Н.Л. Чупиро,
общественный корреспондент
газеты «Тюменская правда»

 

В 1949 году, всего через четыре года после бомбардировки японского города Хиросима, в СССР было проведено испытание первой атомной бомбы РДС-1. Ещё через три года испытали водородную бомбу. С 1946 года территорию СССР стали окружать военные базы, располагавшиеся в Европе, Турции, Иране и Японии. С этих пор американские «летающие крепости» B-29 могли нанести ядерный удар по любому городу, включая Москву. К моменту создания ядерного оружия ОКБ А.Н. Туполева выпустило аналог американского самолёта В-29 - стратегический бомбардировщик Ту-4. Его дальность не превышала 6 000 км.

Сталин собрал в Кремле ведущих авиаконструкторов и потребовал от них разработать стратегический бомбардировщик с дальностью полёта 12 000 км. ОКБ Туполева, используя прежние наработки, начало проектировать четырёхмоторный турбовинтовой самолёт Ту-95. Мясищев остановился на турбореактивном варианте самолёта. Параллельно разрабатывалась концепция системы вооружения: гидросамолёт - крылатая ракета - подводная лодка - заправщик самолёта. Доставка «оружия возмездия» на территорию противника выглядела так: гидросамолёт с крылатыми ракетами вылетал на боевое задание, в океане его поджидала лодка-заправщик, с которой он получал дополнительное топливо и продолжал полёт. Не долетая до цели 100 - 150 км, выпускал крылатые ракеты, a затем гидросамолёт с очередной дозаправкой возвращался на базу.

ОКБ Г.М. Бериева в соответствии с Постановлением Совета Министров № 2622-1105сс от 8 октября 1953 года на авиационном заводе № 86 в городе Таганроге к 1955 году построили реактивный гидросамолёт Бе-10 со скоростью полёта более 900 км/ч грузоподъёмностью 15 тонн. И конце 1956 года он был принят на вооружение. Было построено 27 самолётов. Это же ОКВ разрабатывало крылатую ракету К-12 БС.

Параллельно в ОКВ-23, которым руководил В.М. Мясищев, под Москвой в Филях был построен стратегический бомбардировщик М-4, а затем в обстановке строжайшей секретности с ноября 1955 года началось проектирование сверхзвуковой летающей лодки М-70 с взлётным весом 240 тонн, скоростью М=2,0 и дальностью полёта 7 500 км. Вооружение состояло из 4 paкет X-44. Сейчас трудно поверить, но в то же время начали проектирование гидросамолёта массой 224 тонны с атомной силовой установкой.

А.С. Москалёв в академии (Можайского – прим. ред.) читал лекции по аэродинамике и конструкции самолётов, руководил курсовым и дипломным проектированием слушателей, готовил научные кадры. В 1954 году по поручению Штаба ВИС он создал научно-исследовательскую лабораторию НИЛ-1 по исследованию перспектив развития военной техники «Лаборатория средств доставки стратегического назначения». В основу методологии исследований был положен принцип прогностического проектирования. Это была первая в Министерстве Обороны проблемная лаборатория для проведения комплексных исследований перспектив развития военной техники. Решались вопросы создания сверхзвуковых тяжёлых самолётов с большой дальностью полёта, аэродинамического расчёта, расчёта устойчивости, прочности, массы.

Полученные к 1956 году результаты исследований, подкреплённые продувками моделей в аэродинамических трубах, убеждали, что достижение высоких ЛТХ сверхзвуковых самолётов возможно только при создании новых аэродинамических компоновок. Предварительные проекты самолётов, coзданные в лаборатории, нашли воплощение в конструкциях, изготовленных в металле спустя десятилетия. Среди них самолеты ЗМ, М-50, Т-4 «Сотка», Ту-160. Москалёв впервые заложил в проекты крылатых ракет гиперзвуковую скорость полёта, используя в качестве двигателей сверхзвуковые пульсирующие воздушно-реактивные двигатели.

Испытания такого аппарата с достижением скорости в 5М были проведены только 8 ноября 1991 года, всего за два месяца до распада СССР. После успешных пусков межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 руководство страны охладело к запущенным проектам средств доставки атомных бомб, выделяя больше средств на развитие ракетной техники. В декабре 1959 года в СССР появился новый род войск - РВСН (ракетные войска стратегического назначения).

К концу 1950-х годов «стратеги» Туполева Ту-95 и Мясищева М-4 н ЗМ были приняты на вооружение, войдя в ядерную триаду СССР. В 1958 году по заданию Главного Штаба ВВС А.С. Москалёвым и Д.И. Смирновым (научный руководитель) вместе с сотрудниками Академии был разработан проект авиационного ударного комплекса, который должен был быть использован в случае войны для ударов по стратегически важным объектам противника. В состав комплекса входил сухопутный самолёт со скоростью, превышающей скорость звука, и имевший дальность полёта более 15 000 км, гидросамолёт с аналогичными параметрами, крылатая ракета со скоростью 2М, гиперзвуковая крылатая ракета со скоростью 4М. Была подробно разработана система навигации. Кроме Академии, к проекту были подключены лучшие научные организации: Военно-воздушная академии имени Н.Е. Жуковского, НИИ-15 ВВС, НИИ-88, НИИ-1, ЦАГИ, ОКБ-23 и другие.

В качестве объектов удара рассматривались стартовые позиции МБР, арсеналы ядерных боеприпасов, административно-политические центры, крупные хранилища оружия и материалов военного назначения.

Проект тяжёлого сверхзвукового гидросамолёта

Состояние: проект 1958-1960 годов.

Разработчик: ЛКВВИА.

Производство: не строились.

Экипаж, чел.: 2-4.

Масса, тонн: 250 -375.

Боевая нагрузка, тонн: 5-15

Тип, марка двигателей: ТРДФ, ВК-15 М.

Скорость максимальная: М=2,82.

Дальность максимальная, км: 17 200.

Практический потолок, м: 35 000.

Вооружение: СБС, крылатые ракеты.

Даже сейчас, спустя более чем 50 лет, характеристики проектов А.С. Москалёва кажутся фантастическими. В проекте «Изыскание путей развития сверхзвуковых самолётов с большой дальностью полёта» велась предэскизная проработка сверхзвуковых самолётов- бомбардировщиков и самолётов-носителей следующих классов: дальний стратегический бомбардировщик (ДСБ), гидросамолёт (ГС), самолёт-амфибия. Исследования первоначально велись н диапазоне ЛТХ: взлётная масса 15O - 500 тонн, боевая нагрузка 5-15 тонн, высота полёта 20 - 35 км, скорость полёта М2-5.

Рассматривались компоновки самолётов: «утка», «летающее крыло», «бесхвостка». Проекты самолётов разделили на дне группы: самолёты, которые можно создать на основе существующих технологий с применением сплава Д-23, и самолёты, создаваемые после 1965 года на основе титановых сплавов. В случае ядерной войны гидросамолёты можно было рассредоточить на внутренних водоёмах. В качестве вооружения предлагалось использовать самолётную баллистическую ракету с боеголовкой мощностью 3 Mт (как на ракете Р-7) и крылатые ракеты малой дальности (500 - 600 км.) с боеголовкой 0,3 Мт и большой дальности (до 3 000 км.) мощностью 10 Mт. Скорость полёта крылатых ракет Х-22 и Х-44 должна составлять М2.

Москалёв заложил в проекте скорость ракет гиперзвуковую М4. Даже сейчас на вооружении в странах мира нет гиперзвуковых крылатых ракет. В начале ХХI века появились сообщения об испытании гиперзвукового маневрирующего блока «4202», созданного нашей «оборонкой», который выводится на высоту 250 км ракетой и затем летит на дальность 16 000 км, рикошетируя от aтмосферы до цели, обходя систему ПРО.

В состав бортового оборудования входила пилотажно-навигационная аппаратура КСБ-1, использовавшая для ориентации звёзды, система автоматического управления САУ-50, связная радиостанция «Планета», высотомеры больших и малых высот РВ-5 и РВ-25, аппаратура защиты хвоста «Сирена-2». Кроме двух крылатых ракет Х-22 или Х-44 по требованиям ВВС предусматривалось оборонительное вооружение: кормовая стрелковая установка ДБ-52 с пушками АО-9М с прицельной станцией «Криптон». Дополнительно для защиты применялись имевшиеся на борту ракеты «воздух-воздух» в количестве пяти единиц.

Стоящие на вооружении Военно-космических войск нашей страны стратегические бомбардировщики Ту-95 и Ту-160 имеют на борту 6 и 12 крылатых ракет с ядерными боеголовками. Периодически они подвергаются модернизации. В конструкторских бюро инженеры работают над новым стратегическим бомбардировщиком, который в 2020 году должен сменить ветеранов. Этот самолёт должен иметь взлётную массу около 250 тонн, выполнен по схеме «летающее крыло», вооружён гиперзвуковыми крылатыми ракетами. Можно с уверенностью сказать, что проект А.С. Москалёва, разработанный почти 60 лет назад, не лежит в архиве, а используется нашими современниками!

"Краеведческая конференция "Наше наследие - 2015":Материалы докладов и сообщений."- Ишим, 2016.- СС. 133 – 134

 

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   

Календарь событий

Май 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»