Л. С. Михайлов,
полковник КГБ в отставке
выпускник 1 Московской спецшколы ВВС
Здравствуй племя молодое, незнакомое!
Эти слова Великих Поэтов России – Владимира Маяковского и Александра Сергеевича Пушкина здесь и сейчас весьма уместны, т.к. они обращены непосредственно к Вам и я к этим словам присоединяюсь.
Начать своё выступление я хочу с двоекратной благодарности Вам.
Во–первых, я благодарен за приглашение меня в город моей юности, славный город Заводоуковск, чтобы вместе с Вами отметить и подчеркнуть эту славность.
Во–вторых, я благодарен Вам за то, что Вы – жители города Заводоуковск помните и чтите Историю и обычай Вашей «Малой» и Великой Родине. Вы это делаете в учебных заведениях и краеведческом музее Города, пользуясь правильным отношением к этому вопросу Ваших руководителей и городских властей. Это очень важно для сохранения независимости и самобытности нашего Великого Народа.
В этом плане я отыскал и передал Вашим «Следопытам» довольно интересный материал из журнала «Знание – сила» /№5, 2007 г./, в котором утверждается, что в зиму 1943 – 44 годов были обманным путём вывезены в город Омск 800 юношей и девушек для работы на омском авиационном заводе. Там они в голоде и холоде землянок, в которых они жили, получали необходимые заводу квалификации и работали в его цехах.
Каковы были причины обмана, и в чём он выражался?
Причину все знали, у завода был план поставки боевых самолётов на фронт. И если этот план не выполнялся, то Сталин очень жёстко наказывал директоров таких заводов, вплоть до расстрела. Рабочих рук не хватало, т.к. фронт забирал всё больше и больше людей.
Обман же заключался в том, что детям предложили поехать на поезде на один день на реке Ишим баржи с лесом разгружать, « в помощь фронту». Такое было не раз и ребята много с собой не брали – одежды и еды на один день. А поезд с ребятами протащили до Омска и там расселили в землянках. Трудно себе представить ужас их положения.
Вот я и думаю, что Вашим «следопытам» будет по – плечу сложная работа по отысканию в современном Заводоуковске участников этой малорадостной эпопеи. Ну, есть ещё наверно сколько – то человек из восьмисот, которые вернулись в Заводоуковск, и должны быть среди них такие, которые и по сей день находятся в добром здравии. А с другой стороны, где они взяли 800 человек в маленьком Заводоуковске?
Я хочу немного вернуться к вопросу о сохранении народном памяти и её вещественных спутников. Мыслей и высказываний замечательных людей всех людей и народов великое множество. Я пожалею Вас, и скажу об этом не так уж и много.
Пример первый: властитель Древнего Египта, бывшего в то время самым сильным государством мира, Птолемей, высказался примерно так: «Забыв о своём славном прошлом, народ обращается в толпу оборванцев, жаждущих лишь набить брюхо».
Наш соотечественник Н. М. Карамзин, Историк и писатель имел такое суждение: «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество». Это уж прямо про Вас писано.
Наш соотечественник, бывший руководитель Службы Внешней Разведки, по моему мнению, единственный порядочный человек на таком посту, писал в своих воспоминаниях: «Не зная прошлого, ты в будущем будешь ошибаться так же и в тех же ситуациях, где ошибались твои предки. Так ты и простоишь на месте».
Я хочу немножко поделиться с Вами некоторыми результатами своих размышлений по поводу того, что есть человек.
Начнём со Льва Толстого. По его мнению «Человек есть дробь – где в числителе стоит то, что он есть на самом деле и что о нём думают люди, а в знаменателе то, что он сам о себе думает». Хорошо сказано, подумайте об этом.
Наш соотечественник, самый лучший авиаконструктор, а я о них знаю не понаслышке, Владимир Михайлович Мясищев убеждён в том, что: «В человеке важно не отсутствие недостатков, а наличие достоинств».
У Сергея Павловича Королёва есть такое высказывание, которое он часто применял при воспитании в своём конструкторском бюро молодых инженеров (я знаком с рядом таких инженеров): «Если ты свою работу сделал быстро, но плохо, то люди скоро забудут, что ты её сделал быстро, но очень долго будут помнить, что ты её сделал плохо. Если же ты свою работу делал медленно, но хорошо, то люди скоро забудут, что ты её делал медленно и никогда не забудут, что ты её сделал хорошо».
А вот, что я внушал моему сыну: «Никогда не ищи виновников твоих неудач в окружающем тебя людском обществе, а ищи, и обязательно находи причины своих неудач в себе самом. Научишься этому – ты всегда будешь «на коне», и жизнь твоя тогда будет, пусть и нелёгкой, но интересной, продуктивной и полезной людям. Не научишься этому, пеняй на себя – ты всегда будешь «под конём», и жизнь твоя будет нудной, неинтересной и бесполезной для других людей». И ещё: «Лучше надеяться на меньшее и получить его, чем претендовать на большее, и не получить ничего».
В заключение разумных высказываний о жизни и человеке знаменитых и не знаменитых людей, опирающихся на жизненный опыт свой и своих соотечественников, я считаю уместным привести слова известного философа и поэта Древнего Востока Мирзы Шафи Везеха:
Что ни пошлёт беда,
Что ни пошлёт удача,
Приемли в жизни всё,
То радуясь, то плача.
И если счастья сам ты взять себе не смог,
Его не смогут дать ни царь земной, ни Бог.
А наш знаменитый и любимый моим поколением поэт Константин Михайлович Симонов эту же мысль выразил несколько по-другому:
Какое б море мелких неудач,
Какая бы беда тебя не постигала,
Покрепче зубы стисни и не плач,
Засядь за стол, и всё начни сначала.
Надо сказать, наверное, и несколько слов, посвящённых городу Заводоуковск и пребыванию в нём в 1942-44 годах 1-й Московской специальной школы Военно-воздушных Сил СССР.
В своём сознании историю Заводоуковска я разделяю на три периода.
Далёкая История, которая начинается с Петровских времён, с XVIII века.
Вторым периодом я бы назвал Великую Отечественную Войну. С точки зрения Истории промежуток времени небольшой, но значение его в жизни нашего Отечества и города Заводоуковска невозможно переоценить. Хотя сейчас и находятся люди, как за рубежом, так и внутри нашего государства, которые различными методами пытаются унизить Нас и значение нашей Победы.
Заводоуковск среди творцов Победы над фашизмом занимал своё достойное место, поставляя на фронт людей, хлеб и лес. Бывало и такое, что сами голодали, но всё, что нужно было фронту, выдавали в запланированных количествах.
Вместе с жителями Заводоуковска, мы – батальон 500 дисциплинированных здоровых ребят, принимали возможное участие во многих работах по снабжению нашей Армии всем необходимым для сдерживания, а затем и полного уничтожения фашистского агрессора на нашей территорий и территорий всей Европы.
Руководство города всегда, когда возникала угроза выполнению плана поставок, обращалось к командованию нашей школы за помощью, и никогда не имело отказа. 500 пар рабочих рук что-то значило!
Мы работали на лесоповале… Мы в основном работали в окрестностях Тропинского, когда там был ещё лес. Там мы готовили и погружали на платформы продукцию Леспромхоза – мерное бревно, и отправляли прямо с делянок на фронт или в шахты. Это были те самые «…три наката…», о которых поётся в замечательных песнях военного времени. Эти «три наката» были добыты и нашими руками, и нашим потом, и, даже, нашей кровью, т.к. у нас при работе на делянках и при погрузках были и серьёзные потери, и в Заводоуковске есть могилка нашего курсанта Володи Макарова. А Паша Родионов, потеряв там ногу, лишился надежды остаться лётчиком. Те ребята которые были послабей, зарабатывали себе грыжи, и я ещё помню, как они «хвастались» друг перед другом, что сам доктор Лома делал им в Ялуторовске операции. Лома – фамилия доктора была такая.
После войны, в 70-х годах, я был несколько раз в Заводоуковске, и меня там познакомили с гражданкой Брекоткиной, которая много лет ухаживала за могилками Владимира Павловича Друнина и Володи Макарова. Мы ей немного помогали, краской, и кое-каким инвентарём. Я хочу выразить ей благодарность за это ещё живых ребят из нашей роты, а если она уже ушла «к верхним людям», то пусть ей это там, наверху, зачтётся.
Нам приходилось в тяжёлую дождливую страду работать на вашем элеваторе – перелопачивать зерно в буртах большими деревянными лопатами, чтобы зерно в них не «горело», не теряло своей всхожести и пищевых качеств. Ещё крутили ручные веялки там, на элеваторе, и я ещё помню такую машину зерноочистительную, как «триер» и почему она так называлась.
В самом Заводоуковске мы ещё работали в мехлеспункте, распуская большие брёвна на доски, на большой лесопильной раме. Рыли котлованы для строительства объектов городского хозяйства и железной дороги.
Много нам приходилось работать и в поле – пропалывать всходы различных культур, участвовали в жатве хлеба, уборке капусты, картошки. Работников было так мало, что часть картофеля уходило в зиму, под снег. Некоторые наши ребята, уже достаточно грамотные технически, работали трактористами в посевную и в уборочную.
На лесных делянках нам уже доверяли калибровку счищенного леса, его погрузку на платформы, разгружали часть платформ на станции, складывали нестандартные брёвна в штабеля и несли охрану этого леса, предназначенного для отопления и обеспечения жизненных нужд самого города, его жителей и нашей собственной жизни в Спецшколе.
Время было военное и нам приходилось даже, по заданию ялуторовского Райвоенкомата, патрулировать в ночное время с оружием в руках улицы города, когда в округе появлялись дезертиры. Было и такое.
Мы быстро мужали в таких условиях, становились крепче духом и телом.
При всём этом существовали в Спецшколе свои учебные планы – по общеобразовательным предметам, по военной подготовке, по авиационной подготовке. И никаких скидок в связи с выполнением массы работ для города нам не делалось.
В суровую и голодную зиму из-за голода и потери сил мы не могли передвигаться строем в учебные корпуса. Тогда мы оставались в казарме, и лежа на нарах, все равно занимались по учебной программе.
Всё это подробнее описано в моей книге, которые я писал только для своих прямых потомков. Но я нашёл возможным, в порядке исключения, подарить эту книгу заводоуковскому музею, где ее могут почитать все интересующиеся историей родного города.
И, напоследок, я прошу Вас очень внимательно прослушать, что сказал Государственный секретарь США /по нашим меркам это премьер-министр/ Алан Даллес на сборище американской политической и экономической элиты в 1945 году, почти сразу, после окончания войны, после Победы СССР в Великой отечественной Войне. Цитирую по документам.
«Мы найдём своих помощников внутри России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своим масштабам трагедия гибели самого непокорного на земле народа, необратимого угасания его самосознания. В управления государством мы создадим хаос. Незаметно, но действенно будем содействовать самодурству чиновников, взяточниству, хамству и наглости, пьянству и наркомании, разжиганию ненависти между народами. И, прежде всего ненависти между народами. И, прежде всего ненависти к русскому народу. Все это мы будем незаметно культивировать».
Я бы хотел, чтобы до всех российских граждан дошёл смысл этих угроз Алана Даллеса, чтобы они сопоставили свои наблюдения с практикой нашего сегодняшнего дня, насторожились и «собрались», чтобы дать ощутимый отпор попыткам разложения нашего российского народа, дестабилизации жизни нашего народа и уничтожению нашей промышленности и сельского хозяйства.
Обращаю Ваше внимание на то, что сегодняшний экономический и финансовый кризис готовился в соответствии угрозами Даллеса, и является прямым результатом деятельности американской политической, финансовой и экономической элит.
Наверное, мне пора кончать поучать, вспоминать и пугать.
Кстати, о традициях прощания. Мне не нравится, когда мне при расставании говорят: «Желаем Вам крепкого здоровья». Ну, о каком здоровье может идти речь в восемьдесят три с половиной года? Для меня это «проходная» фраза, ничего не значащая и говорящему, и слушающему её.
А вот если кто при расставании скажет мне: «Желаю тебе, старче, сил и успехов в борьбе с болячками, старыми и новыми!», то это для меня вполне приемлемо и даже приятно, т. к. трудно ждать такого от равнодушного человека.
Большое спасибо за ваше внимание.