Абрамова О.А.,
научный сотрудник
структурного подразделения
 ГАУК ТО  «ТМПО»
«Ялуторовский музейный комплекс»

 

 
Фрагмент экспозиции "Хищники наших лесов". 

Образование является одним из основных видов деятельности музея наряду с хранением, изучением и экспонированием музейных предметов. В образовательном процессе важную роль играют наглядные средства обучения. Они особенно актуальны при преподавании предметов естественного профиля. Музеи естественнонаучной направленности, в частности музеи природы, занимают особое положение в ряду таких средств.

Являясь социально-культурными учреждениями, они играют заметную роль в современном обществе, эффективно интегрируя как с общеобразовательной системой, так и с системой дополнительного образования. Музейный потенциал предлагает предметные знания, психолого-педагогическое и дидактическое сопровождение образовательного процесса. Основными педагогическими функциями естественнонаучных музеев являются:

- образовательная (зрительно-слуховое восприятие и усвоение информации; использование дидактических материалов, дополняющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к предметам естественного цикла);

- развивающая (активизация мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса, коррекция лексики);

- просветительская (формирование умений, навыков, адекватного отношения к получаемой информации);

- воспитательная (формирование личностных качеств, взглядов, убеждений в результате целенаправленной деятельности).

Музей создаёт предпосылки для формирования исследовательского интереса у детей, помогает целостному восприятию окружающего мира и поиску взаимосвязей между объектами. Если у ребёнка уже есть свои предпочтения, то в музее он сможет получить более глубокие знания. Впоследствии это даёт импульс для получения профессиональных навыков в той или иной области, стимул для саморазвития. Особенно важно посещение музея для детей с ограниченными возможностями. Это не только познавательная составляющая, но и эмоциональная мотивация активного образа жизни.

У детей с нарушениями зрения возникает ряд вторичных отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления) и изменениями в физическом развитии, ограничивается овладение социальным опытом. Поэтому важную роль в обучении и воспитании слепых и слабовидящих играют процессы восприятия, в структуре которых можно вычленить действия по выделению, отбору, переработке информации и построению их на основе образа и опорного представления об изучаемых явлениях и предметах окружающей действительности.

Экспозиция "По следам прошедших эпох".

Музей «Дом природы» располагает большими возможностями для проведения работы с данной категорией детей. В фондах музея хранится достаточное количество экспонатов из естественнонаучной, палеонтологической, минералогической, и других коллекций, которые очень часто используются при проведении занятий, уроков. Многие из них доступны для тактильного осмотра, например, чучела птиц и зверей, отдельные перья и шкурки животных, раковины моллюсков, окаменевшие останки древних организмов. Это является немаловажным фактором для посещения музея детей с различной степенью нарушения зрения, так как у тотально незрячих людей (которые совсем ничего не видят) и незрячих с остаточным зрением (могут различать свет, контуры объектов, цвет) ведущим анализатором восприятия является тактильный. Также в некоторых экспозиционных залах музея, где показаны природные комплексы и их обитатели, экспонаты открыты для осмотра, что делает их доступными для тотально незрячих детей.

На протяжении нескольких лет музей сотрудничает с образовательным учреждением для слепых и слабовидящих детей «Школа-интернат №6» г. Ялуторовска. В музее используются разные формы работы. Экскурсия является одной из основных форм образовательной и воспитательной деятельности. Именно экскурсия создаёт благоприятные условия для усвоения информации, которая заложена в экспонатах музея.     Экскурсия в музее природы знакомит с видовым разнообразием растительного и животного мира родного края, способствует обогащению знаний детей. Во время экскурсий используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности детей. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия. Так как слабовидящие дети испытывают трудности в восприятии формы, размеров, оценки положения предметов, поэтому зрительный опыт необходимо обогащать созданием специальных условий, выделением сигнальных свойств в музейных предметах. У тотально незрячих детей осязание даёт максимально точное представление об объекте, а слово лишь дополняет тактильный образ. Поэтому для облегчения восприятия при проведении экскурсии используются интерактивные экспонаты, а также применяется звуковое сопровождение.

Экологические игры и проведение опытных работ в музее вызывают интерес и большой эмоциональный отклик. Они позволяют изучить механизмы природных процессов, развивают мышление и воображение детей, способствуют углублению и расширению знаний о природе родного края. Так как у детей с нарушениями зрения в учебной, игровой деятельности важную роль играют осязание, обоняние и слуховое восприятие, поэтому при организации игр, опытов учитываются именно эти чувства (например, проводятся такие игры, как «Определи птиц по голосам», «Отгадай морское животное на ощупь», «Угадай ароматические масла по запаху»).

Немаловажное значение для слепых и слабовидящих детей имеют и мастер-классы, для проведения которых используются разнообразные материалы, как природные (листья, шишки, желуди), так и искусственные (бумага, ткани, нити). Они способствуют развитию тактильной чувствительности, изучению пространственных свойств предмета, его отличительных признаков, форм, размеров.

Дети с нарушениями зрения с большим удовольствием принимают участие в экологических праздниках, которые являются одной из активных и интересных форм эколого-просветительской работы музея. Экологические праздники в музее «Дом природы» отмечаются уже с 2001 г. В 2018 г. была разработана дополнительная образовательная программа «Экологические праздники в музее». Она направлена на формирование экологического мышления и расширение знаний о флоре и фауне родного края. При проведении праздников учитываются особенности слепых и слабовидящих детей и выбираются соответствующие формы и методы работы.

           

Общение слабовидящих и слепых детей с музейными экспонатами осуществляется через уже сложившиеся представления об окружающем мире, тем самым формируется ценностное эмоционально окрашенное отношение к природному, культурному наследию. Мероприятия, направленные на экологическое воспитание, творческое развитие, проводимые в музейном пространстве очень важны не только в образовательных целях, но и для социокультурной адаптации детей с ОВЗ по зрению.

 

Литература:

 

  1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
  2. Комплексное приспособление музеев для инвалидов различных категорий: Методическое пособие по социокультурной реабилитации инвалидов музейными средствами/ под общ. ред. Директора Государственного Дарвинского музея, доктора педагогических наук А.И. Клюкиной – М.: ГДМ, 2016. – 140 с.
  3. Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. Выпуск 2/ Сост. Н. Копелянская. М., 2015. - 236 с.

 

Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2019.- СС. 78- 80.

 

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»