Еремеева О.И.,
канд. ист. наук,
доц., Международный институт
инновационного образования.
Центр повышения квалификации,
г. Тобольск
Среди подвижников народного образования Сибирского Севера особо выделяется учительская династия Евсеевых, общий педагогический стаж которых составляет более 1000 лет. Одним из основателей учительской династии является Таисия Фёдоровна Евсеева, целиком посвятившая себя детям Крайнего Севера.
30-е годы XX столетия стали рубежным периодом в становлении новой советской государственности и культуры. Быстрое развитие экономики вызвало потребность в изучении и освоении районов Сибирского Севера, подъёме культуры коренных народов и, стало быть, подготовке кадров специалистов.С целью ускорения ликвидации неграмотности и повышения уровня образования начала создаваться сеть общеобразовательных, средне-специальных и высших учебных заведений в Центре и на местах. Сибирский Север, как и другие окраины страны, остро нуждался в педагогических кадрах. Такие кадры готовили в Ленинграде, Томске, Омске, Тюмени, Тобольске, Ханты-Мансийске, Салехарде и в других городах.
Сотни педагогов, окончивших институты и техникумы, распределялись по разным регионам страны, том числе и на Север. Однако немногие из них задерживались в суровом краю.Холодный климат, отсутствие культурных учреждений и элементарных гигиенических условий, незнание местных языков вызывали страх и неуверенность в тех, кто приезжал туда трудоустраиваться. Многие покидали Север. Лишь единицы оставались на своём трудовом посту, полюбив таежно-тундровые просторы всей душой. Среди них оказалась и Таисия Фёдоровна Евсеева.
Таисия Фёдоровна родилась в 1908 году семье педагогов. Пошла по стопам своих родителей. Закончила Тобольский педагогический техникум, затем была направлена на курсы повышения квалификации на северное отделение Ленинградского педагогического института имени А.И. Герцена. В институте Таисия Фёдоровна специализировалась на секции ненецкого языка и методики его преподавания в национальных школах. Успешно закончив учёбу, она была командирована на Обский Север.
Летом 1932 года Т.Ф. Евсеева вместе с П.Е. Чемагиным, К. Москвитиным и Н.П. Печёркиным прибыла в город Салехард в качестве преподавателя курсов по подготовке учителей, медработников и культработников. А в сентябре того же года она по приглашению приехала на культбазу в Яр-Сале.
Таисия Фёдоровна – учитель начальных классов. 40 лет, что называется, от звонка и до звонка, проработала в школах Крайнего Севера. Ее ученики – это дети ненцев и селькупов. Обладая колоссальным терпением и огромной силой воли, она из года в год набирала детей в школу. Дело в том, что оленеводы и охотники не считали нужным получать образование. Поэтому первым педагогам приходилось очень тяжело, нужно было убеждать взрослых в том, что школа детям необходима [3, С. 90]. Т.Ф. Евсеевой даже приходилось использовать различные уловки, чтобы взрослые отпустили своих детей учиться. В своих воспоминаниях она рассказывает об этом времени: «Весть о приезде русской учительницы опережала нас в пути. И ко времени нашего приезда в чумы детей прятали. После встречи начиналось обоюдное обильное угощение: со стороны ненцев – мясо, мясной мучной суп, с моей – крендели, чай, сахар, масло. И вот тут-то начинали шевелиться в спальном углу чума одежда и шкуры, и из-под них выглядывали любопытные детские глазёнки. И я выкладывала диковинные вещи: карандаши, бумагу, книжки с картинками. Начиналось учение – игра»[1, С. 111].
Когда Таисия Фёдоровна прибыла на Ямальскуюкультбазу в Яр-Сале, она была ещё плохо обустроена. Молодой учительнице выделили уголок в туземном Доме. Начались занятия. В первый класс пришло восемь учеников. Среди них были ненцы Данил и Сеня Возеловы, Коля Окотэтто, Маня и другие. Так как учительница вела занятия на ненецком языке, дети, во-первых, легко втянулись в учебный процесс, а во-вторых, быстро усвоили разговорный русский язык.В следующем 1933 – 1934 учебном году в школе было уже два класса: подготовительный и первый. Количество учителей тоже прибавилось – приехала Станислава Ивановна Станкевич.
В летнее время, когда дети разъезжались по чумам, Таисия Фёдоровна включалась в другую форму работы, вместе с коллективом Красного Чума она передвигалась на оленях по просторам тайги и тундры и занималась ликвидацией неграмотности среди взрослого населения. Так, год за годом Т.Ф. Евсеева, преодолевая вековые суеверия и предрассудки обитателей Севера, обучала грамоте детей и взрослых.
После Ямала Таисия Федоровна длительное время работа в Якутии. А когда вышла на пенсию, потянуло в родные края, и она вернулась в город Тобольск.Продолжили педагогическую традицию внучки Таисии Фёдоровны – Ирина Эдуардовна Бизина (Евсеева) и Марина Эдуардовна Прибыльская (Евсеева). Ирина – учитель русского языка и литературы в Якутской школе. Марина тоже долгие годы вела русский язык и литературу в гимназии №10 города Тобольска [2, С. 268-269].
Таким образом, не прерывается связующая нить времён, и даже внутри одного рода идет мощное накопление интеллектуального потенциала, способствующего развитию школьного образования и культуры Севера. А заложила эту традицию рода Евсеевых Таисия Фёдоровна, посвятившая много лет этому благородному делу.
Примечания
- Воспоминания Т.Ф. Евсеевой о работе в Ярсалинской школе Ямальскойкультбазы в 1932 – 1937 гг. //Школа народов Севера. Хрестоматия. Тобольск, 2008. Т.4.
- Евсеевы – Кучковы – Ларионовы //Бонифатьева Г., Прибыльский Ю. Имя твоё – Учитель. Книга первая. Тюмень, 2003.
- Черутова М.И., Евсеева Н.И. Педагогическая династия Евсеевых //Общество, школа, педагог: материалы шестой Тюменской областной научно-практической конференции, посвящённой 300-летию Указа Петра I об открытии в Тобольске первой сибирской школы. Тобольск, 1997.
Краеведческая конференция "Наше наследие - 2017":Материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2017.- СС. 107-108