Власова Н.Л.,
Заморникова Л.В.,
Заводоуковское родословное
общество «Истоки»
Неуважение к предкам – есть
первый признак безнравственности
А.С. Пушкин
П.Н. Власова (Расторгуева) (1873 - 1961).
Интерес к родословной семьи, истории нашего рода возник давно, но сведений собрано пока немного, в основном, это рассказы и воспоминания бабушки Пелагеи Николаевны Власовой, урождённой Расторгуевой, и мамы - Власовой Екатерины Никитичны, а также других родственников. У нас сохранилась часть ценных документов, фотографий, писем, дневников, имеющих большое значение для описания истории нашего рода. Многое из того, что пережила наша страна, отразилось на судьбах наших родственников. Моя дочь Елизавета составила и продолжает составлять генеалогическое древо, на ноябрь 2018 года в нём числится 423 человека.
Самым ярким и трагическим воспоминанием бабушки было путешествие по Волге, когда в конце XVIII века вся семья Расторгуевых во главе с нашим прадедом Николаем Даниловичем плыла на пароходе, переселяясь из европейской части России в Сибирь. Маленькая сестрёнка бабушки сильно заболела и умерла, последним её пристанищем стала река, так как по такому случаю пароход к берегу не причаливал.
Оказалась семья Расторгуевых в селе Уварово Мокроусовского уезда Тобольской губернии. Бабушка Пелагея Николаевна в 16 лет была выдана замуж в большую семью Власовых за одного из пятерых братьев - Никиту Мартемьяновича. Один за другим стали рождаться дети, всего их было 15, но выжило только девять. О своих дядях – семи братьях и тёте - старшей сестре мамы Наталье, и их детях мы и собираем материал.
Дневник хворости, 1920 г.
Это была простая многодетная деревенская семья, рано потерявшая отца-кормильца Никиту Мартемьяновича. Не стало его 5 ноября 1920 года, о чём повествует дневник его сына Ивана Никитича. Дневник написан карандашом, начат со дня болезни и закончен днём смерти нашего деда. Сразу охватывает боль, тревога, как только начинаешь читать: «2 ноября, вторник. В полдень тятя приезжает с поля, возили снопы. Идёт по ограде в избу. Мама как раз увидела. Он идёт и смотрит вниз, и невесёлый такой. Зашёл и пал тут в избе. Начал страдать грыжей…». Читая «Дневник хворости и смерти Никиты Власова», как назвал его Иван, можно узнать, как лечили в то время деревенских жителей. По совету людей, тёрли грыжу снегом, делали горячие припарки из отрубей, горячей бутылкой растирали живот. Приглашённая тётенька Марфа вправляла грыжу, но всё было напрасно. В этом дневнике можно встретить интересные слова, обороты, которые сейчас мы не употребляем: горница, брюхо, стемнялось, попрашивал пить, сальник, шайка, запечка.
Я никогда не видела дядю Ивана, но благодаря документам, фото и рассказам, вполне его представляю. Иван Никитич рос любознательным мальчиком. Сохранилась часть свидетельства, выданного в 1912 году по окончании Кизацкого сельского училища, согласно которому на окончательных испытаниях в апреле 1912 года он оказал успехи: по Закону Божьему - отличные, по русскому языку и объяснительному чтению - отличные, по арифметике - хорошие. Мама рассказывала, что Иван очень любил читать, выписывал много журналов и газет. Сохранилась одна книга, которая называется «Коллекция Флауэра», которую когда-то держал в руках Иван.
Книга содержит в себе цикл лекций: «Личный магнетизм», «Воспитание памяти», «Пространное руководство к изучению гипнотизма», «Сила мысли в деловой и повседневной жизни». Читая эту книгу, понимаю, какой психологический интерес он испытывал при чтении. Судя по напечатанному шрифту с употреблением твёрдого знака в конце слов и буквой «и» с точкой, книга была выпущена до реформы, т. е. до 1918 года. В семейном архиве хранится и страница «Сельской правды» за №58, год не известен, названия статей в которой отражают жизнь того времени: «Наблюдайте за погодой», «Заповеди скотовода», «Как выбрать молочную корову», «О многопольном севообороте», «Призрак голода» (о нашествии саранчи).
Народные приметы погоды, 1922 г..
Иван Никитич любил наблюдать за погодой, записывал народные приметы. Я с большим интересом читаю его записи, разбирая буква по букве его красивый почерк и узнаю, если на Николу заквакают лягушки, хороший будет овёс, на Благовещенье дождь – родится рожь, если в октябре поздний листопад, то это тяжёлый год.
Семья Власовых, 1933 г.
После смерти отца все заботы о семье легли на плечи матери Пелагеи Николаевны, старшей дочери Натальи и неженатого семнадцатилетнего сына Григория. Годы были нелёгкими – Гражданская война, крестьянское восстание 1921 года, голодные годы. Обо всём этом напишет Григорий Никитич в своих воспоминаниях, уйдя на пенсию. Однажды, когда я приехала к дяде Грише в Тюмень, он показал мне свои записи. Я выпросила у него тетрадь, пообещав вернуть, как перепишу. Не знаю, где сейчас оригинал. Но мы, родственники, храним копию его бесценного труда.
Особое место в воспоминаниях дяди Гриши занимает описание крестьянского восстания 1921 года в сёлах Кизак, Емуртла (ныне Упоровского района), Лыбаево, встречах с повстанцами, их зверствах, расправах над ни в чём не повинными людьми. Вот только одна страшная выдержка из его рукописи: «Из убитых коммунистов бандитами, которых мне пришлось подбирать: Лавров Егор – председатель волисполкома, был зарублен клинком и ткнут штыком в грудь. Хохлов Г. - сбоку топором раздавлена голова, щека. Руки связаны назад верёвочкой. За пазухой буханка хлеба, которую при отправке сунул ему сынишка. Брюхов П. – высокий, в шинели ходил, прикололи штыком в сарае, у милиционера Травникова череп снесён, нашли его еле в снегу. Убитых клали в гробы во флигеле у Денисова Андрея. Неизвестных клали в братскую могилу».
Несмотря на все трудности, выпавшие на долю семьи Власовых, из ребят выросли достойные люди, получившие образование. Хотя сам Григорий Никитич смог закончить всего три класса, но работал старшим трактористом в райколхозсоюзе, а впоследствии механиком. Был на ты с любой техникой, даже американскими тракторами, которые в 1930-е годы поставлялись в Россию и осваивались с помощью инструкторов-американцев через переводчиков.
По-разному сложилась судьба остальных детей семьи Власовых. Илларион Никитич (1910- 979) работал на машинно-испытательной станции в Самаре инженером, потом директором, а затем в Министерстве сельского хозяйства в Москве до выхода на пенсию. В поисках сведений о нём помог Интернет. Случайно мне попалась интересная выписка об уходе за льнотеребилкой: «Правила технического ухода за льнотеребилкой ЛТ-7 [Текст] : Утв. Гл. упр. агротехники и механизации НКЗ СССР / Нар. ком. зем. СССР. - Москва: Сельхозгиз, 1941. - 32 с.: ил., черт.; 20 см.».
На обороте титульного листа одним из составителей был указан инженер И.Н. Власов.
Читая историю Поволжской государственной зональной машиноиспытательной станции, я обнаружила интересные сведения: «Первый директор Поволжской МИС Власов Илларион Никитич (1950-1957) в статье «Новая техника для сельского хозяйства», опубликованной в газете «Сталинское знамя», отмечает, что в 1953 году на станции испытано более 30 новых машин».
Один из младших братьев - Кесарь Никитич (1918 – 1961) прошёл жизненный путь от рядового механизатора до партийного и хозяйственного руководителя. До службы в рядах Советской Армии (1938-1946) работал в промсовхозе Новозаимского района. В годы Отечественной войны участвовал в боях против империалистической Японии. Вернувшись домой, он стал работать инструктором, заведующим организационным отделом, секретарём Ново-Заимского райкома КПСС. Закончил Кесарь Никитич и Свердловскую партийную школу. В 1955 году по призыву партии в числе тридцатитысячников Кесарь Никитич был назначен председателем колхоза имени Жданова в селе Колесниково, где отдал все свои силы, знания и опыт делу подъёма сельского хозяйства. Неоднократно Кесарь Никитич избирался членом Тюменского обкома КПСС Ново-Заимского райкома партии и депутатом районного Совета депутатов трудящихся. Бережно хранят его награды дочери Галина, Валентина и Нина, ныне живущие в Омске. Это Орден Ленина и Орден Славы III степени, медали «За победу над Японией» и «За освоение целинных земель».
Екатерина Никитична (1915-2013) - наша мама, ветеран педагогического труда, труженица тыла. После окончания рабфака, а затем пединститута, получила назначение в неполную среднюю школу села Гладилово Голышмановского района. В первые же дни войны ушёл на фронт директор школы и почти все мужчины села. Многое легло тогда на плечи женщин и детей. Мама вспоминает, как со своими учениками сажала картофель, заготавливала дрова, возила их к школе на быках в лютые морозы. Осенью с учениками собирала на полях колоски.
С 1943 года мама стала работать в средней школе Заводоуковска, директором которой была Дружинина Екатерина Николаевна. Именно её считала мама своим наставником. Впоследствии она продолжит работать в школе рабочей молодёжи. Многие из тех, кого она учила, не всегда могли и хотели продолжить образование, приходилось убеждать. А потом при встречах эти ребята не раз благодарили маму за её настойчивость. Её ученица, выпускница 1954 года В.Я. Прудникова (в девичестве Горина) в книге «По волнам нашей памяти» написала о ней так: «Екатерина Никитична была очень светлым человеком, с удивительной энергетикой. Даже сейчас, когда её нет с нами, нет ощущения горя, а есть ощущение, что она здесь, с нами, всё видит и слышит. Весёлая, озорная, энергичная, добрая… Такой она была, одним словом, самая-самая!». А вот ещё воспоминания, тоже Прудниковой В.Я., о маме в книге «Памяти живые голоса»: «Екатерина Никитична Власова была классным руководителем в нашем 5-м классе. Мне запомнился её визит к моим родителям. А я ведь училась хорошо - все пятёрки. Одна четвёрка по русскому языку. Это говорит о том, что она постоянно навещала своих учеников, интересовалась их домашними условиями. А я как раз управлялась по хозяйству, так как одна была со второй смены. А все остальные трудились с утра - родители и сёстры. Я топила русскую печь, варила еду животным (корове, поросёнку) и на всю многодетную семью. А уж уроки учила вечером после школы с керосиновой лампой, когда вся семья спала. Так вот, Екатерина Никитична на собрании сказала: «Горина хорошо учится, потому что её отец держит в ежовых рукавицах».
Мама прожила 98 лет. Секрет её долголетия заключался в неугасающем интересе к жизни и людям, в её силе духа, что присуще людям того поколения.
Есть в нашем роду и лётчик-испытатель вертолётов - Власов Борис Илларионович. К сожалению, я виделась с ним только один раз - на похоронах его отца Иллариона Никитича. Родственники знали, что он летает, и не более. Испытала большую радость, когда в интернете отыскала о нём сведения. Борис закончил Сызранское Военное училище Лётчиков, затем школу лётчиков-испытателей им. М.М. Громова, прошёл переподготовку по технике пилотирования вертолётов Ми-4, Ми-6 и Ка-25. Был старшим лётчиком-испытателем ЛИС, заместителем начальника ЛИС по лётной службе. Борис Илларионович принимал участие в испытаниях новых вертолётов, выполнял производственные полёты, был лётчиком-инструктором Бузулукского учебно-тренировочного центра, пилотом вертолёта КА-26 (Кумертау), поставлял вертолёты этой марки за рубеж - в Болгарию, Венгрию, Румынию, Германию.
Гордимся мы и Власовым Леонидом Петровичем - ведущим научным сотрудником Института математики и механики Уральского отдела Российской Академии наук. Работая в Институте, он прошел все ступени от лаборанта до ведущего научного сотрудника. Л.П. Власов являлся одним из самых известных в научном мире специалистов по геометрическим вопросам теории приближений в банаховых пространствах. Ему принадлежат глубокие результаты, касающиеся проблемы выпуклости чебышевских множеств и их свойств, таких как связность, «солнечность», непрерывность метрической проекции. Он - автор около 40 научных работ, среди которых особое место занимают две обзорные статьи, опубликованные в «Успехах математических наук» — ведущем математическом журнале России. Неоценим вклад Леонида Петровича в издательскую деятельность Института. С 2000 года он являлся научным редактором и высококвалифицированным переводчиком английской версии Трудов Института механики и математики. Его математический кругозор, удивительная интуиция, честность учёного, необходимые в этом деле, скрупулезность, принципиальность и ответственность в значительной мере определили высокий уровень Трудов.
Можно ещё долго рассказывать о нашей большой семье. Не всё и не обо всех мы знаем, и даже маленькие крупинки открытий, сведений из разных источников приносят радость и сближают нас в этом огромном мире. А он для нашей семьи действительно широк и огромен: ведь разлетелись потомки Власовых по всему земному шару: Москва, Екатеринбург, Омск, Дальний Восток, Украина, Америка, Китай. Подчас только благодаря социальным сетям мы можем связаться друг с другом, узнать, что где-то в далёком Китае родился ещё один потомок нашей семьи, но говорить он всё-таки будет по-русски и когда-нибудь побывает на родине своих предков, узнает о своём мощном, ветвистом генеалогическом древе.
Литература:
- «Испытатели вертолётов ОАО Камов / В.А. Доброхотов – М.: Издательство ООО «Сам полиграфист», 2006.
- «Судьбы победителей» часть вторая. Издательство «Вектор Бук», Тюмень, 2014.
- «Памяти живые голоса» история заводоуковской школы №1. Екатеринбург. Средне-Уральское издательство, 2006.
- Шишова Л. По волнам нашей памяти. Омск, 2014.
- Свидетельство об окончании Кизацкого сельского училища. 1912.
- Награды Власова Кесаря Никитича: Орден Ленина № 297186 (в семейном архиве), Орденом Славы III степени № 482793 (в семейном архиве); медаль «За победу над Японией» (в семейном архиве); медаль «За освоение целинных земель» (в семейном архиве).
- Власов Г.Н. События в Упоровском районе в феврале 1921 года. Кулацкое восстание против советской власти. Рук.
- Сельская правда. - №58 (год не найден).
- Коллекция Флауэра. Психологическое книгоиздательство «Ван Тайль Даниэльс», Санкт-Петербург, Невский пр. 28
- Власов И.Н. Народные приметы, 1922.
- Власов И.Н. Дневник хворости и смерти Никиты Власова, 1920.
Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2018.- СС.96-100.