Соханский А. М.,
директор музея
истории ОАО «Тюменский
электромеханический завод»
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Под натиском фашистских полчищ тысячи предприятий, организаций и учебных заведений европейской части Советского Союза были эвакуированы на восток. 667 предприятий обосновались на Урале и 332 проследовали в Сибирь.
За период войны в город Тюмень прибыли оборудование и рабочие 22 предприятий: Одесский завод строймеханизмов имени 10-летия Октября и Дмитровский экскаваторный, Таганрогский мотоциклетный и Курский текстильмаш, Киевский «Красный экскаватор» и Подольский аккумуляторный и другие [1].
Часть предприятий включилась в уже работающие в Тюмени. Так оборудование и 222 человека с пяти заводов влились в судоверфь. На завод «Механик» прибыли 142 человека с двух предприятий.
Остальные 15 предприятий самостоятельно монтировали своё оборудование в предоставленных им помещениях и организовывали строительство дополнительных зданий. Большинство из них прибывали частями. Это задерживало монтаж оборудования и тормозило всю работу, так как вначале приезжало небольшое количество рабочих [1].
В военные годы Тюмень направляла на фронт эшелоны с аккумуляторами, артиллерийскими снарядами, минами и миномётами, торпедными катерами, мотоциклами, планёрами, электрооборудованием, пистолетами-пулемётами ППШ, сырьём для авиационной и танковой промышленности, гужевыми повозками, телефонными катушками, лыжами, медикаментами, одеждой и обувью и другой продукцией для фронта.
Собранные в этой статье сведения о многогранной роли 120-тысячной в те времена Тюмени в борьбе с беспощадным врагом вызывают чувство искреннего уважения и чистосердечного восхищения. А также глубокого понимания, что весь тыл нашей многонациональной страны противостоял развитой военной промышленности Германии, её сателлитов и оккупированных стран. И победил.
Аккумуляторный завод был эвакуирован из подмосковного Подольска. В Тюмень в конце 1941 года прибыло более ста вагонов с оборудованием и людьми, а уже в январе 1942 года начался серийный выпуск свинцовых аккумуляторов нескольких модификаций. Завод стабильно выполнял плановые задания. В 1942 году было выпущено 110 тысяч аккумуляторов, в 1943 году — 120 тысяч, в 1944-м — 133 тысячи, а с января по май 1945 года - около 50 тысяч.
Завод «Механик» (№762) специализировался на выпуске военной продукции — миномётов калибра 82 и 120 мм, а также корпусов мин и снарядов для гаубиц. Уже в октябре 1941 года было изготовлено 4500 корпусов мин и 3000 корпусов артиллерийских снарядов. Завод был подчинён Наркомату миномётного вооружения. Имея значительные литейные мощности, завод занимался литьём корпусов гранат и снарядов. Планы выпуска оборонной продукции постоянно срывались из-за перебоев электроэнергии и отсутствия квалифицированных работников. Большинство рабочих составляли женщины, старики и дети. Благодаря строгим мерам, принятым Наркоматом госконтроля, завод постепенно стал выходить из кризисного положения. Кроме корпусов мин и снарядов на заводе в 1942 году было изготовлено для фронта 211 миномётов калибра 82 мм.
Завод в 1943 году полностью перешёл на выпуск корпусов мин. С 15 июля литейный цех ежедневно сдавал по 5000 мин калибра 82 мм и по 700 мин калибра 120 мм. Одновременно завод стал специализироваться на выпуске химических мин. В первом квартале 1944 года планировалось выпустить 30000 корпусов обычных и 45000 корпусов для химических мин, отправляемых на снаряжение заводу №9 Наркомата химической промышленности. Продукция завода была важна для фронта, и полторы тысячи работников завода, большинство из которых составляли женщины, во имя этого не щадили здоровья и сил.
Судостроительный завод №639 был создан постановлением Наркомата судостроительной промышленности для выпуска торпедных катеров. В его состав влились Ленинградский завод №363, Московский завод №445, Керченский завод №532, катеростроительный цех Херсонского завода им. Коминтерна, а также часть оборудования Рыбинского завода №341 и ряда других предприятий. Приказом Наркомата судостроительной промышленности от 31 декабря 1941 года бывшей Тюменской судоверфи было присвоено наименование «Тюменский завод №639 НКСП».
В условиях неимоверных трудностей, дефицита рабочей силы и электроэнергии к спуску на воду в конце 1941 года готовились 19 катеров, вывезенных с Керченского и Рыбинского заводов. В это время тюменский завод являлся единственной базой постройки торпедных катеров для военно-морского флота. В 1942 году на заводе приступили к переоборудованию торпедных катеров в артиллерийские. На них вместо торпедных аппаратов ставили установки для реактивных снарядов типа РС М-8-М.
В 1943 году завод стал выпускать торпедные катера Г-5-XI-бис и 123-бис «Комсомолец». Со стапелей завода за этот период сошло 52 катера. Тюменские катера воевали на Черноморском, Балтийском и Тихоокеанском флоте, в Онежской военной флотилии.
В 1945 году военный флот получил 44 торпедных катера. А всего в период Великой Отечественной войны в Тюмени было построено 165 торпедных катеров: 134 типа Г-5 и 31 типа 123-бис «Комсомолец».
Завод «Цепи Галля» был создан на базе эвакуированного киевского завода №5 «Цепи Галля». На установку и монтаж прибывшего с Украины оборудования местными властями был отпущен срок в 25 дней. 2 декабря 1941 года в цехах завода приступили к сборке пистолета-пулемёта ППШ, а 20 декабря был изготовлен опытный образец. С конца 1942 года коллектив завода перешёл на круглосуточный режим работы. Помимо автоматов ППШ на заводе производили телефонные катушки, столовые и чайные ложки, знаки различия, лыжи. Не останавливали и выпуск цепей Галля для зерноуборочных комбайнов. После победы завод вернулся на Украину.
Мотоциклетный завод №65 разместился в корпусах бывшего Тюменского пивоваренного завода. В его состав вошли Таганрогский завод мотоциклов, Московский завод мотоциклетных моторов и Серпуховский мотоциклетный завод. Вместе с Таганрогским заводом предстояло принять 170 вагонов с оборудованием и заделом деталей. Предстояло смонтировать и запустить производство сложных механизмов.
В 1942 году было выпущено 187 мотоциклов АМ-600 и четыре мотоцикла модели М-72. В течение 1943 года на фронт отправили 427 мотоциклов и большое количество запасных частей к ним. Кроме мотоциклов, завод производил детали для взрывателей типа КТМ-1. В первой половине 1944 года Тюменский мотоциклетный завод перевели в город Горький (ныне Нижний Новгород).
Планерный завод №241 был создан на базе эвакуированного оборудования завода №241 и ОКБ 31 Тушинского завода авиационной промышленности. Продукцией этого завода стали десантные планёры А-7 конструктора Олега Антонова. Сборочные цехи расположились в просторных корпусах крытого рынка на Базарной площади Тюмени. Рабочих катастрофически недоставало, в начале 1942 года укомплектованность кадрами составляла всего 11,5 процента. Но, тем не менее, завод к 1 января 1942 года сумел смонтировать 86 станков и приступил к плановому выпуску десантных планёров.
В 1941 году авиаконструкторы О. Антонов и А. Эскин разработали оригинальный гибрид танка и десантного планёра «Крылья танка» КТ-60. В конце 1942 года изготовление опытного образца заводом №241 было завершено, и его отправили на аэродром Лётно-испытательного института в Подмосковье. Первый испытательный полёт оказался и последним. Мощности двигателя самолёта не хватило для разгона и взлёта крылатого танка. Было принято решение о прекращении выпуска гибрида танка и планёра.
Коллектив завода №241 за время пребывания в Тюмени построил более 600 десантных планёров. В 1944 году завод был переведён в Саратов и в Рязань.
Завод «Пластмасс» во время войны носил номер 636 Наркомата химической промышленности. Он разместился в зданиях бывших винных складов неподалёку от вокзала. Здесь объединились Московский завод №94 и Днепродзержинский пластмассовый завод. Этот небольшой завод выпускал в год до 6000 тонн стратегически важной продукции — лака СБС-1 и жидкого бакелита. Без этих связующих материалов не мыслились изделия для предприятий авиационной и танковой промышленности.
Обозостроительный завод выпускал скромную, но необходимую для фронта продукцию — одноконные и пароконные повозки, упряжь, лыжи и лыжные палки, телефонные катушки типа Т-10. Решением Тюменского Горисполкома завод был создан в марте 1943 года. О масштабах производства говорят цифра годового потребления древесины - 6500 кубометров и количество произведённой в 1944 году продукции. Тогда заводом была выпущена 341 пароконная повозка, 8067 штук телефонных катушек, 5795 пар лыж. Из-за дефицита рабочих пришлось привлекать к производству заключённых. В 1945 году обозостроители отправили на фронт и в тыловые части 350 пароконных и 360 одноконных повозок, 6000 пар лыж и лыжных палок к ним.
Завод автотракторного электрооборудования был создан на базе эвакуированного Московского завода АТЭ-2, Калужского завода мотоэлектрооборудования, Ленинградского электротехнического и Ленинградского карбюраторного заводов. Тюменский завод АТЭ выпускал электротехническую продукцию для самолётов, танков и мотоциклов. Основными заказчиками были Наркомат авиационной промышленности и Наркомат танковой промышленности.
Химико-фармацевтический завод №39 был вселён в помещения Тюменской мебельной фабрики «Победа». Оборудование и коллектив Московского химико-фармацевтического завода им. Л.Я. Карпова в составе 150 человек прибыли в Тюмень 16 ноября 1941 года. В тяжёлых условиях, при сибирских морозах пришлось прокладывать сети водопровода и канализации. Для теплоснабжения установили паровой котёл парохода, который по льду реки Туры перетащили с судоверфи. В первое время на дровяных печах готовили сублимированный йод, соли кофеина, хлористого натрия и другие препараты для фармацевтических заводов Воронежа, Казани, Москвы, Новосибирска, Хабаровска, Челябинска. В дальнейшем осваивали новые препараты — сернокислый барий, йодистый калий, сулему для Наркомата химической промышленности. Партии лекарственных средств поставлялись также на флот и в армию. Жизни многих воинов спасли тюменские медикаменты.
Тюменский авиафанерный комбинат №15. Согласно приказу Наркомата лесной промышленности в конце 1941 года существовавший фанерокомбинат стал переоборудовать цеха под производство бакелитовой и авиационной фанеры, дельта-древесины и другой продукции, необходимой для предприятий авиационной промышленности и других нужд обороны. Об объёмах производства свидетельствует годовая потребность в сырье — свыше 63 тыс. кубометров берёзы и 10 тыс. кубометров кедра.
Не менее впечатляющим выглядит годовой план выпуска военной продукции: спецдревесины – свыше 3000 тонн, авиафанеры бакелитовой – 200 кубометров, смоляной – 800 кубометров, клеевой - свыше 95,4 тыс. кубометров, авиационного шпона – 200 кубометров. Помимо этого авиафанерный комбинат выпускал корпуса фугасных мин, лыжные установки для артиллерийских систем, фанерные резервуары ёмкостью 1000 литров, спички. Для контроля качества выпускаемой продукции была введена военная приёмка.
Овчинно-меховая фабрика. В конце осени 1941 года в Тюмень прибыл эвакуированный из Московской области Кунцевский кожевенный завод им. Серёгина. Для его размещения отдали часть территории и строений овчинно-шубного завода. Электроэнергией фабрика снабжалиась из трёх источников: Тюменской городской электростанции, фанерокомбината и от своих агрегатов. С первых лет войны на производство пришли подростки и женщины. Они шили полушубки, меховые пиджаки, тёплые рукавицы и другие изделия, которые без остатка шли в действующую армию.
Во второй половине 1942 года завод начал выпускать из отходов и малоценного сырья меховые жилеты, меховые чулки, варежки, приклады к шапкам и даже хозяйственное мыло. К концу войны объёмы производства возросли. Завод выпускал для армии полушубки, бекеши, меховые рукавицы и около десятка изделий гражданской продукции.
Швейная фабрика в самом начале войны получила заказ от Управления военного снабжения Красной Армии на пошив обмундирования. Так, на первый квартал 1942 года этот заказ составлял 15000 гимнастёрок, 15000 шаровар. В течение всех военных лет швейники трудились для победы, поставляя фронту необходимую продукцию
После победы над фашистской Германией большинство заводов из Тюмени вернулось в исходные места пребывания, а многие заводы были реэвакуированы ещё раньше. Наш город внёс свой вклад в приближение Победы и, казалось бы, получил базу для послевоенного промышленного развития. В Тюмени остались заводы строительных машин, автотракторного электрооборудования, аккумуляторный, пластмасс, химико-фамацевтический. Но они были малочисленными, а их оборудование, работавшее на износ, требовалось обновлять.
Уже к середине 1947 года тюменские заводы в основном завершили переход на мирные рельсы. Вместо электрооборудования танков выпускали оснащение для тракторов и автомобилей. Вместо гимнастёрок — рубашки, вместо сапог — туфли. Производили стройматериалы для жилых домов, крепёж для шахт и рудников. Наладили производство товаров широкого потребления, местных строительных материалов, упряжи и инвентаря для нужд колхозов. В 1948 году промышленность Тюмени давала уже больше продукции, чем в 1945-м.
Были сделаны попытки усовершенствовать имеющиеся производства, реконструировать, переоснащать заводы и фабрики. На заводе АТЭ построили цех по выпуску свечей зажигания, на ДОКе «Красный Октябрь» начали выпускать лыжи, построили мебельный цех. Новые цеха появились на заводах строймашин, судостроительном и других [2]. И всё же нельзя было говорить о Тюмени как о значимом индустриальном центре. Тюмени были нужны настоящие заводы.
Тюмень значительно отставала от соседних областей по объёмам и номенклатуре выпускаемой продукции. Перспективы строительства новых предприятий были весьма иллюзорны, поскольку остро не хватало электроэнергии [1]. Так, уже в 1942 году потребность города в электроэнергии составила 14 тысяч киловатт, или в семь раз больше проектной мощности действовавшей электростанции. Приходилось её неоднократно модернизировать, но, в конце концов, её технический потенциал был исчерпан.
Поэтому, прежде всего, было решено строить мощную теплоэлектроцентраль, необходимую городу как воздух. Первая очередь ТЭЦ вступила в строй 17 ноября 1960 года. С неё начинается нынешняя история электрификации областного центра. Одновременно наметили строительство таких крупных заводов, как моторный и электромеханический. Однако, распоряжением правительства РСФСР от 14 июля 1959 года №4114-рс в Тюмени самым первым из крупных заводов был организован электромеханический завод. К концу 1980-х годов среднесписочная численность завода достигнет 5000 человек.
Решением администрации Тюмени будущему электромеханическому заводу выделили территорию бывшего Училища механизации сельского хозяйства с расположенными на ней четырьмя одноэтажными краснокирпичными корпусами под шифером, двумя двухэтажными зданиями и несколькими вспомогательными строениями общей полезной площадью около 4500 кв. метров.
Главной заботой первого директора завода Аркадия Михайловича Борисова было приведение полузаброшенных корпусов в производственную готовность до наступления холодов, формирование штата завода, приобретение станков, оснастки, инструмента, материалов для выпуска будущих изделий [3].
Уже в конце 1959 года были собраны первые электродвигатели ЭДГ-1 с маркой завода, пока, правда, с использованием ряда привозных деталей. К концу 1960 года на заводе полностью освоили производство комплектующих деталей. Началось серийное производство двигателей ЭДГ-1. В месяц с конвейера сходило порядка пятнадцати тысяч изделий. Предположительно двигатели отправлялись на радиозаводы Бердска, Баку, Сарапула, Минска, Риги и другие. Стремительное становление развивающегося коллектива регулярно освещалось в областных и городских газетах.
В 1961 году молодому заводу поручили освоение производства коллекторного двигателя постоянного тока 2Д7, который применялся в качестве привода вентилятора в военной бронетехнике. Пришлось освоить новые технологические процессы литья по выплавляемым моделям, прессования изделий из пластмасс, намотки и пропитки электрических катушек и якорей. Этот двигатель поднял производственные процессы на более высокий уровень качества, так как готовая продукция принималась военным представителем заказчика [3].
Решаемые коллективом нового завода производственные задачи были не из простых, поскольку аналогичных производств в городе не было. Для приобретения опыта многим работникам приходилось проходить стажировку на подобных предприятиях Москвы, Ленинграда и других городов Советского Союза. Через год динамично растущее производство получило новое специализированное задание на освоение электромагнитных реле негерметичного исполнения для авиационной техники.
К этому времени завод построил и ввёл в эксплуатацию крупный трёхэтажный производственный корпус. Здесь, по заранее подготовленной документальной и технической базе, разместился комплекс основных производственных цехов: механический, штамповочный, прессования пластмасс, гальванический, литейный, термический, сборочный. К этому времени завод насчитывал более 2500 работников. Хватило места и для организации врачебного здравпункта, красного уголка с актовым залом на 500 мест, автоматической телефонной станции и ряда других помещений и служб.
Переход на новые изделия потребовал внедрения принципиально новых технологических процессов, материалов, оборудования. В этот период, одновременно с освоением реле, заводом был налажен выпуск миниатюрного коллекторного двигателя ДКС-16 для портативного катушечного магнитофона третьего класса «Весна-3», который производился в Запорожье. Заводчанам, оказалось, по плечу и серийное производство высокооборотного коллекторного двигателя ЭК-10-А для привода бора стоматологической установки, выпускавшейся Волгоградским заводом медицинского оборудования.
В марте 1965 года перспективный развивающийся электромеханический завод был передан из системы Средне-Уральского совнархоза в подчинение Министерства авиационной промышленности СССР и стал именоваться – Тюменским электромеханическим заводом, сокращённо ТЭМЗ. С этого момента продукция завода была засекречена. Из печати исчезли сообщения о производственной деятельности.
В будущем завод ждало освоение новейших типов сложных электротехнических изделий для авиационной техники. Это двигатели для автоматики кондиционирования воздуха в летательных аппаратах, для создания подпора в системе водоснабжения самолёта, для охлаждения тормозных систем при посадке, для работы в системе АБС. В линейке переключающих устройств появились герметичные реле, устойчиво работающие в сложных условиях эксплуатации, и силовые контакторы на управление токами большой величины. Номенклатура серийных изделий завода составила более 40 видов.
Свои изделия для летательных аппаратов заводчане в шутку прозвали «летающей» продукцией. «Летающая» продукция завода поднимается в небо в гражданских и боевых машинах фирм Антонова, Бериева, Ильюшина, Камова, Миля, Сухого, Туполева, Яковлева, побывала в космосе в составе аппаратуры международной станции «Аполлон-Союз». Между прочим, она успешно работает и в составе другой техники
Одновременно со спецпродукцией завод изготовлял товары народного потребления, для чего были созданы отдельные производственные участки. Номенклатура гражданской продукции и товаров народного потребления, выпускаемых наряду с основными изделиями, была очень велика и за годы выпуска достигла более 50 наименований.
Были приобретены термопластавтоматы, инструментальный цех изготовил пресс-формы. В продажу крупными партиями поступали мотоциклетные и пляжные очки, полиэтиленовые крышки для домашнего консервирования, банки для хранения сыпучих продуктов, механические сбивалки продуктов, пластмассовые вёдра и тазики, горшки для домашних цветов, комнатные телевизионные антенны, детские мини-лыжи, электрические тройники, сувениры и другие бытовые изделия.
После передачи завода в подчинение Министерству авиационной промышленности СССР производство получило мощную финансовую и техническую поддержку и продолжало динамично развиваться. Перед коллективом встали большие и ответственные задачи: наряду с освоением новых изделий – реконструкция цехов и модернизация оборудования. Переход на новые изделия потребовал освоения новых технологических процессов, приобретения современного оборудования, расширения инструментального производства. Были внедрены станки с числовым программным управлением, робототехнические комплексы, термопластавтоматы. Силами участка новой техники проводилась автоматизация и механизация «узких мест» производства. Значительно повысились требования к чистоте и культуре производства.
В 1968 году был сдан в эксплуатацию ещё один трёхэтажный корпус с многопролётным пристроем. Первый этаж занял инструментальный цех, на втором разместилась центральная заводская лаборатория, испытательный участок, а впоследствии – информационно-вычислительный центр, третий этаж отвели техническим отделам и другим службам. В многопролётном корпусе без затруднений разместились термический участок, цех прессования пластмасс, штамповочный и механический цеха, литейный участок, заводская компрессорная станция, различные цеховые службы и участки. На освобождённых площадях существовавших корпусов располагали вспомогательные цехи, расширяли их функциональные возможности.
Наивысших показателей производства завод достиг к концу восьмидесятых годов. В месяц завод выпускал до ста тысяч различных электромагнитных переключателей и тысячи электродвигателей.
С 1990 года происходит стремительный спад производства. Прекращается выпуск авиакомлектующих изделий. Начинается интенсивный поиск и освоение новых видов гражданской продукции. Завод налаживает производство пускозащитных реле для холодильников, контактной части выключателя зажигания с противоугонным устройством для автомобилей «ВАЗ», бытовых потолочных светильников «Кристалл», электроконвекторов «Ковчег», блоков БУРС автоматики для газовых котельных и комплектующих к ним, телевизионных антенн «Сигма», электромиксера «Сибирь», ручных дрелей и другого. Эта качественная продукция, по большому счёту, не находит оптового потребителя и приносит небольшую прибыль. Рынок бытовой техники захватил дешёвый и внешне привлекательный импорт. Попытки заинтересовать «отвёрточной» сборкой зарубежные фирмы не увенчалась успехом.
Ощутимую выручку завод стал получать по договорам с предприятиями авиационной направленности только после возобновления выпуска прежней продукции. К счастью, сохранилось оборудование, оснастка, технологическая документация. Для возобновления забытых технологических процессов были найдены и приглашены прежние работники, пенсионеры. К этому времени самоликвидировалась завеса секретности, и изделия завода с фотографиями и техническими данными стали рекламироваться заводом для свободной продажи в интернете.
В настоящее время продукция завода представлена электромагнитными реле негерметичного и герметичного исполнения, электромагнитными контакторами облегчённого типа, электродвигателями малой мощности постоянного и переменного тока для систем торможения и жизнеобеспечения летательных аппаратов, электромашинными агрегатами. С прежними масштабами производства, это, разумеется, не сравнить, но достойная заработная плата выдаётся вовремя, находятся средства на освоение новых изделий, на приобретение современного оборудования и оснастки, ремонт производственных корпусов и интерьера помещений. На заводе воссоздан и функционирует Музей истории завода.
Удача Тюменского электромеханического завода в том, что он смог избежать тотальной остановки производства — этой трагической участи многих предприятий советской авиационной промышленности.
В 1963 году вступил в строй Тюменский моторный завод. На заводе делали двигатели для палубных самолётов Як-38, Як-38М, форсажные трубы, камеры сгорания для самолётов СУ-20, Су-24, МиГ-29, ракетные двигатели для комплексов ПВО и крылатых ракет, двигатели для массовых Ан-24.
Был открыт суконно-камвольный комбинат. Вступила в строй ТЭЦ-2. Был построен ряд других крупных заводов, востребованных развитием нефтегазового комплекса. Наступил расцвет тюменской промышленности. Но после распада Советского Союза многие новые заводы постигла незавидная участь существования на грани банкротства, а другие попросту исчезли с карты Тюмени или были поглощены иными производителями.
Примечания:
- Из истории промышленного развития Тюменской области (1917-1980). Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1988.
- Ермаков И. Тюмень тыловая. Екатеринбург, Средне-Уральское книжное издательство, 1995.
- Копылов Д.И., Князев В.В., Ретунский В.Ф. Тюмень, Средне-Уральское книжное издательство, 1986.
- История Тюменского электромеханического завода, 1984.
- Соханский А.М. Секретный завод // http://www.proza.ru/2015/07/14/366
Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2018.- СС.68-73.