Сидорова С. Ю.,
доктор музейного дела (МАААК),
к. филос. н., генеральный директор
ГАУК ТО «Тюменское музейно-
просветительское объединение»
Актуальные вопросы формирования музейного пространства региона
(из опыта юга Тюменской области)
Российские музеи сегодня – одна из наиболее доступных и динамично развивающихся институций, выполняющих функции по сохранению, пополнению, изучению и представлению культурного наследия. Музеи – это важный и по-своему уникальный ресурс укрепления культурной идентичности народов России и единства российского общества.
Влияние учреждений музейного типа на уровень культуры населения, формирование его региональной идентичности имеет многолетнюю практику. Система государственной поддержки сферы культуры в Тюменской области является продуктивной и динамично развивающейся.
На сегодняшний день музейная сеть Тюменской области включает:
1) государственные музеи в рамках ГАУК ТО «Тюменское музейно-просветительское объединение» («Музейный комплекс им. И.Я. Словцова»; Исторический парк «Россия – Моя история», «Тобольский историко-архитектурный музей заповедник»; «Ялуторовский музейный комплекс»);
2) три муниципальных музея (г. Ишим, г. Заводоуковск, Уватский район) и 19 музейных отделов (комнат) при муниципальных учреждениях культуры;
3) семь ведомственных и частных музеев (четыре частных музея: «Музей Распутина» (ИП Смирнов В.Л.), НП Историко-культурный центр Казанский, НП Историко-культурный центр музей «Царская пристань» и дом-музей Зулейхи Алишевой (не является юридическим лицом).
В 2016 г. по поручению Правительства Тюменской области Департаментом культуры разработана концепция развития музеев Тюменской области. Стратегическими приоритетами региональной музейной политики на 2018-2022 гг. были выбраны:
1) создание музеев: Музей Освоения Сибири, Исторический парк «Россия – Моя история», Биеннале современного искусства (Тюмень), Мемориальный музей Императорской семьи Николая II, интерактивный музей «Посад Сибирских старожилов» (Тобольск), «Торговые ряды» (Ялуторовск);
2) модернизация действующих музеев, формирование культуры музейного посещения, удовлетворение потребностей современного посетителя музея посредством объединения ресурсов и применения инновационных технологий;
3) развитие музейного пространства как открытой и социально-комфортной среды для содержательного досуга всех категорий граждан. Организация сетевого партнёрства и взаимодействия в рамках профессионального сообщества, как в России, так и за рубежом;
4) использование технологий эффективного менеджмента и некоммерческого маркетинга в представлении историко-культурного наследия Тюменской области, эффективное использование бюджетных средств.
Задачи первого пункта в основном выполнены (в плане создание Музея Сибири). Развитие музейного пространства Тюменской области в рамках остальных направлений предполагает налаживание эффективного взаимодействия музеев различных уровней подчинения. Оно реализуется в разных формах, предполагает совместное использование ресурсов для развития культуры региона с целью обеспечения доступности культурных ценностей для населения юга Тюменской области.
- Основным проблемным вопросом, который негативно сказывался на развитии музеев Тюменской области, показателях посещаемости многих из них, являлось отсутствие единых административных, организационных и экономических подходов к экспозиционно-выставочной деятельности, хранению и восстановлению музейных коллекций, использованию и развитию материально-технической базы и кадрового потенциала, вовлечению музеев в сферу просветительской деятельности и туризма. В этом направлении ведётся работа с муниципальными музеями (семинары), проводятся конференции («Словцовские чтения», «Наше наследие» и др.). Необходимо продолжить формирование на научной основе единых подходов, развивать обмен профессиональным опытом.
- Виртуализация музейного пространства. Первоначально информационные технологии стали востребованы в организации учётно-фондовой и научно-исследовательской работы музея: создание электронных каталогов и т.п. Развитие мультимедийных технологий сделало возможным представить в электронном формате не только тексты, но и изображения, в том числе динамические, а также звуки. В контексте музейной деятельности информационные технологии позволили каждому музею открыть своё представительство в виртуальном пространстве: сайты музеев, группы в социальных сетях и даже виртуальные музеи. С другой стороны, совершенствуется оборудование, которое используется в музейных экспозициях и на выставках. Это позволяет существенно увеличить объём контента того или иного проекта. Виртуализация радикально изменила способ организация музейного пространства, содействовала расширению доступа к музейным предметам и коллекциям. Актуально создание единого виртуального пространства, использование современных информационных технологий (проект «Цифровая культура»).
- Актуализация традиционных подходов к представлению музейных предметов и коллекций. До сих пор нередко мы наблюдаем моральное и физическое устаревание постоянных экспозиций, их несоответствие современному уровню развития музейного дела, недостаточность применения современных технологий в экспозиционной деятельности, преимущественное сохранение консервативных подходов к экспонированию музейных коллекций и организации музейного показа по принципу «руками не трогать!», минимальное использование интерактивных элементов активизации посетителя.
Традиционный подход сохраняет своё значение, так как доступ к подлинному предмету невозможно в полной мере заменить никаким аналогом. В этом направлении музеи, помимо представления предметов и коллекций на своих площадях, продолжают создавать и реализовывать передвижные проекты, рассчитанные на широкую аудиторию, находящуюся за пределами места прописки музея. Пример – проект «Приобщение» (ГАУК ТО «ТМПО»). Следует наладить взаимодействие в рамках реализации подобных проектов.
- Формирование современных культурных практик. Это специфические формы коммуникации, в контексте музейного пространства – прикладные действия, которые музей предпринимает для осуществления своего функционирования в обществе и для общества [1].
Востребованность музея во многом зависит от его способности быть интересным, стать местом, где можно найти ответы на актуальные вопросы. При этом в числе ожиданий посетителя: квалифицированные специалисты, современный формат представления информации, деятельностный (компетентностный) подход. Реализация социокультурной функции музея подразумевает нацеленность на творческое развитие личности, стимулирование социальной сплочённости общества, осуществление социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями, целенаправленную работу с представителями всех социальных слоёв, включая социально незащищённые категории, мигрантов и др. Требуется организовать эффективное сотрудничество для успешной реализации образовательного потенциала музеев.
- Разрозненность среди музеев наблюдается в практике организации государственно-частного партнёрства, создании туристских региональных маршрутов, использовании материально-технической базы музеев, включая ресурсы инфраструктуры, фондов, персонала.
Общая задача музеев юга Тюменской области заключается в формировании единого музейного пространства, формировании устойчивой узнаваемости территории. Непропорциональность формирования территориальных исторических и культурных брендов связана с тем, что каждый музей развивает это направление локально, посредством заявления местных творческих инициатив, что приводит к бессистемности и весьма слабому утверждению позиций на туристическом рынке. Сюжеты (бытовые) экспозиций и выставок повторяются, однако не создают целостного образа региона.
Сейчас в регионе есть несколько узнаваемых музейных брендов. Например: Тобольский Кремль, Духовная столица Сибири, Сибирская ссылка, Тюмень – Врата Сибири, Деревянное зодчество тюменских усадеб, Ялуторовские декабристы-просветители. В отношении других брендов нужна систематическая работа и стратегия длительного развития. Музеи должны стать более значимой частью туристического кластера региона, способной повысить конкурентоспособность Тюменской области на туристическом рынке. В этом отношении большую роль играет уровень развития инфраструктуры музейного пространства.
Выводы
Важнейшими задачами музеев в контексте формирования музейного пространства является координация научно-исследовательской, фондовой, просветительной деятельности, перспективное планирование и рациональная организация туристских маршрутов. Для их решения необходимо более глубокое понимание роли профессионального музейного сообщества региона в сохранении преемственности и стратегическом развитии музейного дела. Основные позиции:
– расширение профильного разнообразия, модернизация государственных и муниципальных музеев, создание регионального научно-исследовательского центра, широкое представление музейных ценностей в экспозициях, выставочных проектах и музейных программах;
– формирование кадрового потенциала за счёт привлечения в отрасль молодых специалистов;
– формирование профессионального сообщества в регионе;
– создание централизованной современной системы обеспечения безопасности музейных предметов, коллекций, сотрудников, посетителей и объектов;
– организация конкурентной среды для содержательного семейного отдыха населения;
– позиционирование музеев в качестве современных культурных центров, площадок активной коммуникации;
– интеграция областных музеев в глобальное музейное пространство.
Литература:
- Ильбейкина М.И. Современные музейные практики: 2000–2012 гг. // Современные проблемы науки и образования. 2013. №1. URL: https://science-education.ru/pdf/2013/1/335.pdf (дата обращения: 15.10.2019).
Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2019.- СС. 52- 55.