Н.В. Медведева,
художник МАУК 3ГО
«Заводоуковский краеведческий музей»
С годами живопись становится нужнее,
Все остальное ускользает и течёт.
Стареет сцена и театры вместе с нею,
Кино и музыка иные, что ни год...
...И мироздания распавшиеся звенья
Соединяются в музейной тишине,
Где продлеваются летящие мгновенья,
Запечатлённые на сером полотне.
Александр Городницкий
Ссылка на презентацию https://cloud.mail.ru/public/2kou/Ho6LJLAW6
3 октября 2015 года исполняется 75 лет со дня рождения Станислава Сергеевича Поповича, замечательного местного графика и живописца. К сожалению, сам художник не дожил до этой даты: он скончался после продолжительной болезни в возрасте 69 лет. Но он оставил громадное наследие в виде живописных и графических полотен. Его работы есть у многих наших земляков, часть из них он безвозмездно предоставил Заводоуковскому краеведческому музею.
Биография С.С. Поповича полна драматических событий, начиная с младенческого возраста. В начале войны годовалый Стасик вместе с братом Лёней и мамой Марией Назаровной эвакуировались из г. Московской области в Омск. Когда погиб отец, мальчики стали воспитываться отчимом. С самого раннего детства Станислав проявлял интерес к рисованию. С восьмого класса он посещал изостудию. После окончания школы успел поработать на Омском машинном заводе. В двадцатилетнем возрасте решается ехать в Москву поступать в Строгановку. Учиться в самом престижном художественном училище страны помешало отсутствие столичной прописки. Тогда талантливый молодой человек поступает в Пензенское художественно-графическое училище, затем переводится в Чебоксарский худграф.
По окончании учёбы в 1965 году он возвращается в Омск. Два года спустя поехал куда глаза глядят. Взор художника привлекла живописнейшая заводоуковская природа. На дальней станции сошёл... да так и остался здесь жить-поживать. Здесь же повстречал свою вторую половину - с Верой Александровной они народили троих детей. Когда старшей дочери Елене было 11, а сыновьям Жене и Саше 7 и 3 года соответственно, мать ушла из дома и не вернулась. Когда её признали без вести пропавшей, органы опеки хотели определить детей в детдом, но Станислав Сергеевич воспротивился. Фактически без существенной помощи родственников он смог поднять своих чад на ноги, воспитать достойными людьми, привив им разумное, доброе, вечное.
Дочь Елена пошла по педагогической стезе со спортивным уклоном. Видимо, сказались гены бабушки Кати - ведь та была чемпионкой Москвы по лёгкой атлетике. Елена выполнила первый разряд по лыжным гонкам, становилась победительницей соревнований областного уровня по лыжам и полиатлону. В настоящее время она является опытным тренером по аэробике. Теперь уже её воспитанники становятся областными чемпионами. Средний Евгений уже на пенсии - всю жизнь он проработал в МЧС. В этой системе жизнь подкидывала такие сюжеты - только держись! А вот младший Александр проживает в Германии. Его детям передался талант дедушки. Оба очень хорошо рисуют, старшая дочь уже выбрала себе профессию - собирается стать дизайнером.
А теперь обратимся непосредственно к творчеству Станислава Сергеевича. Живопись его посвящена ставшей родной заводоуковской земле: прекрасной природе, улочкам и закоулочкам Заводоуковска, а также его людям (портретная живопись). Он прекрасно владел техникой крупного мазка. Одинаково хорошо писал как маслом, так и гуашью. В основном работал с натуры, в технике алла-прима, когда картина пишется в один присест. Например, это новый и старый Заводоуковск, иногда заключённый в одной картине (игра контрастов). Создаётся впечатление, что он преклоняется перед теми домами и домишками, которые ещё цепляются за землю своими фундаментами, историями семей, которые в них обитали. Сам он очень любил нашу землю, её историю. Ценил и уважал тех, кто эту историю хранит. Не случайно он был в музее постоянным посетителем и щедрым дарителем.
В манере живописи, как правило отражается характер художника. Нетрудно заметить стремительность, контрастность в его работах. Он и в жизни не терпел полутонов. Называл всё своими именами, невзирая на лица и должности. Не прогибался перед вышестоящими, резал правду-матку в глаза. Поэтому, когда началась вакханалия 1990-х, смело встал в ряды оппозиции. Неравнодушный к судьбе страны и её народа, остро чувствующий несовершенство этого мира, сам немало претерпевший страданий, «...он порою горе заливал...», говоря словами поэта.
В коллекции музея имеется много живописных полотен, графических работ, на базе которых проходили различные выставки, в том числе и передвижные: «У природы нет плохой погоды», «Люблю тебя, мой край родной!», «Город глазами художника», «Город старый, город новый», «Дорогие мои земляки» и др.
Удачным опытом было соединение стихов местных поэтов о родном крае и картин Поповича. Таким симбиозом воспользуюсь и я в данной публикации, тем более, что нынче мы отмечаем юбилей нашего города и района, а по всей стране проходит Год литературы. Чтобы более наглядно и проникновенно описать наш город, его жителей, природу:
Взять надо кисть художника и краски.
Поэта слово, мысли и мечту...
Так сказала Наталья Пивненко, учитель начальных классов второй городской школы.
Признаюсь, мне доставило огромное удовольствие штудировать стихи о нашем крае. Сколько, оказывается, талантов на заводоуковской земле! Причём, это люди разных возрастов, начиная от школьников до пенсионеров. Даже отрывки из их стихов говорят о многом. Ведь поэты сродни художникам - также живо пишут, используя перо и слово. Очень любил Станислав Сергеевич нашу заводоуковскую природу в любое время года и суток. Об этом образно и проникновенно сказала Ирина Кривицкая, в прошлом инженер-физик:
Прекрасна русская природа,
Она - как русская душа.
Любая ей идёт погода,
В любую пору хороша.
Глядя на серию графических работ о наших земляках, я вспомнила такие стихи:
Повсюду со мной мои земляки,
Что прожили жизнь непростую,
Смеяться умели всему вопреки
И время не тратить впустую.
Картины о городе хотелось бы обобщить четверостишьем Татьяны Ольховик, также человека многогранного и всесторонне развитого.
Бусинками домики
в ниточках дорог.
Это мой диковинный
чудо-городок.
В заключение приведём слова самого Станислава Сергеевича, написанные им на одной из картин, где изображён наш музей: «Пройдут годы, и будет новый музей, а это будет память о том, с чего он начинался». Мы не теряем надежду, что новое здание у хранителей истории всё-таки будет, а картины Поповича вновь станут его украшением.
"Краеведческая конференция "Наше наследие - 2015":Материалы докладов и сообщений."- Ишим, 2016.- СС. 123 – 125