Н.Л. ЧУПИРО,
краевед, г. Тюмень
Первые космонавты доставлялисьна орбиту с помощью многоступенчатых ракет. Учёные и конструкторы уже при первых пусках поняли, что этисистемы не в полной мере соответствуют требованиям космонавтики.Первые корабли-спутники не имели на борту маневровых двигателей, орбита менялась пассивно толькоза счёт торможения корабля за остатки атмосферы. Место посадки было фиксированным. Там космонавтов уже ждали группы эвакуации. Более привлекательными выглядели воздушно-космические корабли (ВКС) - гибриды ракеты и самолёта.
Ещёосновоположник космонавтики К.Э. Циолковский в своих трудах описывал конструкции ВКС. Исследования в области создания таких летательных аппаратов ведутся уже десятилетия. Все мы знаем американские «Спейс Шатлы» (в переводе «космический паром»), европейские и японские ВКС («Гермес», «Хоуп»). Стоимостьвыведения килограмма груза на орбиту ракетой в несколько раз выше, чем ВКС. У ракеты большая часть элементов сгорает в плотных слоях атмосферы. Вернувшиеся из космоса корабли невозможно использовать повторно.
Прииспользовании ракетно-космических системнеобходимо учитывать широтное ограничение. Для попаданияна расчётнуюорбиту ракету запускают в точно рассчитанное время, преждевременный запуск или опоздание с пуском приводит к изменению орбиты или, как говорят, корабль выводится на нерасчётную орбиту. Задержки с пуском в таких случаях достигают 12 часов. То же самое случается при спуске корабля с орбиты.Он может при неудаче приземлиться в любом районе Земли.
Старты ивозвращения ВКС почти лишены этих проблем. Взлёт и посадка могут проводитьсябез строительства дорогостоящих космодромов. Высокие аэродинамические качества ВКС позволяют им при возвращении из космоса приземлиться на любые площадки, которых может быть несколько. В США ВКС имеют две посадочные площадки, но возникает проблема транспортировки спускаемого аппарата на пункт запуска. При полёте нашего ВКС «Буран» ему приготовили посадочные площадки на космодроме Байконур, в Крыму ина Дальнем Востоке.
Строительство ВКС связано с необходимостью решать вопросы с созданием высокотемпературных материалов, создание сложнейших жидкостных реактивных двигателей. Авиаконструктор А.С. Москалёв в начале 1960-х годов решал вопросы создания ВКС. Им был разработан корабль, имевший температурную защитукорпуса с помощью керамических плиток, большой грузовой отсек, дельтовидные крылья малого удлинения, собственные ЖРД(САМ-21). Вывод на орбиту ВКС осуществляется с помощью мощной ракеты «Энергия» для «Бурана», для «Спейс Шатла» -с помощью твёрдотопливных ускорителей.
В США завремя эксплуатации ВКС произошло две катастрофы,при которых погибли астронавты. «Буран» совершил единственный полёт в ноябре 1988 года. СССР не мог экономически выдержатьведение двух программ и предпочёл орбитальные долговременные станции. Сейчас в космосе работают смешанные экипажи на станции МКС. Доставку экипажей и снаряжения проводят наши корабли «Союз» и «Прогресс». В России не имеется ВКС, но разрабатывались проекты «Спираль»,«Клипер». Возможно при введении в строй действующих космодрома «Восточный» будет принято решение о строительстве ВКС.
Для полёта ВКС «Буран» в пилотируемом варианте была создана группалётчиков-испытателей во главес Игорем Петровичем Волком, которую шутяназывали волчьей стаей. В продолжении нескольких лет она готовилась к полётам на «Буране». Двое из группы - командир Волк и лётчик-испытатель Левченко совершили тренировочные полёты на кораблях «Союз». Остальные погибли при испытании авиационной техники. Второй космонавт Г.С. Титовотказался готовиться к полётам на Луну и оставшуюся жизнь посвятил разработке ВКС
Впервые небольшой беспилотный ВКС, созданныйв ОКБ конструктора В.Н. Челомея, был запущен 21 марта 1963 года ракетой Р-12. Первый руководитель группыкосмонавтов Н.П. Каманин ратовал за строительство космического флота СССР. В своём дневнике 13 января 1962 года он писал, что проведена военно-научная конференция ВВС, на которой лучшими докладами признали сообщения коллегиА.С. Москалёва по академии имени А.Ф. Можайского генерал-майора И.В. Четверикова ируководителя правительственной комиссии генерал-майора Т.М. Мелькумова.
В работе секции космонавтики приняли участие 130 человек. Приняли решение: 1. Строить воздушно-космический самолёт с высотой полёта 60 - 150 километров и орбитальныйсамолёт с высотой полёта 1000 - 3000 километров.2. Строитьсамолёт-носитель для старта снего космических летательных аппаратов и ракет «воздух-космос» и «космос-земля».3. Разработать аппаратуру навигации, наблюденияи управления ВКС.
Разногласия между разработчиками, конструкторамии производственниками с одной стороны и Министерством обороны в лице министров Р.Я. Малиновского и А.А. Гречко с другой - привели к отказуот этих планов. Отдельного финансирования ВКС не было, а военные не хотели отдавать свои деньги на какой-то космос. И в настоящее время в космической отрасли нет чёткого плана развития на ближайшие 20 лет.
То принимается решениеготовиться к полёту на Марс, товыдвигают программу привлечения денегс помощью космическихтуристов, то хотят запустить в ближний космос корабль-мусорщик для сбора металлических остатков ракет. В последние годы возросло количество аварий космических аппаратов. Требуется генеральная чистка предприятий ОПК, работающих на космос.