Семьдесят пять лет назад в ходе Висло-Одерской операции войска Красной армии изгнали фашистов с польской земли. 17 января части Первой армии Войска Польского освободили Варшаву.
Вот только очень многие из жовнежей, марширующих по столичным улицам под звуки «Ещё польска не сгинела», совсем недавно носили не конфедератки с белым орлом, а пилотки с красной звездой.
Впервые польские воинские формирования в Советском Союзе были созданы в 1941 году. Тогда СССР вооружил и снабдил всем необходимым 75-тысячную армию под руководством генерала Андерса. Однако воевать вместе с русскими поляки не хотели. Оно и не удивительно, ведь значительную часть их составляли выпущенные из лагерей военнопленные времён освободительного похода 1939 года и сосланные в Сибирь из присоединённых тогда к СССР западных областей Белоруссии и Украины польские жители. Поэтому в 1942 году, разругавшись с нашим командованием, Андерс увёл своих солдат на Ближний Восток. Впоследствии они сражались в Африке и Италии.
Вторая попытка сформировать подразделение из поляков, разделяющих коммунистические убеждения и готовых сражаться под советским командованием, была предпринята в 1943 году. В октябре дивизия имени Тадеуша Костюшко вступила в бой. Польские солдаты отважно сражались, постепенно численность национальных формирований увеличивалась и в 1944-м уже достигла армии.
Вот только для такой большой и мощной польской армии стало не хватать… поляков. Сначала в Войско Польское начали призывать украинцев и белорусов. А потом, вспомнив присказку «к чёрту подробности», стали передавать в армию союзников целые воинские части. Замену личного состава на поляков в них предполагалось производить постепенно по мере подготовки польских специалистов. Весь личный состав носил польскую форму, команды и обращения, несмотря на то, что поляков в них почти не было, произносились по-польски.
Особенно часто такое случалось в технических войсках – у танкистов или лётчиков. Например, третьим полком польских ВВС стал… 611 штурмовой из состава Шестой советской воздушной армии.
Вот как вспоминала эти события служившая связистом в составе этой армии наша землячка Анна Федосеева:
– Как я полячкой стала? А им всю нашу часть передали. И с ней я прошла от города Коростеня на Украине по всей Польше до самой Варшавы. Работали очень много, когда наступление шло, из-за аппарата не выходила по 12 – 14 часов.
В одной части с Анной служила и ещё одна заводоуковская девушка – Галина Кондракова. На всю жизнь запомнила она выезды на боевые задания. Штаб их части остался в Варшаве, а связисты ехали по Польше на запад, чтобы поддерживать связь с наступающими советскими и польскими частями. Не раз и не два попадали девушки под бомбы, но на волосок от гибели Галина оказалась… из-за тифа.
– Девять дней я в бреду пролежала, а на десятый… есть захотела, – рассказывала Галина Изотовна. – Прошу у пробегающей санитарки чего-нибудь – ну хоть кусочек хлеба – а она улыбается: «Ну, значит, жить будешь!»
До самого Берлина дошли девчата – каждый десятый солдат, участвовавший в штурме немецкой столицы, воевал в составе Войска Польского. Потом они долго ещё служили под Варшавой, готовили девушек-полячек, которых призывали им на смену. Домой Галина и Анна вернулись только в конце 1945 года.