Чупиро Н.Л.,
краевед,
общественный  корреспондент
газеты «Тюменская правда»,
г. Тюмень

В 1938 году на экраны нашей страны вышел фильм «Волга-Волга». В конце фильма в нескольких кадрах мелькнул красивый серебристый гидросамолёт, совсем не похожий на летавшие в небе СССР угловатые бипланы. Это был закупленный в США полярным лётчиком С.А. Леваневским  «Бэби клипер» S-43 авиаконструктора И.И. Сикорского.

В начале 1930-х годов авиакомпании «Пан Америкен» понадобились комфортабельные самолёты для полётов на новых маршрутах над Тихим океаном. Сикорский предложил авиакомпании целый ряд летающих лодок вместимостью от шести до сорока человек серии S.  

Собственный завод в Стратфорде был построен и уже выпускал небольшие летающие лодки S-38 серией  в 114 самолётов. Собственная фирма Сикорского «Сикорский Авиэйшн Корпорейшн» в конце 1929 года стала филиалом мощной корпорации «Юнайтед Эркрафт энд Транспорт Корпорейшн». У конструктора отпали административные проблемы, и он полностью посвятил себя конструированию. Испытывать свои самолёты Сикорский пригласил знаменитого пилота Чарльза Линдберга, который в одиночку пересёк на самолёте Атлантический океан.

После неудачной попытки перелёта в августе 1935 года из Москвы в США через Северный полюс на самолёте АНТ-25 Леваневский в 1936 году побывал в Америке  с целью приобрести подходящий самолёт для перелёта. Для полярной авиации он присмотрел S-43 – самолёт-амфибию, цельнометаллический высокоплан с хорошей аэродинамикой и мореходностью, который имел два двигателя, пассажирский салон на 18 человек, трёхместную пилотскую кабину. В одном из полётов с И.И.Сикорским при взлёте отказал один двигатель, но конструктор продолжил взлёт, и самолёт не подвёл его. Он взлетел на одном двигателе и затем успешно приводнился.

 

Технические параметры самолета

 Длина самолёта                                                    15,6 м

Размах самолёта                                                   26,2 м

Взлётная масса                                                     8845 кг

Полезная нагрузка                                               3039 кг

Количество пассажиров                                       18 чел.

Двигатели «Пратт-Уитни Хорнет»                      2х750 л.с.

Максимальная скорость на высоте 2000 м         306 км/ч

Потолок                                                                 4600 м

Дальность полёта                                                  1900 км.

 

Всего было построено 57 самолетов. В апреле 1937 года самолет S-43 (заводской №S4326) был доставлен на пароходе в Мурманск. Сам Леваневский 3 мая 1937 года перелетел на нем в Ленинград, а затем в Москву, где приземлился на сухопутном аэродроме НИИ ВВС в Щелково. После нескольких оценочных полетов в экипаж вторым пилотом назначили лётчика А. Грацианского. В середине мая под управлением Леваневского самолёт взял курс на Севастополь. В кресле второго пилота сидел Грацианский. Весь полёт самолёт вёл Леваневский. Был он задумчив и немногословен. Грацианскому он сказал, что ждёт решения правительства о его будущем полёте через полюс. В начале июня 1937 года, в самый разгар испытаний самолёта, Леваневский был  вызван в Москву, а Грацианскому приказали завершить испытания.

В середине июля Грацианский с бортмеханиками Красновым и Писаревым отправился на S-43 в Москву. На Химкинском водохранилище располагалась база  Московской авиагруппы ГУСМП (Главного Управления Северного Морского Пароходства). Руководство определило самолёту работу на трассе Красноярск – Дудинка – Диксон в составе Енисейской авиагруппы Главсевморпути под номером Н-207.

Подготовили к перелёту в Красноярск самолёт, уложили в салон запасные части, снаряжение. Особенно понравился портативный бензиновый двигатель, который позже очень помог экипажу в Арктике.

15 июля 1937 года  самолёт Н-207 стартовал из Москвы в Восточную Сибирь. Возле города Сарапул на приборной доске загорелись лампочки, предупреждавшие, что бензина осталось на 15 минут. Пришлось приводняться на реку Кама. Из-за окислившихся контактов произошло ложное срабатывание сигнализации. На этой реке шли съемки фильма «Волга-Волга», и  кинооператоры умудрились отснять самолёт  и включить эти кадры в фильм.

После Сарапула следующую посадку сделали на озере Шарташ недалеко от Свердловска. Рядом оказался пионерский лагерь. Ребята зажгли  большой костёр, расспрашивали экипаж о самолёте и будущей работе. Рано утром взлетев с глади озера, самолёт взял курс на Тюмень. За несколько лет до этого полёта на озере Андреевском был сооружён гидропорт для летающих лодок. Хозяева радушно встретили экипаж, угостили лётчиков вкуснейшей ухой. После обских причалов Новосибирска путь амфибии лежал к заветному острову Телячьему на Енисее, где стояли ангары авиагруппы.

Почти месяц экипаж был занят перевозкой пассажиров и грузов из Красноярска. 12 августа 1937 года радист Козин сообщил Грацианскому о начале перелёта  самолёта URSS-Н209 С.А. Леваневского из Москвы через Северный полюс в Фербенкс (США).

14 августа 1937 года самолёт с 14 пассажирами и грузом почты благополучно сел в Игарке и продолжил путь к Дудинке. Радист сообщил Грацианскому, что потеряна связь с самолётом Леваневского. Была организована Правительственная комиссия по поискам и спасению экипажа. Самолёт S-43 Н-207  получил приказ лететь в чукотский поселок Уэлен, а затем на Аляску на мыс Барроу, который находился недалеко от города Фербенкс – конечного маршрута Н-209. Поиски было приказано совершать вдоль 148-го меридиана, по которому проходил маршрут самолёта Н-209. Только 14 сентября 1937 года самолёт приводнился в лагуне у мыса Барроу. Задержка объяснялась нелётной погодой.

С 14 сентября по 30 октября 1937 года в поисках экипажа Н-209 самолёт совершил более шести полётов до широты 77-го градуса вдоль 148-го и 156-го градусов долготы. В конце октября пришёл приказ из Москвы полёты прекратить. Во время поисков самолёт полностью выработал ресурс моторов, преодолев 25000 км. На Родину возвращались через Фербенкс. Из Фербенкса перелетели через Берингов пролив в бухту Провидения на Чукотке. Там самолёт погрузили на пароход «Охотск», который доставил его во Владивосток.

После ремонта и смены моторов самолёт продолжал летать в Арктике.  Экипаж возглавил П.Г. Головин. В начале 1938 года случилась авария в Охотском море. Была повреждена носовая часть, борт лодки, погнуты подкосы, повреждён центроплан.

15 января самолёт отправили по железной дороге в Севастополь на завод №45. В 1939 году его эксплуатировал экипаж А.Д. Алексеева, который вёл ледовую разведку в Карском море. В 1940 году S-43 СССР Н-207 летал с экипажем лётчика Г.К. Орлова.  

10 августа 1940 года при посадке в сложных метеоусловиях  возле острова Олений самолёт получил значительные повреждения и был отправлен в Красноярск на ремонтный завод, где и находился до 1941 года. Ввиду значительных повреждений и длительной эксплуатации (пять лет) ремонт был признан нецелесообразным, и самолёт списали.

 

Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2018.- СС.76-77.

 

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   

Календарь событий

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»