Н.С. Бабушкина,
младший научный сотрудник,
Кунгурский историко-архитектурный и художественный  музей-заповедник,
 г. Кунгур, Пермский край

 

Одной из форм исследовательской работы и комплектования фондов являются историко-бытовые экспедиции. Сотрудники Кунгурского музея не раз выезжали в деревни и села, расположенные неподалеку от Кунгура. В мае 2009 года была организована поездка в д. Мазуевка Кишертского района Пермского края, она совмещалась с палеонтологической экспедицией.

Деревня Мазуевка была выбрана в качестве объекта изучения не случайно. В окрестностях данного населенного пункта сконцентрированы исторические, географические и другие памятники. Это и остатки металлургической промышленности, и памятники деревянного зодчества и религиозной жизни, провалы Мазуевской карстовой депрессии, пещера им. В.А. Варсанофьевой, палеонтологические местонахождения.

До 1924 года деревня входила в состав Кунгурского уезда Пермской губернии и уже в 1875 году насчитывала 121 двор с мужским населением 351 человек и женским 373 человека.1 Неподалеку стоял железноделательный завод, построенный в 1704 году Федором Ивановичем Молодым на реке Мазуевке.2 Жители занимались не только хлебопашеством, но и содержанием скота: коров, лошадей, овец. Овца в XVIII-XIX веках играла большую роль: на каждом дворе насчитывалось до десятка и более этих животных. Поэтому в деревне было 4 завода по выделке кож.3

На речке Мазуевке до 1917 года было 4 мельницы (опрошенные жители утверждают, что их было 6), в том числе в урочище «Пустой завод» где некогда находилось предприятие Ф.Молодого. Были в Мазуевке и свои кузнецы.4 В деревне стояла деревянная часовня (жители называют ее церковью). Большая часть населения придерживается традиционной православной веры, однако значительное число жителей относится к старообрядцам.

Наиболее распространены в деревне следующие фамилии: Седых, Крохалевы, Ваняшкины, Немтины, Байдаковы.

После революции началось раскулачивание зажиточных крестьян. Первый колхоз, по воспоминаниям А.А. Мякшиной, носил название «Трактор» В нем были конные дворы, специалист делал сани. Выращивали помидоры, капусту, лен, из которого плели веревки и рогожи для сельскохозяйственных нужд. 5

Во время Великой Отечественной войны в деревню эвакуировали семьи из Ленинграда, размещали их в клубе и по частным домам. В их числе была семья Зарембо. Владимир Зарембо впоследствии стал председателем колхоза. При нем было принято решение закрыть не работавшую к тому времени часовню. Были сняты иконы, часть которых разошлась по местным жителям.6

В ходе экспедиции была посещена школа, которой в 2008 году исполнилось 100 лет. Деревянное здание построено в стиле «модерн». До сих пор существует пионерская организация. В пионеры принимают с 3-го класса до шестого, после этого – в совет старшеклассников. При школе работает магазин «Школьный» для жителей деревни, открытый в 1993 году. Школьный музей обладает интересными экспонатами. Среди них наиболее интересны: камни с отпечатками растений, женская одежда конца XIX-начала ХХ века (белая свадебная парочка и черные кожаные ботинки на каблуке принадлежавшие К.А. Мякшиной – староверке, старообрядческий красный сарафан, принадлежавший М.Ф. Белоусовой), медали участника Великой Отечественной войны, предметы русского быта (расписная прялка, фонарь, два зеркала в резных деревянных рамах, старинный самовар, расписанный в настоящее время в Суксуне), патефон, икона из часовни.

Участниками экспедиции был посещен дом К.Т. Наумовой. На цифровой фотоаппарат сняты поличка - полка, голбчик – боковое место возле печи, закрывавшее вход в голбец (подполье, овощная яма), в углу которого висел умывальник, под ним стояла лохань, так же «голбчиком» назывался настил над голбчиком, где спали; грядка – навесная полка, которая шла от печи до противоположной стены, имела заднюю стенку, если стенка отсутствовала, то вместо нее вешалась цветная занавеска, на грядке хранили домашнюю утварь: горшки, туески, иногда хлеб; залавок – небольшой шкафчик, размещавшийся рядом с печкой, ставник – вертикальный шкафчик возле печи, делая который мастер приговаривал: «Блины да оладейки, да будут стенки гладеньки».7

Была посещена также старообрядческая часть деревни. Супруги Мякшины, старообрядцы, позволили сфотографировать предметы культа (кресты, подручники), рассказали о старообрядческих обычаях: запрете жениться на «мирских» - не старообрядцах, о необходимости креститься двумя пальцами - «Щепотью креститься грешно – так только табак мужики сыпали», о том, что наставник – кунгурский, приезжает в Мазуевку причащать старообрядцев, в его отсутствие собираются молиться у его поручительницы, которая даже имеет право крестить младенцев.8

В ходе экспедиции были собраны предметы этнографии и быта: берестяной туес, деревянная бадейка под масло, мутовка, два стеклянных графина 1950-х гг., плетеная хлебопечная чашка, деревянная швейка, прялка, украшенная урало-сибирской росписью, подручник, витой пояс. В числе наиболее ценных экспонатов: две фаянсовые тарелки предположительно кунгурского производства конца XIX-начала ХХ века, одна из них украшена розовым печатным рисунком с изображением парусника, образцы домотканого полотна того же периода, украшенный резьбой рубель.

 

Список литературы:

  1. Шестаков И.В. Прошлое земли Кишертской. Краеведческие изыскания. - Усть-Кишерть, 1989. - с. 77
  2. Кинева Л. Федор Молодой – представитель предпринимательской среды XVIII в.//Ярмарки на Урале. История и современность. – Кунгур, 2002 г. – с.198-201
  3. Шестаков И.В. Указ. соч. - с. 62
  4. Там же. - с. 63-66
  5. Воспоминания Мякшиной А.А., записаны 22.05.2009 г. Голубевой О.Г.
  6. Воспоминания Наумовой К.Т., записаны 22.05.2009 г. Бабушкиной Н.С.
  7. Там же.
  8. Воспоминания Мякшиной В.М., записаны 22.05.2009 Липиной В.В.

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   

Календарь событий

Июнь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»