Бриж С.Н.,
научный сотрудник
центра учёта, хранения и
популяризации музейных фондов
структурного подразделения
ГАУК ТО «ТМПО»
«Ялуторовский музейный комплекс»


Линогравюра. Мурычев. Ялуторовск - город памяти декабристов. 1978 г. Тюмень

В этом году Тюменской области исполнилось 75 лет, которые наполнены жизнью и трудом многих поколений тюменцев. Наш край обладает многими богатствами и достоинствами, но главное из них – люди. Это разведчики и добытчики нефти и газа, строители и управленцы, врачи и учителя, писатели и художники. Из когорты творческих и талантливых людей особо хочется остановиться на личности Александра Ивановича Мурычева. Он, работая в технике акварели, живописи, линогравюры, ксилографии, оставил потрясающее наследие, благодаря которому можно окунуться в атмосферу прошлого нашей родной земли, ощутить её колорит. Для того, чтобы понять самобытность творчества Мурычева, надо обратиться к его истокам, к его корням.

Александр Иванович Мурычев родился 14 сентября 1918 г. в деревне Онуфриево Исетского района Тюменской области в крепкой старообрядческой семье, которая в 1930-м переехала в Тюмень. Здесь Александр Мурычев получил художественное образование во Дворце пионеров. Ходил в кружок изобразительного искусства к В. Дубицкому и А. Митинскому. Последний приучил его к постоянной работе с натуры. Александр искал сюжеты на берегах Туры, на улицах и в окрестностях Тюмени, увлечённо делал наброски. С пристальным вниманием он всматривался в особенности «лика» старого города, любовался строгой, торжественной, суровой красотой сибирских построек, стремился к точной передаче архитектурных реалий прошлого. В 1940-м дебютировал в качестве художника на выставке, получив хорошие отзывы в прессе. В феврале 1942 г. Александра призвали в железнодорожный восстановительный батальон. Железнодорожные станции Белокоровичи, Сарны, Ровно, Луцк восстанавливались с его участием. При разминировании одного из объектов потерял ногу. В 1944 г. был демобилизован.

Мечту стать художником Александр Иванович не оставил, и после войны шесть лет работал в краеведческом музее оформителем, потом перешёл в художественный фонд, как раз в это время был основан Союз художников. Мурычев продолжал художественное образование в студии Митинского. В 1946 г. по протекции учителя он попал на курсы в Московское творческое объединение «Векохудожник». Курсы под руководством Сергея Герасимова и Бориса Иогансона давали провинциальным художникам возможность посетить столичные музеи искусств, познакомиться с известными художниками-современниками. В 1951 г. стал работать в Тюменском отделении художественного фонда РСФСР. В 1961 г. был принят в Союз Художников РСФСР.

Серьёзно и неторопливо искал мастер свой путь в живописи. В 1960-х он увлёкся графикой, главной темой которой осталась, как и прежде, родная Тюменская земля. Об этом говорят названия картин и графических работ художника: «Наша улица Тюменская», «На реке Туре», «Тюмень», «Заречье», «Поздняя осень в Тюмени». Но, совершенствуя мастерство, художник, продолжал работать и в живописи. В пейзаже он любовался красотой тюменских улиц, тихих переулков и двориков. С достоверной точностью запечатлел архитектуру заповедной Тюмени. Делая предварительные зарисовки и этюды, художник фиксировал детали старинных построек, различных наличников, ажурных дымников, как это видно в его работе «Дворик в Тюмени». В настоящее время эта работа, написанная в 1983 г., представлена в Ялуторовском музее на выставке «Путешествие в страну Изобразилию» [1].

В 1970-е гг. Мурычев осваивал новое для себя направление – линогравюру, и очень скоро нашёл своё место в этом жанре. Эстампы, как их называли, были очень популярны в 1960-е гг. Они отвечали духу времени, украшая интерьеры и солидных учреждений, и дома новосёлов многочисленных новостроек. Гравюра на линолеуме - самая молодая из всех графических техник. Гравирование по нанесённому на поверхность рисунку производится специальными резцами-штихелями. Сочный живописный штрих в сочетании с широкими и напряжёнными по тону плоскостями составляют основные художественные достоинства линогравюры [3].

Совершенствуя технику цветной и чёрно-белой линогравюры, Александр Иванович за много лет выработал свои принципы композиционного и цветового построения, в совершенстве овладел сложными техническими приемами резьбы и печати. В 1970-е Мурычев создал альбом линогравюр, посвящённый Тюмени. Здесь запечатлены все характерные места города. Это первый художественный альбом о Тюмени, который цельно, с любовью показал образ первого за Уралом города.

Архитектурные пейзажи Мурычева — спокойные и гармоничные — как бы приглашают нас, вслед за художником, мысленно совершить прогулку по улочкам и кварталам старого города, внимательно всмотреться в его черты, почувствовать их своеобразие, поэтику. По его работам можно понять, что художник жил в ладу с самим собой, с природой, дорожил своими земляками и своей малой родиной. Своими работами он призывал о необходимости сохранить для потомков красоту старой Тюмени.

Сейчас его работы имеют большую документальную ценность. Небольшой тираж издания разошёлся мгновенно. Один из альбомов с 12 работами из серии «Гравюры о Тюмени» был подарен Тюменской областной картинной галереей Ялуторовскому музею на 50-летие. Альбомы вышли в свет к 400-летию Тюмени, с которой была связана вся жизнь художника.  Эти линогравюры приглашают нас прогуляться по Тюмени 1970 гг., всмотреться в черты советского города, ушедшего времени. Его работы дышат лаконичностью, благородством, тихой сдержанностью и огромной любовью к родному краю. Эти гравюры были представлены в 2014 г. на выставке «Земля благословенная» в Ялуторовском музее. А сама выставка посвящалась 70-летию Тюменской области.

В семидесятые годы в тюменском искусстве более широкое распространение получил индустриальный пейзаж. Особую популярность приобрёл мотив «разбуженной» природы Севера. Пейзажи с культовой архитектурой не особо приветствовались в это время: и здесь важно было соблюдать идеологическую направленность. Тёмные купола белокаменных церквей как-то уж слишком сиротливо смотрелись на фоне современных построек во многих произведениях живописи и графики. Но были и исключения. Например, в фондах Ялуторовского музея хранится цветная линогравюра А.И.  Мурычева «Кремль на Иртыше» 1977 г. В ней акцент сделан на выразительных формах храмовой архитектуры. Лёгкая и стройная вертикаль колокольни доминирует в композиции. И хотя суровая стилистика придаёт образу некую холодноватую отстранённость, всё же здесь чувствуется не просто восхищение памятником архитектуры, а передано ощущение таинственности, духовности изображённого мотива [2].

К очередной зональной выставке, которая проходила в конце 1979 г., Александр Иванович подготовил серию линогравюр «Города Прииртышья», показав в ней и город Ялуторовск. Линогравюра «Ялуторовск – город памяти декабристов» 1978 г. была подарена Тюменской областной картинной галереей Ялуторовскому музею. В настоящее время она является украшением выставки «Мой музей – моя история» в музее «Торговые ряды» (2017 г.).

Александр Иванович Мурычев оставил большое творческое наследие, часть которого хранится в фондах Тюменского музея изобразительных искусств, в фондах Исетского народного краеведческого музея им. А.Л. Емельянова и в фондах Ялуторовского музея. В Тюменском областном музейном комплексе им. И.Я. Словцова хранится альбом, в котором собрано огромное количество рисунков непревзойдённого мастера Мурычева.

 

Литература:

  1. Овсянкина Л., Яблокова И., Фёдорова Н.  Тюменский музей изобразительных искусств / Под ред. Усова Е.М.: Белый город, 2007. 63 с.
  2. Черниева З.Л. Стилевые направления изобразительном искусстве Тюмени 70-90-х гг. ХХ в.: учеб. пособие / З.Л. Черниева. – Тюмень: РИЦ ТГИИК, 2006. – 64 с. / +16 с. илл.
  3. Художники Тюмени: Юбилейный альбом / автор ст. Валов А.А., сост. биографических справок Сезева Н.И.-Тюмень: ТООСХР, 1994. -197 с.

 

Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2019.- СС. 81- 83.

 

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»