О.И. Еремеева,
к. и. н., доцент, ТГПИ им. Д.И. Менделеева,
филиал ТюмГУ, г. Тобольск

 

В 2015 году Тюменскому государственному университету (педагогическому институту) исполняется 85 лет.

Кардинальные изменения, происходящие в последние два десятилетия в политике, экономике, культуре, социальной жизни, отразились и на состоянии высшей школы, поставив её практически в условия выживания. В связи с этим весьма актуальным является обращение к историческому опыту, накопленному отечественной высшей школой на разных этапах развития страны, в различных её регионах, и не утратившему своего значения в наши дни. Его осмысление позволяет извлечь уроки прошлого, правильно оценить причины кризисных явлений, избежать ошибок в проведении реформы высшего образования в настоящем.

Отечественная историческая наука до сих пор не уделяла должного внимания изучению вопросов, касающихся развития системы высшего образования Тюменского региона во второй половине XX века.

В последние десятилетия работа по изучению высшего образования Западной Сибири активизировалась. Основными темами исследований являлись народное образование, светская школа, церковно-приходские школы. В результате в научный оборот были введены многие документы различных жанров, хранящиеся в местных архивных фондах городов Западной Сибири, Урала, а также в самих вузах.

Хотя на территории Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны не велись военные действия, условия деятельности учебных заведений здесь резко ухудшились.

Не хватало учебников, тетрадей, наглядных пособий, лабораторного оборудования. Война вызвала серьёзные изменения в составе учителей и их подготовке. Многие работники просвещения не вернулись с фронта. Взамен профессионалов, мобилизованных в армию и флот, пришли неопытные практики из числа выпускников средних школ. Педагогические училища и вузы сократили выпуск специалистов. Курсовая подготовка начинающих работников способствовала приобретению элементарных педагогических знаний. В целом профессиональный уровень учителей значительно уступал показателям довоенных лет.

Тем не менее трудности войны, пережитые тюменской высшей школой, убедительно подтвердили её дееспособность, устойчивость и стабильность. Ощущая острую нужду жизненно необходимых средств к существованию, она в меру своих возможностей настойчиво и последовательно реализовывала присущие ей социальные функции образования и воспитания целого поколения убеждённых, честных, трудолюбивых, образованных людей [1].

В 1950-е годы в Западной Сибири создавались предпосылки для окончательного преодоления последствий войны и дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Восстановление экономики и культуры в стране, которая выстояла в годы Великой Отечественной войны, требовало расширения сети высших и средне-специальных учебных заведений. Резко выросла потребность в кадрах. 15 августа 1945 года ЦК ВКП(б) принял постановление «Об улучшении дела подготовки учителей». Педагогические институты взяли на себя ответственность за организацию ускоренных курсов, а также учительских институтов. В сентябре 1945 года был вновь открыт учительский институт при Тюменском педагогическом институте с тремя факультетами: физико-математический, естественнонаучный (естествознания), русского языка и литературы. Важную роль в выпуске кадров для области сыграло заочное отделение, а с 1954 года открылась вечерняя подготовка учителей города с двумя отделениями: русского языка и литературы, истории.

Происходили изменения и на уровне факультетов. В 1945 году был упразднён факультет иностранных языков. В соответствии с приказом Народного Комиссариата просвещения РСФСР от 15 июня 1945 года в институте был открыт исторический факультет. По приказу министерства высшего образования от 15 сентября 1950 года с начала второго семестра 1950/1951 учебного года в институте была ликвидирована должность декана. Эксперимент себя не оправдал, затем эта должность была вновь восстановлена, а факультеты укрупнены. Оставили лишь 2 факультета - историко-филологический с отделениями русского языка и литературы, истории и иностранных языков и физико-математический с отделениями физики, математики и биологии.

Обострилась проблема нехватки квалифицированных кадров. Особенно остро она ощущалась на вновь открытых кафедрах и историческом факультете. Большинство опытных преподавателей, эвакуированных в Тюмень в военные годы, вернулись на прежние места работы (Т.В. Вановская, В.Н. Крыжановский, П.М. Микитенко, М.Г. Порфиридов, М.М. Шидловская). Быстро найти равноценную замену было трудно.

Согласно утверждённому штатному расписанию на 1949 - 1950 учебный год штат сотрудников составлял 85 единиц, из них: профессорско-преподавательского персонала - 60  единиц (зав. кафедрой доцентов – 9, профессоров кафедр – 1, доцентов кафедр – 4, старших преподавателей – 22,  ассистентов - 24); по совместительству – 7 единиц (зав. кафедрой доцентов – 2,  старших преподавателей – 1,  ассистентов - 4);  учебно-вспомогательного персонала – 25 единиц (старших лаборантов – 10, лаборантов – 10, старших препараторов - 5) [2].

В 1950 учебном году коренных изменений в штате института не произошло, о чём свидетельствует штатное расписание № 624/ш от 10 июня 1950 года.  Штат сотрудников увеличился на 4 единицы и стал составлять 89 человек [3].

В 1952 учебном году штат профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала увеличился ещё на 2,5 единицы (штатное расписание № 1228/ш от 7 июня 1952 г.).

За 10 лет после окончания войны возросло лишь количество штата, но не качество научно-педагогического состава института, о чём свидетельствует следующая таблица:

Состав преподавателей института на 1 июня 1955 года

 

Зав. кафедрами

Доц. кафедр

Ст. препод.

Ассистенты

Преподаватели

ВСЕГО

Доц.

Ст. преп.

кан. наук

Не имеющих уч. степень

Имеющих уч. степень

Не имеющих уч. степень

Утверждено согласно штатному

расписанию

5

6

9

28

38

12

93

Ставок

5

1

5

5,5

4

23,5

38

11

93

Физ. лиц

6

-

5

5

4

24

35

12

92

Стаж свыше 15 лет

4

-

1

2

-

2

1

-

10

Стаж 10-15 лет

1

-

2

-

1

4

-

2

10

Стаж 5-10

-

-

1

2

-

12

6

4

25

Стаж до 5 лет

1

1

1

1

3

6

28

6

47

 

Из таблицы мы видим, что большинство преподавателей института (82,6%) не имели учёных степеней и званий. Объясняется это главным образом, тем, что в институте в первые послевоенные годы все ещё слабо велась работа по повышению квалификации кадров: значительное количество опытных преподавателей с большим стажем работы в вузе не имели учёных степеней и званий. Нужно также отметить тот факт, что Министерство просвещения РСФСР не уделяло должного внимания укомплектованию института квалифицированными кадрами. Так за три года существования факультета иностранных языков Министерство не направило в институт ни одного специалиста по иностранным языкам с учёной степенью или хотя бы с опытом работы в вузе. Все без исключения преподаватели, направленные на этот факультет, являлись выпускниками институтов, не имеющими никакого педагогического опыта.

Однако заведующие кафедрами математики (доцент Э.К. Хилькевич), зоологии (доцент А.Д. Шаронов), литературы (кандидат филологических наук Л.В. Полонский), русского языка (кандидат филологических наук А.И. Аникин) по своей квалификации вполне соответствовали своему назначению. Заведующие кафедрами истории (П.И. Рощевский), педагогики (И.К. Тулик), физики (доцент К.А. Шахова), немецкого языка (В.И. Баранова) - все они имели опыт работы в вузе, и только на кафедре английского языка заведующий Г.С. Бабкин преподавал в институте первый год.

В декабре 1954 года была защищена первая докторская диссертация.  Доктором физико-математических наук стал доцент кафедры физики М.К. Левин.  С 1 октября 1955 года впервые в истории института на кафедре физики была открыта аспирантура.

На 1955 учебный год в институте по плану НИР было предусмотрено 48 работ, в том числе две докторских диссертации и 25 кандидатских. Десять кандидатских диссертаций предполагалось представить к защите в течение всего учебного года. Это был большой шаг вперед по количеству диссертаций [4].

Почти во все послевоенные годы пединститут не выполнял план набора студентов. Основная причина хронических «недоборов» состояла в том, что средние школы области не выпускали достаточного количества потенциальных абитуриентов. В 1946 году в Тюменской области аттестаты зрелости получили всего 389 человек. Впервые плановые показатели были выполнены в 1950 году, когда в пединститут приняли 155 студентов вместо 150 по плану. Но учительский институт и в этом году так и не выполнил план набора: 103 студента вместо 125 по плану. Общее количество студентов на 1 сентября 1950 года составило 738 человек, в том числе 557 в пединституте и 181 в учительском институте. В конце 1955 года общее количество студентов на дневном отделении увеличилось до 1 250 человек и на заочном - до одной тысячи.

Так как до 1950 г. институт систематически не выполнял планы набора студентов и отсутствовала конкурсная система при зачислении, это влияло на качество выпускников. В областной печати появилась серия критических выступлений по этому поводу. Руководство института усилило контроль за успеваемостью и посещением занятий студентами через кураторов учебных групп (этот институт был введён впервые с 1947 года), через преподавателей, закреплённых за отдельными комнатами в студенческих общежитиях (это стали практиковать с 1950 года), были подключены комсомольская и партийная организации. Практиковались массовые проверки конспектов студентов, проведение письменных контрольных работ по каждой дисциплине не реже 1 раза в месяц, с 1950 года начали «борьбу» за твёрдый режим дня (4 – 5 часов самостоятельной работы ежедневно). Одновременно стали «искоренять» такой недостаток, как «либерализм в оценке знаний студентов», усилилась требовательность. Поэтому пятёрка, полученная студентом в 1940 – 1950-е годы, была, как правило, заработана нелёгким трудом, а выпускники, окончившие институт с отличием, имели полновесные знания.

В послевоенные годы Тюменский педагогический институт испытывал серьёзные трудности в плане укрепления материальной базы. Катастрофически не хватало учебных аудиторий и лабораторий, оборудования и учебного инвентаря, учебников и литературы. Книжный фонд библиотеки сократился с 93 тысяч томов в 1941 году до 75 тысяч в 1946-м. Очень острой была проблема обеспечения жильём студентов и преподавателей. Институт располагал тремя общежитиями на улицах Хохрякова, 12, Казанской, 14 и Семакова, вместить всех желающих они не могли. Поэтому широко использовался наём жилья для студентов у населения, стоимость проживания оплачивала бухгалтерия института.

В 1950 году исторический факультет дополнительно получил пять аудиторий. В мае – июне 1950 года была оборудована новая физическая аудитория с люминесцентными лампами, механизированным затемнением, тельфером для передвижения тяжестей, проекционными устройствами. В 1953 году появились лаборатории на факультете естествознания: органической химии, весового анализа, общей химии и качественного анализа; было улучшено оборудование кабинетов ботаники и физиологии растений, методики естествознания и основ сельского хозяйства. В этом же году с помощью завода АТЭ сумели оборудовать лабораторию методики преподавания физики. В 1954 году было закончено электрооборудование главной физической аудитории.

К 1956 году общее число преподавателей увеличилось до 109 человек согласно штатному расписанию № 633/ш от 20 апреля 1955 года (зав. кафедрой доцентов – 7, зав. кафедрой старших преподавателей - 4, доцентов кафедр – 14, старших преподавателей – 37,5, ассистентов – 37, преподавателей – 10,5); учебно-вспомогательного персонала – 33 единицы (старших лаборантов – 12, старших препараторов – 3, препараторов – 3), из них лишь 25 человек имели учёную степень или звание [5].

В этом же году в связи с закрытием вечернего отделения при Тюменском педагогическом институте Главное управление высших и средних педагогических учебных заведений уменьшило штат профессорско-преподавательского персонала Тюменского педагогического института на 6,5 штатных единицы (доцентов – 2, ассистентов – 4,5) [6].

В 1955 учебном году уделялось большое внимание улучшению материальной базы института. При содействии ЦК КПСС, Министерства просвещения и местных организаций удалось решить важнейшую проблему по поводу учебных корпусов на ул. Луначарского № 2 (занимали обком КПСС и облисполком); на ул. Республики № 22 (занятый под студенческое общежитие). Также были получены институтом материалы для постройки десяти одноквартирных домов для преподавателей. Все это позволило в течение 1955-1956 учебного года удовлетворительно разместить учебные помещения и организовать занятия в одну смену, а также несколько смягчить острую нехватку помещений для студенческих общежитий. Для радикального улучшения положения с общежитиями необходимо было ускорить строительство нового здания на 400 мест.

В послевоенные годы плохо обстояло дело и с мебелью. Имеющиеся столы и стулья были слишком изношены; не хватало специально приспособленных лабораторных и демонстрационных столов, кафедр, классных досок, приспособлений для вывешивания таблиц и карт, а также шкафов для хранения различного оборудования и т.п. Библиотека испытывала острый дефицит в стеллажах для книг.

Однако в конце 1950-х гг. пединститут располагал уже одним из самых крупных в Тюменской области библиотечным фондом. В общежитии появилось радио – для студентов это было большое событие. Были созданы новые лаборатории на физико-математическом факультете: механическая, электротехническая, оптическая.

Кроме того, в 1950-е гг. прослеживается огромная связь теории и практики в обучении. В 1950 году началось строительство институтской агробиостанции (по Московскому тракту, впоследствии там находился питомник декоративных культур). В 1953 году факультет естествознания получил новый участок под агробиостанцию в районе реки Бабарынка. Год спустя территория агробиостанции была значительно расширена (до 10,5 га вместо 5 га), где студенты заложили яблоневый сад, полевой, овощной и ягодный питомники (всего 3000 деревьев и кустарников) [7]. Осенью 1953 года в институте была проведена выставка сельскохозяйственной продукции агробиостанции. Семена, выращенные на агробиостанции, регулярно рассылали в школы области для посадки на пришкольных земельных участках.

Значительное увеличение объёмов финансирования пединститута в 1950-х гг. (общий бюджет вуза вырос в 1956 году в 3,5 раза по сравнению с 1950 годом и составил более 500 тысяч рублей) позволило активизировать работу вуза по основным направлениям своей деятельности, важнейшим из которых оставалась учебно-методическая работа.

Оживилась научно-исследовательская работа студентов. 19 – 22 апреля 1950 года была проведена первая после войны студенческая научная конференция, посвящённая 80-летию со дня рождения В.И. Ленина. На апрельской конференции 1951 года первую премию получил студент III курса историко-филологического факультета В.И. Загвязинский.

Введение с 1949 года всеобщего 7-летнего образования потребовало от коллектива института значительно расширить и укрепить связи со школой. В течение 1950 – 1951 годов в институте было организовано несколько встреч студентов с учителями города. В 1953 году впервые при кафедре математики был организован математический кружок для учащихся десятых классов, в котором занималось более 40 человек. Около 200 студентов были оставлены в школах города Тюмени в качестве пионервожатых, руководителей технических кружков, помощников классных руководителей.

Важную роль в укреплении связей со школой играли слёты выпускников. В этом же году впервые после войны для учащихся школ города был проведён день открытых дверей.

Организация досуга студентов считалась составной частью воспитательной работы. Несмотря на ограниченные возможности (как спортивный использовался актовый зал института), много внимания уделялось физкультуре и спорту. Массовый характер имела сдача норм ГТО. В 1950 году из 738 студентов педагогического и учительского институтов 219 имели значки I ступени и 25 человек - II ступени.

В 1950 году институтский физкультурный коллектив занял I место среди подобных коллективов Тюмени и был награждён переходящим Красным знаменем Тюменского горсовета. А в 1953 году баскетбольная команда Тюменского пединститута заняла III место в первенстве РСФСР; команду тренировала З.В. Бронникова. В послевоенные годы многие студенты имели диплом об окончании вуза и наряду с основной специальностью получали вторую - преподавателя физкультуры средней школы.

Таким образом, высшее учебное заведение Тюменского региона в указанный период делало «уверенные шаги» вперёд: набирал силу учебно-воспитательный процесс, становился более квалифицированным профессорско-преподавательский состав, совершенствовалась материально-техническая база вуза. 

 

Примечания

  1. Энциклопедия образования в Западной Сибири: в 3-х томах – Барнаул. 2003. Т 1. 316 с.
  2. ГБУТО ГАТО Ф. Р 765, д. 56, л.9.
  3. Там же д. 56, л.10-11.
  4. ГБУТО ГАТО Ф. Р 765, д. 127, л.1-3.
  5. ГБУТО ГАТО Ф. Р 765, д. 147, л.10-11.
  6. ГБУТО ГАТО Ф. Р 765, д. 127, л.16.
  7. ГБУТО ГАТО Ф. Р 765, д. 127, л.6.

"Краеведческая конференция "Наше наследие - 2015":Материалы докладов и сообщений."- Ишим, 2016.- СС. 65- 69

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   

Календарь событий

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»