Горожанин Олег Кудашкин отдал охране дальневосточных рубежей Союза два незабываемых года. А ведь всё могло сложиться иначе. Осенью 1984-го перед призывником стоял нелёгкий выбор: стать пограничником или авиатором…
После окончания четвёртой школы он с одноклассником Виктором Капарушкиным поступил в Рижское лётно-техническое училище гражданской авиации, но желание попасть в погранвойска взяло верх. Курсанты должны были два года нести службу в ВВС, а друзья со школы мечтали о зелёных погонах, готовились, занимались спортом, на приписной комиссии в военкомате просили обязательно послать их на границу. Так и лишился «Аэрофлот» двух потенциальных штурманов. Уже 18 октября 1984 года поезд увозил Олега, Виктора и ещё восемь десятков тюменских парней в пограничную учебку.
Но от судьбы не уйдёшь и окунуться в беспокойную жизнь военной авиабазы молодому солдату всё же довелось – служил Олег в 11-м отдельном авиационном пограничном полку во Владивостоке. Конечно, сидеть за штурвалом сержанту Кудашкину не приходилось. Главная задача взвода охраны, где наш земляк был командиром одного из отделений, – обеспечивать безопасность и бесперебойное функционирование аэродрома. Потекли месяцы службы: боевые дежурства, кроссы, стрельбы, прыжки с парашютом, боевая и политическая учёба. Середина 1980-х были последним всплеском холодной войны. Самолёты и вертолёты пограничников постоянно поднимались на перехват японских кораблей-нарушителей, рядом был огромный недружественный тогда Китай, а из-за океана неслись проклятия и угрозы американского президента Рональда Рейгана.
А ещё полк воевал. Три месяца в году экипажи самолётов и вертолётов, сменяя друг друга, проводили «на Югах» – в далёком, истекающем кровью Афганистане. Но офицеры, заступавшие на дежурство по аэродрому вместе с бойцами взвода охраны, об этом особо не рассказывали, ведь официально советских пограничников в этой стране и не было. Экипажам даже приходилось менять зелёные пограничные погоны на авиационные голубые.
– Да и времени на разговоры ни у нас, ни у наших командиров особо не оставалось, – говорит Олег Михайлович. – Служба очень напряжённая была. К примеру, мы охраняли самолёт и вертолёт президента Советского Союза Михаила Горбачёва, когда он прилетал в Приморье, участвовали в параде войск Владивостокского гарнизона в честь 40-летия Победы. К тому же на мне была комсомольская работа – ребята председателем меня избрали.
С этой «общественной нагрузкой» связан самый запоминающийся эпизод двух лет службы Олега Кудашкина. В мае 1986 года в составе восьми воинов-дальневосточников он участвовал в торжественном приеме в ЦК ВЛКСМ в честь 68-й годовщины пограничных войск.
– Приказали явиться в парадной форме в управление Погранвойск во Владивостоке, – вспоминает Олег Михайлович. – Зачем? Для чего? И только там выяснилось – летим в столицу. Сам приём, визит на Красную площадь, к памятнику Дзержинскому помню смутно. Но с какими людьми мне тогда встретиться довелось – никогда не забуду! Легенда Пограничных войск Никита Карацупа, задержавший 338 нарушителей. Герой боёв с китайцами на острове Даманский Юрий Бабанский. Мой ровесник Виктор Капшук получивший Золотую Звезду за то, что вынес в Афганистане раненого командира из боя.
О тех, с кем свела его судьба, Олег Кудашкин говорит охотно. Рассказывает о сослуживцах Алексее Чарикове, Игоре Зинченко, с которыми он встречается до сих пор. Говорит о заводоуковцах-пограничниках Олеге Сахно, Андрее Докшине, Сергее Плюхине, Сергее Козыреве, Анатолии Максимове, с которыми каждый год 28 мая стоит в праздничном строю. С уважением отзывается о старших товарищах, руководителях Людмиле Ващенко, Владимире Усольцеве, Зое Ермолове, Павле Подойникове, помогавшие найти свою жизненную дорогу уже здесь, на гражданке.
– Знаете, мне везло в жизни с людьми, – вспоминает Олег Михайлович. – С каждым из моих друзей, моих товарищей я и сегодня готов пойти в дозор.
"Заводоуковские вести" № 43 от 28.06.2019