергеевна вспоминает:

- Конечно, когда уже уезжать им  пришлось обратно в  Москву, они, значит, к  вагону привязали сзади метлу, а мы все это наблюдали, провожали, а девчонки некоторые и плакали… И вот  ребята пели песню:

Прощай Сибирь, посёлок,
И прелесть сосен-ёлок.
Столица нас  ждёт,
К  нам  мать подойдёт

Перед самым отъездом школы Я. Е. Коптяев  пришел увольняться. Ему ответили, что справку о том, что он работал здесь, дадут  только тогда,  когда сдаст рабочую одежду: фуфайку, брюки и валенки. Яков объяснил, что больше одеть у него нечего, но ему сказали, что если не сдаст одежду, то и справку не получит. Так и остался Яков Емельянович без справки.

Курсанты - москвичи запали в  память наших  земляков  и  вошли в  городской «фольклор». Появление в Заводоуковске спецшколы встряхнуло жизнь тихого тылового посёлка. Пришлось преодолеть значительные трудности, чтобы разместить это учебное заведение в  населённом пункте, где до войны была  всего одна средняя школа, организовать снабжение и обучение московских  ребят. Но само знакомство с  москвичами влило свежую струю в  быт  заводоуковцев. С  годами интерес  к  этим  событиям  только возрастает.

 

Другие статьи из сборника докладов и сообщений "Наше наследие-2009" вы можете найти в АРХИВЕ сайта "Наше наследие"

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»