С.А. Матвеева,
учащаяся МАОУ «Заводоуковская СОШ
№ 4» им. Заслуженного учителя РСФСР,
почётного гражданина
г. Заводоуковска Л.У. Агафонова

 

Одной из реликвий, хранящихся в нашей семье, является часовник -старообрядческая богослужебная книга с молитвами на каждый день. А как он попал в нашу семью? Когда и где был издан? Какое значение имел для моих предков? Чтобы ответить на эти вопросы, мы занялись изучением истории своей семьи и истории старообрядческого движения в России.

Цели исследования: познакомиться с историей старообрядчества, выяснить, являлись ли мои предки старообрядцами, и какие традиции старообрядчества сохранились в нашей семье, установить время издания

часовника, хранящегося в нашей семье и его значение для моих предков, а также определить вклад старообрядцев в развитие родного края.

 Объект исследования: история старообрядческого движения в России

Предмет исследования: история семьи Матвеевых, связанная со старообрядчеством.

Методы исследования: знакомство с литературой по теме исследования, собеседования с членами семьи, изучение документов из семейного архива.

В ходе исследования выдвинуты гипотезы:

  1. Если часовник находится в моей семье, значит, мои предки были старообрядцами.
  2. Если родиной моей семьи является Упоровский район, следовательно, она принадлежит к старообрядцам часовенного согласия.

Своё исследование мы начали со знакомства с понятием старообрядчества. В словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой сказано: «Старообрядчество – общее название религиозных течений, возникших в России с конца XVII в. вследствие религиозного раскола и стремящихся к сохранению старых церковных правил (старой веры), прежних устоев жизни».

В ходе изучения литературы мы узнали, что православие пришло на Русь из Греции. Но несколько веков почти изолированного развития двух православных церквей - русской и греческой - привели к тому, что к ХVII веку обрядовые традиции России и Греции стали сильно отличаться.  Патриарх Никон стремился объединить одной верой все православные народы. Для этого было необходимо внести изменения в богослужебные обряды в соответствии с греческими традициями.          

Церковная реформа Никона вызвала в народе сильное недовольство, которое вылилось в движение старообрядцев. «Чтобы понять староверов, надо учитывать особенности средневекового мышления, которое всё было проникнуто глубоким религиозным чувством. Причём вера держалась именно за счёт внешних атрибутов богослужения и обрядов, точному соблюдению которых уделялось основное внимание при всех церковных переменах, предшествовавших реформе Никона…», - говорится в книге Александра Гриненко «Триста лет гонений. Краткий очерк истории старообрядчества в России».

Первоначально движение старообрядцев было немногочисленным. Почти сразу все противники реформ Никона подверглись преследованиям. С самого начала в движении старообрядцев не было единства. Одна из причин – отсутствие в их среде высших церковных священнослужителей. Ещё одна причина заключалась в том, что в центре Руси священник пользовался огромным авторитетом, а на Севере церковными делами фактически заведовали крестьяне.

Эти отличия и легли в основу двух главных направлений в старообрядчестве: поповского или беглопоповского в центре страны и беспоповского на севере. В дальнейшем эти направления продолжали дробиться на различные согласия и ещё более мелкие объединения - толки. В беглопоповском согласии в конце ХVIII века начало складываться часовенное согласие, которое позднее распространилось по территории Урала и Сибири.  

В ходе исследования нам стало известно, что часовенные проживали на территории Ялуторовского уезда, в состав которого входил Заводоуковск. Данную информацию мы получили от сотрудников Заводоуковского краеведческого музея. Далее предстояло узнать, является ли Заводоуковск родиной моих предков? Оказалось, что в Заводоуковск наша семья приехала в 1972 году из села Скородум Упоровского района.

Мы снова обратились к литературе и установили, что часовенные жили и в Упоровском районе. Была выдвинута ещё одна гипотеза: если родиной моей семьи является Упоровский район, следовательно, она может принадлежать к старообрядцам часовенного согласия. Часовенные (др. названия: часовенное согласие; кержаки; стариковское согласие; николаевские беспоповцы) - старообрядцы, первоначально бывшие поповцами, но из-за гонений оставшиеся на длительное время без священников. И так, вынужденно совершая основные обряды и проводя богослужения без попов, они сделались беспоповцами. Они совершали службу в лишённых алтарей часовнях, что позже дало имя их согласию.

Вследствие гонений часовенные начали переселяться на Урал и в Сибирь. Их переселению способствовало и покровительство владельцев уральских заводов, видевших в старообрядцах источник рабочей силы.

В статье Беспаловой Ю.М. «Деловая этика западносибирского старообрядчества» мы нашли очень интересную характеристику сибирских старообрядцев, данную иностранным исследователем Сибири Глейнером: «Главная секта в Сибири - это раскольники, или староверы. Главная их черта - строгая умеренность и отвращение к нововведениям. Они не пьют ни кофе, ни чаю. Никогда они не курят и не позволяют другим курить в своих домах и даже в своём соседстве. Кроме того, они не едят картофеля и не станут есть за одним столом с иноверцем. Несмотря на такие смешные их обычаи, они пользуются большим уважением. Они всегда трезвы, прилежны, трудолюбивы».

Много времени старообрядцы проводят в молитвах. Папа рассказал, что в детстве часто ездил в гости к своей бабушке Лесковой Фёкле Филипповне в село Скородум Упоровского района. Каждый вечер бабушка уходила из дома и брала с собой большую старую книгу, возвращалась она очень поздно. Иногда она отсутствовала больше суток. Молились бабушка и её односельчане в большом нежилом доме, не похожем на церковь. Изучая литературу, мы обратили внимание на фотографию соборной часовни в г. Ревда Свердловской области, которая не похожа на привычную для нас церковь, а скорее напоминает жилой дом. Исходя из этого, мы предположили, что жители с. Скородум посещали для молитв такую же часовню, следовательно, принадлежали к часовенному согласию.

Заинтересовавшись рассказом папы, я решила найти в Интернете информацию о селе Скородум и старообрядцах, живших там. Однако в небольшой исторической справке о селе информации о старообрядцах не содержится, хотя мои родственники по папиной линии утверждают, что село было старообрядческим. 

Среди старообрядцев всегда было много грамотных людей. В каждом доме хранились богослужебные книги, а также литературные произведения старообрядческих просветителей. В доме моей прабабушки тоже хранилось несколько книг. Одна из книг – часовник.

В словаре Ожегова мы не нашли слова «часовник», но нашли слово «часослов». Часослов - книга песнопений и молитв для ежедневных служб (кроме литургии) в православной церкви. Тогда мы решили обратиться к словарю Даля, и оказалось, что «часовник» и «часослов» - синонимы. Таким образом, «часовник» - книга молитв на каждый день.

Чтобы определить, когда он был издан, мы обратились за консультацией в Заводоуковский краеведческий музей. С помощью сотрудников музея было установлено, что часовник был издан в 7415 году от сотворения мира, а в современном летосчислении – в 1907 году. Часовник был напечатан в г. Уральске в старообрядческой типографии. Он имеет обтянутую кожей деревянную обложку. 

Застёжки, которыми закрывался часовник, не сохранились. На обложке видны многочисленные следы свечного воска. Края страниц сильно потрёпаны, углы подклеены. В книге много закладок – обрывки из журналов, газет, перекидного календаря, кусочки ткани, тетрадные листы. На полях сохранились надписи.

Познакомившись с историей старообрядческого движения и историей семьи Лесковых – Матвеевых, мы пришли к выводу о том, что семья была старообрядческой и принадлежала к часовенному согласию. Часовник, хранящийся в нашей семье, является богослужебной книгой с молитвами на каждый день. Внешний вид часовника, а также множество закладок позволили сделать вывод о том, что он играл очень важную роль в жизни семьи. Несмотря на то, что сегодня члены нашей семьи не считают себя старообрядцами, они бережно относятся к семейным реликвиям, трудолюбивы, ведут здоровый образ жизни, не курят, не одобряют употребление спиртных напитков.

Изучение литературы о старообрядцах, об истории родного края позволило сделать вывод о том, что старообрядцы внесли значительный вклад в развитие Заводоуковского района, ярким примером такого вклада явился вклад семьи Колмаковых в развитие промышленности и сельского хозяйства края.

 

"Краеведческая конференция "Наше наследие - 2015":Материалы докладов и сообщений."- Ишим, 2016.- СС. 136 – 138

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»