Зайцев Г.С.,
канд. ист. наук, директор
Центра региональных справочных
изданий ТюмГУ
Александр Сергеевич Пушкин писал: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя… но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал» [5. С. 290].
Россия сегодня находится в состоянии информационной, а по сути дела «холодной» войны со странами НАТО и, в первую очередь, с США. Против нас идёт информационная, гибридная война, и спецслужбы НАТО делают всё возможное, чтобы подорвать нашу историко-этническую память, стереть прошлое и переформатировать сознание нашей молодёжи. Наши недруги понимают, что Россию нельзя поставить на колени и завоевать обычной войной. В нас заложена Богом программа выживания, которая автоматически срабатывает в критические моменты истории, когда, кажется, уже ничто не может нам помочь и всё против нас. Но именно наличие нашей исторической, этнической памяти и памяти предков делает нас непобедимыми.
Поэтому все силы наших врагов брошены на уничтожение наших духовных, историко-этнических корней. Оболгать, поставить под сомнение, пересмотреть и фальсифицировать историю – вот главное их оружие, и это продолжается уже 500 лет. Методику переформатирования сознания молодёжи они отработали на Украине и теперь пытаются это сделать в России.
Екатерина Великая, урождённая немка, говорила о русском народе: «Нет народа, о котором было бы выдумано столько лжи и клеветы, как народ русский» [1]. Аллен Даллес в 1945 году говорил: «…Мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдём своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности. …Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу: всё это мы будем ловко и незаметно культивировать…» [3].
Противостоять этой информационной войне может только сила национальной идеи России, важнейшей частью которой является патриотизм и устойчивая этническая идентичность, независимо от национальной принадлежности. Расширение, укрепление и усиление пространства русского мира – одна из основных наших задач.
Мало кто знает, но выражение: «Русские не сдаются» появилось во времена войны с Турцией в 1829 году. В проливе Босфор бриг «Меркурий» (капитан Александр Казарский и офицеры) принял неравный бой с турецкой эскадрой, 20 пушек против 170. Русские дрались так ожесточённо, что турки были обездвижены и не могли сражаться. Мистика заключалась в том, что на турецком бриге находился капитан второго ранга Семён Стройников, который за два дня до событий, на фрегате «Рафаил», сдался туркам в плен. Император Николай I, узнав об этом, произнёс слова: «Русские не сдаются» и приказал отбить у турок «Рафаил» и сжечь. Воля Николая была исполнена. Фрегат был уничтожен в бою. В 1903 году, за два года до подвига крейсера «Варяг», в «Боевом своде» морского министерства появился новый сигнал: «Погибаю, но не сдаюсь!».
А вот автором в советское время является адыгский поэт, журналист и Герой Советского Союза Хусен Борежевич Андрухаев. В начале войны, в ноябре 1941 года, участвуя в ожесточённых оборонительных боях на Украине, он вместе с другими бойцами своей роты попал в окружение немцев. Хусен прикрывал отход своих солдат и завлёк фашистов на безымянную высоту, вооружившись гранатами. Окружив его, немцы несколько раз кричали ему: «Сдавайся рус». Когда закончились патроны, он в ответ крикнул: «Русские не сдаются!» и подорвал себя и окруживших его вражеских солдат связкой противотанковых гранат, уничтожив 30 гитлеровцев. Об этих эпизодах почему-то умалчивается на Западе, да и наша либеральная интеллигенция их не упоминает.
На сибирских просторах своей уникальностью выделяется Тюменский регион, который объединяет Европу и Азию, и территориально соприкасается с двумя государственными границами Российского государства. Сюда пришёл атаман Ермак со своей дружиной, здесь он погиб и нашёл вечную славу и народное почитание.
Эпоха XVI века, созвучная нашему времени, в памяти российского народа связана с именем легендарного атамана Ермака – человека вольного, порой непокорного, вошедшего в историю как собиратель земель Сибирских. Поэтому для россиян он является своеобразным патриотическим и духовным скрепом, воплощением непобедимого русского воинства и землепроходчества.
Сегодня либеральные «историки» эпоху Ивана Грозного называют кровавой, а самого царя – психически больным, который утопил в крови Русь (при том, что в той же Франции за одну только ночь было вырезано 30 тысяч гугенотов, Ивану Грозному такого количества жертв и не снилось). Почему-то замалчивают, что Иван IV боролся за единую и неделимую Русь против внутренних сепаратистов, предателей, и в это же время вёл войны на юге с Крымским ханством (битва при Молодях 1572 г., хан Девлет-Герей). Он был уверен в своей победе, ведь под его началом было невиданное по численности для того времени войско – 120 000 человек. Папа Римский, посредством европейских стран, направил хану своих лучших военных советников и инженеров. Иван IV выставил всего 20 034 человека во главе с воеводой Михаилом Ивановичем Воротынским. Хан был полностью разбит, до Крыма добралось всего 7 000 человек.
Вспомните, какой шум подняли либералы, когда был поставлен памятник Ивану IV (г. Орёл), а ведь за время своего правления царь Иоанн Грозный возвёл более 40 каменных церквей небывалой по тем временам красоты (чего стоит только Храм Василия Блаженного), основал свыше 60 монастырей, при нем было прославлено 39 русских святых (ранее чтили 22), в их числе был прославлен в 1547 году святой благоверный князь Александр Невский, было построено 155 крепостей и 300 новых городов, население России выросло с 2,5 млн. до 4,5 млн. человек. За время правления Ивана IV Васильевича Грозного государственная территория России увеличилась почти в два раза. К России были присоединены Казанское, Астраханское и Сибирские царства, а также Ногайя и часть северного Кавказа.
Опять же ложь о том, что Ермак, якобы, был разбойником, гуляет в истории с XVIII века. Предполагается, что Ермак около 20 лет был атаманом одной из волжских казацких дружин, нёс «службу в поле» – защищал население на Волге от набегов, произвола крымских и астраханских татар, участвовал в составе русской рати в Ливонской войне, командовал казачьей сотней во время сражения с литовцами за Смоленск. «Ермак Тимофеевич – атаман казацкий» упоминается в письме литовского коменданта Могилёва П. Стравинского, отправленном королю Стефану Баторию в июне 1581 года. К этому времени ему было не менее сорока лет.
Существует версия Р.Г. Скрынникова о «двух половинах» казачьего состава ватаги, отправившейся на службу к Строгановым. С одной стороны, в отряд вошли преданные Ермаку, служившие с ним, в т. ч. и на Ливонской войне, казаки (ермаковцы). С другой стороны, в сводную дружину согласились войти и атаманы, объявленные московским царём «воровскими».
Член Петербургской академии Г.Ф. Миллер писал: «Ермак грабежу и разбою, чинимого от людей своих в Сибири не почитал за прегрешение». Но придворные царские историки тут же возразили: «О сём деле должно писать осторожнее и помянутому Ермаку в рассуждении завоевания Сибири разбойства не приписывать». Это было в 1748 году, среди оппонентов Г. Миллера были: М.В. Ломоносов, Я.Я. Штелин, Ф.Г. Штрубе де Пермон и И.Н. Браун. [4. С. 406]. Но историк не поддался внушению: «…умягчить свои изображения... никак невозможно». Автор труда «Завоеватель Сибири» П. Небольсин тоже не постеснялся назвать Ермака и его дружину «воровской шайкой». [6. С. 694-726].
Н.И. Костомаров в своём капитальном труде «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» указывает, что Ермак находился на царской службе: «...приказал Ермака отослать в Пермь, где прежде всего велено было ему находиться на службе, и отнюдь не затевать ссор с сибирским «салтаном». Но царская грамота запоздала». [2. С. 264-272]
Есть предположение, что Ермак целенаправленно шёл в Сибирь, не грабить, а присоединять Сибирь к России. Этому есть подтверждение: после победы над Кучумом он мог бы с богатой добычей уйти из Сибири. Но он приводил к присяге на верность Русскому государству покорённые народы Сибири, послал Ивана Кольцо, приговорённого Иваном IV к смерти, с богатыми дарами в Москву, к царю, «бить челом Сибирским ханством». Это ещё одно доказательство, что он выполнял государственную задачу и государеву волю.
История атамана Ермака и его дружины нашла отражение во многих работах, в том числе созданных и нашим Центром региональных справочных изданий ТюмГУ:
14 октября 2016 года был выпущен первый в РФ краткий исторический справочник «Ермак – гордость России». Финансовым спонсором выступил Степанченко В. И., депутат Законодательного Собрания ЯНАО. А в сентябре 2018 года вышел энциклопедический словарь-справочник «Ермак», созданный на средства Гранта Президента РФ. Эти две работы являются нашим ответом на геополитические и духовные вызовы, с которыми сталкивается сегодня Россия.
Сам факт подготовки и издания данных научных работ, посвящённых славному атаману Ермаку, позволяет исполнить нравственный долг потомков. Работа над книгами позволила определить силу и масштаб личности Ермака Тимофеевича, способствующей объединению российского общества. Мы отдаём себе отчёт, что пласт этой памяти огромен, что невозможно в рамках двух научных работ охватить все упоминания об этом герое и показать всё историко-территориальное, личностное, этническое пространство, связанное с ним. Краткий исторический справочник «Ермак – гордость России» и энциклопедический словарь-справочник «Ермак» станут основой будущего фундаментального научного труда – Народной Энциклопедии «Ермак». Ничего подобного в Российской Федерации ещё не создавалось.
Литература:
- Интернет-ресурс: http://www.tumen.kp.ru/daily/24230/430568
- Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Эксмо, – 1024 с.: ил. (С. 264 - 272 посвящены Ермаку Тимофеевичу).
- Красильников В. Америка готовит удар… по России? М. 2003.
- Ломоносов М.В. Записки по русской истории /М.В. Ломоносов. – М.: Эксмо, 2007. – 736 с.: ил. С. 406
- Переписка А.С. Пушкина, М., 1982. Т.2. С. 290.
- Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Т.5-6. М., 1989 г. С. 694-726.
Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2018.- СС 81-84.