Хажеева И.В.,
старший преподаватель
кафедры документоведения и
документационного обеспечения
управления ТюмГУ,
Изосимова Я.В.,
студентка 4 курса
направления подготовки
«Документоведение и архивоведение»
Организация и проведение празднования Первомая в Тюменской губернии в 20-е годы ХХ века.
(на материалах ГБУТО ГАСПИТО)
Для молодого советского государства одной из важных задач стало установление и укоренение в повседневной жизни граждан новых идеологических установок, в том числе и посредством замены прежних религиозных праздников на революционные, классово выдержанные праздники. Исследователи советской праздничной системы определяют формирование государственного праздничного календаря важной составляющей первого десятилетия советской власти. Одним из первых праздников классового и революционного характера, который установлен в РСФСР в 1920 г., был день 1 мая – День Интернационала [1] [2] [3].
В Правилах «Об условиях найма и оплаты труда рабочих и служащих всех предприятий, учреждений и хозяйств в РСФСР» было указано шесть праздничных дней, которые признавались нерабочими: 1 января – Новый год, 22 января – день памяти погибших 9 января 1905 г., 12 марта – низвержение самодержавия, 1 мая – день Интернационала, 7 ноября – день пролетарской революции [4]. В начале 1920-х гг. советские государственные праздники были новым явлением и поэтому нуждались в разъяснении и анонсировании среди населения.
В 1927 г. и 1928 г. Президиум ЦИК СССР издал постановления «О праздничных днях, посвящённых годовщине Октябрьской революции, и об особых днях отдыха» и «О праздничных днях, посвящённых дню Интернационала, и об особых днях отдыха», которыми законодательно была увеличена продолжительность праздников 7 и 8 ноября, а также 1 и 2 мая.
В рамках данной статьи хотелось бы освятить организационные, идеологические, фактические аспекты празднования Первомая на территории Тюменской губернии в 1920-е годы. Как правило, празднование очередного революционного праздника организовывалось специальными комиссиями, состоящими из административных, партийных и комсомольских работников. Информация о формах проведения, участниках и восприятии того или иного праздничного мероприятия содержится в плановой и отчётной документации указанных комиссий.
В фондах ГБУТО «Государственный архив социально-политической истории Тюменской области» содержится документация, посвящённая организации празднования 1 мая в уездах Тюменской губернии. Следует отметить, что с осени 1923 г. ввиду административно-территориального деления вместо губернии и уездов была образована Уральская область, в которую вошли территории бывшей Тюменской губернии в составе Тюменского, Тобольского и Ишимского округов, округа были поделены на районы [5]. Среди документов в основном имеются протоколы первомайских комиссий, циркулярные письма с рекомендациями форм проведения праздника, планы проведения мероприятий, посвящённых празднику, тезисы выступлений на первомайских митингах, отчёты и докладные записки о проведении первомайских праздничных мероприятий.
В апреле 1923 г. по Тобольскому уезду члены Первомайской комиссии определили направления работы по организации праздника: «День 1 мая ознаменовать днём торжественным с продолжительными демонстрациями, уличными митингами с пением революционных гимнов и марсельез, устройством парада на площади, с принятием присяги теми красноармейцами, которые в прошлом 22-м году таковую не принимали и чествованием героев Красного Ордена. Цель демонстрации – привлечь, кроме организаций РКП(б), РКСМ, Профсоюзов и Красного гарнизона, широкие слои трудящихся города Тобольска, детей школ и детских домов. С 23 апреля по профсоюзам, школам и детским домам начать агитационную кампанию, разъясняющую сущность праздника…» [6].
Во всех ячейках РКП(б) совместно с РКСМ в ближайший парт-день 25 апреля предписано было включить доклады о Первомае. Вечером в день 1 мая во всех местах публичных зрелищ: Народный дом, центральный клуб, дворец труда, женская гимназия организовать гулянье с фейерверком и иллюминацией.
Также было рекомендовано выполнить декорирование правительственных учреждений зеленью, красными флагами, портретами вождей, первомайскими лозунгами, кроме того здание укома РКП(б), РКСМ, уисполкома, театра, партийного клуба, Дворца труда, школы 2-й ступени украсить вечером светящимися звёздами, революционными вензелями и зажжёнными факелами.
Гражданам города Тобольска в день праздника предлагалось вывесить на дома красные флаги, а также вычистить улицы. На празднование 1 мая призывали использовать все имеющиеся в городе оркестры музыки – духовой в городском саду вечером, днем на параде демонстраций – гарнизонный, струнный – в народном театре.
Были разработаны формы проведения Первомая в деревне. «В ряд ближайших к городу деревень и сёл 25-30 апреля и на окрестные заводы мобилизовать ряд городских товарищей каковых снабдить тезисами, листовками, инструкциями и прочими материалами для проведения Первомайского праздника. В дальние волости ограничиться рассылкой циркуляра АгитПропа, поручив на местах проведение праздника комиссии, каковую рекомендовать в следующем составе: Ответственный секретарь волячейки, председатель волисполкома или сельсовета, РКСМ, от коллектива всех сельских служащих и одного от населения» [6].
Для точного выполнения и проведения намеченных планов Первомайскую комиссию разбили на наряд подкомиссий, которым предложено было разработать детали, а лицу, возглавляющему подкомиссию, быть ответственным за отдельную часть праздника. Принято решение организовать следующий состав подкомиссий:
- Агитационно-пропагандистская;
- Организационная;
- Художественно-хозяйственная;
- Драматическая.
Агитационно-пропагандистская группа занималась изданием первомайских листовок, лозунгов, плакатов, заготовкой тезисов, подбором литературы для докладчиков, выделением ораторов на дневные и вечерние выступления, определением пунктов выступления, проведением праздника в деревне и среди мусульман. Организационная подкомиссия была ответственна за устройство демонстрации, парада, обмена демонстраций с деревней.
В функции художественно-хозяйственной подкомиссии включили провести расчистку и декорацию улиц, площадей по линии демонстраций, зданий руководящих политических и советских учреждений, театров, трибун, устройством иллюминаций и организовать фейерверк в саду. Драматическая подкомиссия ведала подбором и постановкой бесплатных зрелищ [6].
Отчёт Тобольской первомайской комиссии о проведении праздника.
Интересно проследить итоги празднования Первомая в Тобольске и уезде в 1923 г., которые содержит отчёт Тобольской первомайской комиссии: «Празднование 1 мая прошло в городе и частично в деревне весьма хорошо. Для проведения праздника и подготовки укомом РКП(б) была создана комиссия в составе представителей от агитпропа, уполитпросвета и уисполкома, упрофбюро, гарнизона, РКСМ и женотдела» [7].
В целях наиболее совершенного проведения праздника центральная Комиссия была разбита на четыре подкомиссии. В каждой подкомиссии под ответственностью членов центральной комиссии работало 17 человек. Работы каждая из подкомиссий начала с 19 апреля 1923 г., и план, намеченный комиссией, удалось с успехом провести целиком, за исключением проведения праздника в некоторых деревнях, куда невозможно было попасть из-за распутицы, а также не удалось устроить гулянье с фейерверками в городском саду за невозможностью осушить его. Комиссия предполагала, что из-за плохой погоды не удастся провести и отметить праздник днём демонстрациями, митингами, и решила накануне отметить его, но всё же решила продолжать работы по украшению города.
В день 1 мая внешний вид города был совершенно неузнаваем, все улицы были украшены, а те, по которым двигалась демонстрация, были осушены. Красные флаги, учреждения в ёлках, гирляндах, которые тянулись с одного угла улицы на другой, или соединяли здания, красные первомайские лозунги - всё это было нечто, невиданное доселе, и делало настроение не только участников всего этого торжества, а даже тобольского обывателя, праздничным. Публика всю ночь ходила по улице Свободы, которая к вечеру превратилась в аллею из пихты, и всю ночь любовалась светящими красными звездами с портретами вождей революции и лозунгами.
Цитата из текста отчёта: «У организаторов и устроителей этого праздника был необычайно революционный подъём настроения, всё спорилось и невольно проникало с осознанием значения это великого Дня в истории борьбы пролетариата. Количество участников уличной демонстрации было неожиданно велико. Профсоюзы были полным составом. Первый раз за всё время принимала участие татарская национальность, которых было около 200 человек, инвалиды гражданской войны следовали в первых рядах и допризывники на 8-ми пролётках. В общем, первомайская демонстрация с множеством красных с золотыми надписями знамён для Тобольска было грандиозным небывалым зрелищем» [7].
Парад начался торжественной присягой 12-ти красноармейцев, которая также произвела колоссальное впечатление своею торжественностью, после следовало торжественное вручение шефского знамени допризывникам, и после всего этого представители всех организаций выступали с приветственными речами. Вечером 1 мая на спектаклях выступало восемь человек, также с хорошо продуманными речами, внимание зрителей было приковано к ним. В Народном театре прочитан доклад «Обзор политических событий на Западе и история Первого Мая».
Праздник было решено провести в 16 ближайших к городу деревнях, для чего были назначены 29 человек, но удалось выехать только девяти товарищам, остальные не смогли выполнить задания из-за невозможности перейти р. Иртыш [7].
Отчёт о праздновании 1 мая в уезде содержит такие же положительные отзывы и восторженные эпитеты. Он был сформирован на основе анализа мероприятий по девяти деревням, ближайшим к городу, так как во все намеченные 18 пунктов не удалось попасть из-за отсутствия путей сообщения. Успешность проведения праздника в деревне вызвала не меньший подъём настроения и полного удовлетворения от выполненного задания. В деревнях работали комиссии в составе представителей ячейки РКП, Волисполкома, РКСМ, коллектива сельских служащих.
Здания исполкомов, кооперативов, школ были, как и в городе, украшены ёлками, флагами, портретами. Уличные демонстрации для деревни были новым явлением. Превосходила всех по численности демонстрация в селе Кугаеве, в которой участвовало свыше 150 человек с боевыми знамёнами и хорошо подготовленным хором из школьников, в Абалаке в демонстрации участвовало 60 человек, в Городовой – 90 человек.
В Кугаеве на торжественном заседании вечером в день 1 мая была прочитана биография В.И. Ленина, вызвавшая чрезвычайный интерес и внимание. Вечер прошел с большим подъёмом в переполненном помещении. В организации праздника принимали деятельное участие крестьянки, как представительницы от населения, в спектаклях и украшении зданий. Привлечение женщин на праздник комиссия сочла необходимым отметить в отчёте. Уполномоченных по проведению праздника крестьяне просили приезжать почаще, и, главное, с литературой и газетами [7].
К концу 1920-х годов анонсирование и разъяснение сути праздника по-прежнему было актуально, так как новый праздник ещё не укоренился и не вошёл в традиционный уклад жителей. Так в 1928 г. в преддверии Первомая специальным комиссиям по Ишимскому округу давались указания: «О задачах и историческом значении 1 мая необходимо прорабатывать на собраниях с/совета, межсоюзном собрании членов профсоюзов, парт-ячейках, собрании комсомольской ячейки и делегатском собрании» [8].
С каждым годом масштабы и формы празднования расширялись. Для 1928 г. характерным становится выдача к празднику беднейшим семьям материальной помощи. Мероприятия, приуроченные к празднику, начинались уже с 29-30 апреля. Так по Ламенскому району Ишимского уезда были в 1928 г. намечены следующие действия: «Накануне 1 мая устроить торжественные заседания в клубе, школах, факельное шествие молодёжи с летучим митингом на площади. В клубе после торжественного заседания организовать просмотр кино. В избе-читальне 29-30 апреля планировали организовать бесплатный радио-вечер, где провести беседы».
Из отчёта по данному району следует, что 1 мая в школах днём проходил детский утренник при участии родителей, где был представлен краткий доклад о празднике. Художественная часть была подготовлена самими детьми, после утренника дети получили подарки. С трёх часов дня Райсоветом и Обществом содействия обороне, авиационному и химическому строительству устраивался районный массовый конкурс на лучшего стрелка. А в здании опорной школы был организован вечер, где читался доклад на тему «Куда идет деревня», после доклада был концерт. Изба-читальня до 1 мая проводила читки на тему праздника. В преддверии праздника в избе-читальне проводилась выставка книг, вывешивание реклам, списков рекомендуемых книг. Также 1 мая проводилась демонстрация партийных и комсомольских крестьянских масс и парад пионеров.
Были разработаны тексты лозунгов для помещения их на транспаранты и плакаты:
- Да здравствует Международный пролетарский праздник «Первое мая!».
- Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
- Да здравствует мировая солидарность рабочих всех стран!
- Да здравствует всемирное объединение рабочих - III-й Коммунистический Интернационал!
- Да здравствует мировая революция!
- Наш привет рабочим всего мира, ведущим революционную борьбу с капиталистами!
- Долой грабительские империалистические войны! Да здравствует Красная Армия – армия социализма!
- Да здравствует 1 мая – праздник пролетарской борьбы и победы!
- Славьте великое первое мая - праздник труда и падения оков, Славьте великое первое мая!
- Да здравствует русский рабочий и крестьянин, серпом и молотом выковавший самое свободное в мире государство - Р.С.Ф.С.Р.!
- Да здравствует всепобеждающий и всё возвышающий труд!
- Да здравствует наука и техника в сельском хозяйстве!
- Да здравствует всеобщее просвещение крестьян и крестьянок!
- Да здравствует Первое мая – праздник солнца природы и солнца науки!
- Да здравствует сельская трудовая школа! [9].
Таким образом, в 1920-е гг. подготовке и проведению новых советских праздников власти уделяли весьма большое внимание, это позволяло подчеркнуть социально-ориентированную направленность политики партии большевиков и сформировать позитивное отношение населения к власти. Праздник 1 Мая играл особую роль, он был посвящён поддержке трудящихся и демонстрировал сплочённость трудящихся с армией, партийными и советскими органами.
Следует сказать, что для Тюменской губернии характерным было то, что подавляющая часть населения проживала в сёлах и деревнях, и эти жители слабо включались в новые мероприятия. В связи с чем отделам агитации и пропаганды приходилось вести усиленную работу по привлечению граждан к революционным праздникам.
В соответствии с источниками можно сделать вывод о разнообразии форм проведения Первомая, это: демонстрации, митинги, обмен делегациями, конкурсы, концерты, шествия с революционными песнями, детские утренники и тематические вечера. Помимо этого, печатались агитационные материалы и методическая литература, которыми снабжались организаторы проведения праздничных мероприятий.
К концу 1920-х гг. вместо разъяснений сути и направленности праздника приходит такая форма его проведения, как провозглашение достижений советской власти, это проявляется в газетных публикациях, в речах на митингах и собраниях, в экскурсиях. Организаторы стремились привлечь к участию в праздновании Первомая более широкие слои населения, сделать праздник массовым.
Источники и литература:
- Оборский Е.Ю. Становление системы советских массовых праздников в 1920-е гг. (на материалах Ставрополья) // Гуманитарные и юридические исследования. 2019. №1. С. 159 - 166.
- Меньков С.В., Демин М.А. Формирование советской модели государственного праздника в первой половине 1920-х гг.: региональный аспект // Научная дискуссия современной молодёжи: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 206 - 208.
- Шалаева Н.В. Становление советской праздничной культуры и особенности её восприятия в общественном сознании 1917-1920-х гг. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2013. Т. 13. №4. С. 44 - 48.
- Декрет СНК РСФСР от 17.06.1920 «Общее положение о тарифе (Правила об условиях найма и платы труда рабочих и служащих всех предприятий, учреждений и хозяйств в РСФСР)» //Собрание узаконений и распоряжений РСФСР. 1920. № 61 - 62. С. 276.
- Административно-территориальное деление Тюменской области (XVII-XX вв.). Тюмень, 2003. С. 63-65.
- ГБУТО ГАСПИТО. Ф П-29. Оп-1. Д. 384. Л. 7-7 об.
- ГБУТО ГАСПИТО. Ф П-29. Оп-1. Д. 384. Л. 1-2.
- ГБУТО ГАСПИТО. Ф. П-1. Оп-1. Д.496. Л. 39-41 об.
- ГБУТО ГАСПИТО. Ф П-29. Оп-1. Д. 384. Л. 13-14.
Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2019.- СС. 40 - 45.