Л. М. СОЗОНОВА,
заведующая сектором краеведения
при Першинском ДК

Першино - старинное русское село, в котором проживают потомки староверов. Старообрядцы любили украшать свои дома деревянной резьбой и росписью. А сохранилась ли домовая роспись в нашей местности?

Занимаясь сбором предметов старины для сельского музея, мы заинтересовались старинными расписными прялками XIX - начала XX века. Эти прялки бытовали в Першино и окрестных деревнях. На них красивые узоры из цветов, листьев и ягод, на некоторых изображены птицы. Такие прялки берегли, передавали по наследству. В селе их сохранилось очень мало. Фон прялок - красно-коричневый, оранжевый. На нескольких излюбленный сюжет художников Руси – «древо жизни». Это цветущий куст с плодами, олицетворяющий богатый урожай злаков. Позднее он стал символизировать «райское дерево». «Розы» на прялках - это цветы райского сада. На одной прялке нарисована красивая синяя птица, на другой воркуют два голубка - символ счастливой семейной жизни. Вероятно, эта прялка была подарена женихом невесте в знак любви. Есть на прялках изображения поющих птиц и два петушка на ветке. Птицы на дереве - древний мотив, связанный с солнцем. Олицетворяют свет и тепло и сулят богатый урожай. Близко расположенные ягоды - древнейший мотив, связанный с солнцем - признак птицы клюющей, характерной для тюменской росписи.

Очень красив венок из цветов и ягодок на туеске, хранящемся в нашем музее. Венок в мифологии - поэтическое воплощение неба и солнца.

Оказалось, что на прялках и туеске - старинная крестьянская тюменская роспись, разновидность урало-сибирской домовой росписи.

Когда-то Тюмень была крупнейшим центром деревянной резьбы и росписи, но к середине ХХ века утратила и своих мастеров, и образы самой росписи. В тюменском крае она звалась, как «крашеный со цвяточком» и до последнего сам красильный промысел звался кармацким. Художнии-маляры жили на реке Кармак, примерно в 75 километрах от Тюмени. В самой Тюмени к 1915 году было всего 32 маляра, а в кармацких селениях художеством занималось 300 крестьян. Ежегодно более 500 красильщиков отправлялись в путь, с собой брали мальчиков 9-11 лет учиться ремеслу. Отделка дома масляной краской стоила дорого - от 80 до 100 рублей, тогда как корова продавалась за 20-25 рублей, а пуд зерна всего за 35-40 копеек.

В домах растительными узорами украшались двери, палати, красный угол, потолок, перегородка-заборка, простенки между окнами. Народные художники рисовали гирлянды цветов, венки, кусты с плодами и цветами, птицами. Редко животных и людей. Техника живописи отличается простотой - это двуцветный мазок, занесённый в Сибирь с русского севера. На реке Кармак стали люди расписывать свои дома, как на далёкой родине. К тому же рядом Тюмень, где делали мебель, сани, кошёвки, сундуки, деревянную посуду.

В нашем крае тюменская роспись приобрела индивидуальное лицо, дополнившись красочными элементам Поволжья и Южной России. К сожалению, домов с крестьянской тюменской росписью не сохранилось в нашей местности. В 1980-х годах мне ещё довелось увидеть двух лебедей на печке в доме Козыревой Н.Н., но эта роспись была не старинная. Сохранилась роспись «колоски» на зелёном фоне в доме Игнатовой Е.А., но она тоже нарисована её дочерью по трафарету в 1980-е годы. А старожилы села помнят, что раньше росписи были.

В бывшем соседнем селе Хорзово стоял клуб. Раньше это был дом зажиточного крестьянина, раскулаченного в 1930-х годах. Изба была красочно расписана резами на голубом фоне, по краю белые полосы. Д.П. Алексеева припомнила расписное коромысло, горницу, на стенах которой красовалось «древо жизни». Рисунок выглядел старым, потёртым. В доме Г.В. Муравьёвой до сих пор бытует сундук с прекрасной тюменской росписью и прялка, которой она очень дорожит. На двух прялках с росписью прядёт нить К.К. Тарасова. Ещё в 1920 году в деревне жил известный мастер, который мастерил и раскрашивал наличники к окнам. Его изделия пользовались спросом у крестьян. Они окрашены в два цвета - голубой и белый - и сохранились на домах улицы Береговой. Кроме того, в деревнях расписывали сани, кошёвки, дуги, но такие изделия были не у всех, а у тех, кто жил побогаче.

Недавно утрачены резные ворота крестьянина Ефима Сосновцева с крупными розетками - символами солнца. Раньше они были окрашены в синий,

зелёный и жёлтые цвета и выглядели просто великолепно. А вот расписной посуды нам найти не удалось, только ветошки - часть ткацкого станка.

Спад красильного дела в нашем крае к 1914 году был связан с начавшейся войной и изменением вкусов сельского населения. Дома по моде тех лет стали штукатурить, оклеивать стены обоями или белить. Росписи постепенно исчезли. Предполагаю, что некоторые маляры занялись росписью прикроватных ковриков, которые были очень популярны в деревнях в 1920-1950 годах. Основной сюжет на них - пара белых прекрасных лебедей. В доме П.И. Снегирёва нам посчастливилось найти тюменский коврик с сюжетом «прощание»: казак прощается с любимой женщиной, держа на поводу коня. На картине прекрасный пейзаж, написанный на холсте искусным тюменским маляром.

В 1950-1970 годах неизвестный мастер из села Новая Заимка, ветеран Великой Отечественной войны, инвалид, мастерил из гипса и расписывал копилки, пепельницы, панно и продавал их населению. Особенно большим спросом у женщин пользовались настенные панно с розами.

Заинтересовавшись тюменской домовой росписью, школьники на уроках учились рисовать старинные узоры. Т.Т. Разводова расписала для музея матрёшку, крынку, а также украсила буфет, а детские валенки вышила тюменскими красивыми узорами.

Нас порадовала информация о том, что тюменские художники, особенно Вера Быкова, проводят большую работу по сохранению и возрождению тюменской росписи. Единственная в мире коллекция народной росписи Урала и Сибири находится не у нас, к сожалению, а в деревне Нижняя Синячиха на Урале. Музей создан энтузиастом-краеведом И.Д. Самойловым и пользуется мировой известностью. В нём можно увидеть старинные избы, деревянную резьбу и роспись. Хочется надеяться на создание подобного музея деревянного зодчества в нашей области, возможно в Тюмени или Тобольске.

На всю Сибирь славилась наша Тюменская резьба. Ведь дерево - самый живой, тёплый материал. А дерево, расписанное от руки - тёплое вдвойне. Когда-то в наших деревнях бытовали расписные табуретки, игрушки-лошадки, колыбельки. Нам остаётся только сожалеть об утраченном. Но ещё не поздно пополнить фонды музеев редкими предметами наивного, но такого замечательного искусства местных тюменских умельцев.

Литература:

1. Тепышева Т.Н. Мы - сибиряки. Тобольск, 2011. 152 с.

2. Врата Сибири. - 2006. -№ 1(18).

3. Сельская новь. - 2010. - № 8.

4. Народное творчество. – 2014.- № 2.

5. Народное творчество. – 2009. - № 4.

6. Народное творчество. - 2009. - № 2.

7. Юный художник. – 1995. - № 3.

   

Календарь событий

Май 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»