Л. М. Созонова,
зав. сектором краеведения
Першинского ДК
- Откуда родом першинские «двоедане»
Село Першино, в котором проживает наша семья – старинное старообрядческое село. Старожил деревни Мария Антисовна Сундарева, прожившая 104 года (1885 – 1989) поведала о том, что первым жителем деревни был некто Першин, поставивший свою избушку в неудобном месте на берегу реки Бигила (Галяма). Скорее всего, он был обрусевшим манси.
В 1787 году главами семейств в д. Першино являлись Михаил Мясников, Степан Сундарев, Фёдор Филиппов и Иван Бакалов. В деревне было учтено 27 ревизских душ (мужчин от 15 до 50 лет).1
Проанализировав план-карту деревни Першиной и списки жителей от 1893 года, я выяснила, что первые жители деревни Сундаревы и Мясниковы поселились рядом на берегу реки. Недалеко от них, через дорогу, жили Бакаловы, а на другом конце деревни, у Пугина Лога, Филипповы. Известно, что Данила Филиппов, мужик небедный, ездивший на золотые прииски, запрудил лог, и образовалось Данилово озеро, в котором дор сих пор ловят рыбу местные жители. В ХIХ веке деревня росла. Потомки Мясниковых проживали уже в 18 домах, заселив Старую улицу деревни, Сундаревы жили в 3 домах, Хорзовы в 11, Ульяновы в 4, Снегирёвы и Сингирёвы в двух домах, Муравьёвы в одном. Были и другие фамилии: Коробковы, Ударцевы, Филимоновы. К концу ХIХ века в деревне проживало уже 221 человек.
Встречи со старожилами, документы, хранящиеся в Першинском краеведческом музее, показали, что жители деревни были «двоеданами», как в Сибири называли старообрядцев.
Двоедане (исетские двоедане) – прозвище староверов Зауралья. Оно было дано им русским население края, исповедующим официальную версию православия.2
Первые жители деревни были из староверов с реки Исети, в основном из Рафайловской и Архангельской волости.
В 1763 – 1764 годах на реку Ук переводятся крестьяне с Исети, формируются деревни Старая и Новая Заимки, Марково, Кошелево, Сосновка и Першино. Некоторые крестьяне пришли в наши места добровольно.3 Их привлекали плодородные земли, луговые угодья, леса, богатые дичью, ягодами и грибами, лекарственными травами.
Согласно архивным документам 1842 года из 201 крестьян 38 значатся как старообрядцы «стариковского» толка.4 В Новозаимской волости, куда относилась д. Першино, значилось 392 старообрядца. Думаю, что в деревне старообрядцев было намного больше и только главы семейств заявили о своей принадлежности к древней вере отцов. Причина известна – притеснение староверов светской и церковной властью. В 1915 году, когда прекратилось преследование старообрядцев, в д. Першино из 209 жителей 180 причисляли себя к старообрядцам. По воспоминаниям Е. Р. Рязановой из рода Сундаревых известно, что в Першино почти до 30-х годов ХХ века существовала изба-молельня с небольшими окошечками. Вдоль стен полки с иконами, лавки. Обряды свершал её дед Викула Андриянович Сундарев. Он учил её петь псалмы, а бабушка – молиться. Викула был с окладистой бородой, силы недюжинной – мог на спор вытащить из земли берёзку, привязав к ней верёвку.
Першинские староверы жили зажиточно, держали много скота, в деревне насчитывалось 154 коровы, молоко от которых сдавали местному кооперативному заводику. Садили зерновые, лён, коноплю на пряжу, масло, немного картофеля.
«Двоедане» жили между собой дружно, друг к другу относились уважительно. Молодых благословляли иконами, чтобы не забывали о Боге. По воспоминаниям Е. Р. Рязановой, если святые праздники (Покров, Петров день) приходились на сельскохозяйственные работы, то их не прекращали и только вечером садились за праздничный стол. Спиртного почти не употребляли.
В некоторых домах в нашем селе до сих пор стоят старинные медные и живописные иконы. Ещё в 70-80-ых годах ХХ века першинские староверы ездили в молельные дома г. Заводоуковска к святым наставникам. Одним из них был некий Еким Михайлович. Нашу маму, староверку с Печоры, по просьбе сестры, отпевали в заводоуковском молельном доме. Подружившись и породнившись со староверами из рода Муравьёвых, я заметила много похожего в быте, языке, фольклоре, предметах материальной культуры, иконах, книгах, листовках. Много сходного с культурой старообрядцев с р. Печоры. В селе сохранилась старинная изба Снегирёвых, чем-то напоминающая печорские избы. Мебель (залавок, столы, стулья), а также расписные туески, прялки имеют большие черты сходства с печорскими. В музее имеются кошелёк, какой был у нашего деда Макара и точно такая же щеть, которой бабушка расчесывала волосы. Дальнейшее исследование показало, что они, возможно, родом из одних мест России.
Недалеко то деревни Першиной находилась большая старообрядческая деревня Хорзова. По воспоминаниям тюменского писателя З. К. Тоболкина, староверы знали о своём происхождении. Это были раскольники из Архангельской губернии – мужики кряжистые, крупные, угрюмые. В деревне Хорзова существовала старообрядческая часовня. Деревня известна с 1781 года. В ХVIII веке предки Зота Тоболкина (родом он из Хорзовой) бежали на берега.
Женщины старообрядческих деревень одевались в тёмные одежды. На головах носили платки. А уж какие были мастерицы прясть, ткать, шить, вязать, вышивать! На ткацком станке - «кроснах» - ткали замечательные тюменские ковры.
Я задалась вопросом: «Как с Поморья на реку Исеть, а затем к нам, на реку Ук, пришли исетские староверы?» Ответы на эти вопросы я нашла в недавно вышедшей книге Т. Н. Тепышевой «Мы сибиряки» (2011 г.).
Селиться на берегу реки Ук русские начали со второй половины 30-х годов ХVIII века. А образовались наши деревни чуть позднее этого времени.5
Исетские староверы были с реки Керженец, левого притока Волги. Знаменитая хохломская роспись – изюминка керженского края. После раскола в православной церкви Керженец стал центром притяжения старообрядцев. В глухие, угрюмые леса потянулись крестьяне, посадские люди из Москвы, Новгорода, Ярославля, Твери, Соловецкого монастыря. В конце ХVIII века в этих краях насчитывалось 94 скита. Скит – это тайное поселение староверов. По указу царя Петра I скиты разорили, сожгли в 1720 году. Спасаясь, кержаки хлынули на Приисетье. На реке Керженце самым авторитетным считался старец Софонтий, он проповедовал самосожжение для спасения души. До разорения скитов старец побывал в Сибири, где встречался с руководителями сибирских староверов, иноком Авраамием в нынешней Курганской области. Вероятно, они обсуждали вопрос о том, где укрыться кержанцам, если правительственные войска разгромят скиты. Места у нас в Зауралье своей глухоманью напоминали родное Заволжье. В 1720 году нижегородские пределы покинуло при первом зорении скитов 35 тысяч человек. Оленевский скит, из которого в Ялуторовский уезд прибыла семья Агафьи Лыковой, занимал площадь в 72 га. Так в нашем краю появились старообрядцы Поволжья. Сейчас потомки староверов Сундаревых, Мясниковых, Ладыгиных, Хорзовых, Ульяновых, Тарасовых, Сосновцевых, Снегирёвых, Муравьёвых проживают в селе Першино. Жаль, что молодое поколение к вере не припадает – сказались советские годы безверия, атеизма. Но некоторые из них сохраняют такие нравственные качества староверов, как трудолюбие, бережливость, предприимчивость, доброта, взаимовыручка, бережное отношение к земле, природе и малой родине, на которой жили их предки.
- Откуда родом и как жили наши предки на Печоре
Наши предки по материнской линии родом с северной реки Печоры, старообрядцы беспоповческого толка «скрытники». Прапрадед «купец Емельян», так его звали на Печоре, нанимал артель плотников и строил большие суда для купцов, для перевозки грузов и леса. На этих судах рыбаки плавали даже в открытом море. Семья его проживала в верховьях Печоры, при впадении речки Уньи в Печору, в предгорьях Северного Урала. В 40 километрах от деревни Усть-Уньи, где жили наши предки Носовы, в заливе у соседней деревни Курьи, находились судостроительные верфи. Прадед Сарапион Емельянович пошёл по стопам отца, тоже занимался судостроением и торговлей. Дом его на Печоре славился хлебосольством, в нём постоянно гостили единоверцы, а также коми с Ижмы, вогулы (манси) из Западной Сибири. Они приезжали на Печору по торговым делам. С реки Колвы были дороги через селение Дий, основанное Собяниными, к Уралу и за Урал, к нам, в Сибирь. С реки Колвы также шли пути на реку Унью, где жили наши предки. Прадед Сарапион слыл на Печоре уважаемым, честным человеком. Единственному сыну Макару невесту высватал сам. Макар склонности к торговле не имел, он был заядлым охотником. Бабушка Татьяна любила другого. Погоревали они, поплакали, но ослушаться родителей не посмели. Нравы в семьях кержаков были строгие. Так Татьяна Дементьевна стала замечательной помощницей прадеду в торговых делах. Семья Носовых жила в большом доме, которые звали на Печоре хоромами, на подклете. Деревня Усть-Унья была довольно крупной, населённой в основном староверами. Состояла из двух улиц, смотрящих окнами на реку. За домами богатые леса и луга. Староверы держали в хозяйстве в среднем по три лошади, четыре коровы, девять овец.6 Хозяйства у них были более организованными, крепкими, чем у другого населения. В отношении друг друга жили миролюбиво, редко доводили дело до суда. Отличались трудолюбием, жили зажиточно. На полях высевали рожь, ячмень, овёс, коноплю, лён. Из овощей садили репу, калегу (брюкву), лук, редьку, капусту, морковь. С конца ХIХ века садили картофель, но мало. Охотничьи угодья находились близко от деревни, не более 10 км. В 30 км от Верхней Колвы добывали железную руду и золото.
В семье деда Макара много молились, соблюдали строго посты, посещали молельный дом. Церковь на реке Колве в селе Тулпан не посещали, считая её незаконной. Вскоре в семье деда родились дети – один за другим четыре дочери и два сына. Дед Сарапион жил с семьёй сына Макара. Мама в семье была самой младшей, любимицей деда – такая же, как он, кудрявая и голубоглазая. Родилась она в 1928 году.
- Когда и как на Печоре появились старообрядцы
Занимаясь родословной нашей семьи, я узнала, что ещё в 1542 году на средней Печоре было основано русское село Усть-Цильма выходцами из Великого Новгорода. Сейчас это село с традиционно рубленными северными домами – центр уникальной сохранности древнерусской культуры, где почти в неприкосновенности сохранились язык, бытовой уклад, старая вера, русский народный костюм, этнографический облик древних поселенцев.
Массовые старообрядческие поселения появились на средней Печоре и её приток Цильме (позднее р. Пижме) при расколе веры в ХVII-ХVIII вв. Староверы были выходцами из Великого Новгорода, Ростово-Суздальский земель, Москвы, Поморья, Нижнего Новгорода на Волге. Наши же предки жили в верховьях реки Печоры. В 60 км от их деревни вниз по Печоре находилась богатая купеческая пристань Якша, которая обслуживала Печорский валок (путь из Чердыни на Колве на р. Печору). Чердынь – старейшее русское поселение на средней Колве, которому лет 400. Сюда с ХVI века приходили переселенцы из-за Камы. Они заселили Камское правобережье, облюбованное также кержаками при их продвижении с Волги на север в ХVIII веке. Бассейн верхней Колвы и верхней Печоры, где жили наши предки, особенно привлекал старообрядцев-кержаков. С ХVIII века значительный куст староверческого населения появился в Камском левобережье, в некоторых волостях на притоках Камы, во владениях Строгановых, ныне Курьинские и Усть–Уньинские сельсоветы.7
На верхней Печоре первое старообрядческое поселение (пустынь) возникла у Сафронова озера в начале ХIХ века. Это были пришельцы с реки Колвы. У них распространены пермско-колвенские фамилии: Бурмантовы, Чагины, Пашины, Афанасьевы, Лызловы, Паршаковы, Язёвы, Русиновы, Мисюревы, Пачгины, Собянины, Непомнящих. Большинство этих фамилий известно мне с детства. А родилась я и выросла в п. Ванзетур Берёзовского района Тюменской области. Берёзово – старинный городок, основанный в 1593 году. Собянины - самые активные жители, носители этой фамилии заселили много деревень по Колве, Печоре и реке Северная Сосьва Тюменской области. Они были староверами д. Нюзим на Колве, потом стали переселяться семьями и основали д. Дий на самом крайнем северо-востоке реки Колвы. Их привлекало здесь обилие лесов, они занялись охотой. Первыми пришли племянники, позднее Григорий Собянин и Егор Пашин. Все переселенцы на реке Колве скорее всего были с р. Керженец, то есть кержаками. В раскольничьих скитах на верхней Печоре распространились разнообразные беспоповские толки: данило-поморское согласие, затем «скрытники», «странники». Особенно много скрытников было в нашей родной деревне. В начале ХХ века среди «скрытников» появилось новое учение – уход от мира в «пустынь». В глубокой старости бабушка Татьяна сожалела, что не ушла в «пустыню». Меня это очень удивляло – какая может быть пустыня в лесу?
- Переселение старообрядцев Печоры в Сибирь
Обеспеченная налаженная жизнь староверов закончилась с приходом Советской власти. Хозяйства обложили налогами, продразвёрсткой, запретили заниматься торговлей. Усилились репрессии против верующих. Молодых женщин и девушек вместе с мужиками стали отправлять на лесозаготовки, что по понятиям староверов было недопустимо. Семья прадеда постепенно беднела. Старшая Степанида вышла замуж. Родила двоих детей.
В годы репрессий семью деда предупредили знакомые артельщики, что завтра их раскулачат. За ночь собравшись, они двинулись через Урал к нам в Сибирь. Шли и плыли долго. Маме было всего лет пять. Она запомнила, как встреченные по пути золотодобытчики показали золотинки и два золотых камешка. Степанида ушла без детей – они заболели и остались на Печоре. Муж её к тому времени утонул. Прадед потом ходил за ними на родину, но детей ему не отдали. Так наши родные оказались в глухих лесах на реке Северная Сосьва, среди народов манси. Позднее с Печоры сюда переселились их родные и единоверцы. Поселились в мансийской деревне Нёраки, в 30 км от таёжного посёлка Няксимволь. Прадед двинулся вниз по Сосьве и построил себе избушку около юрт Вакзентур. Места глухие, дичи и рыбы много, есть и кедровники. Недалеко от него поселились староверы с Печоры. Прадед перевёл на Северную Сосьву многих старообрядцев. В возрасте около ста он лет ушёл на Печору, как он сказал, «умирать». Из документа я узнала, что в Берёзовском уезде в 1897 году было всего два старообрядца. Значит, они появились на моей родине в 30-е годы ХХ века, спасаясь от притеснений советской власти. Староверы дружили друг с другом, роднились насколько это возможно на севере с его тайгой и болотами. Помнится, мама брала меня с собой, навещая больных старушек. Она дружила с тёткой Неонилой Чагиной, украденной мужем из скита. Как же сложилась дальнейшая судьба наших предков с Печоры? Дедушка Макар охотился, рыбачил, чтобы прокормить семью. Бабушка занималась знахарством и очень успешно лечила раны, переломы, полученные охотниками от медведей, принимала роды, лечила травами, молитвами и заговорами. К первому фельдшеру больные не шли, поэтому бабушку хотели арестовать. Она попросилась работать в пекарню, где пекла душистый хлеб, который не черствел неделями. Охотники называли его «Татьянушкин хлеб». Степаниде, тётке, разрешили иметь ребёнка. Так в нашем роду появился Василий Собянин, любимый брат. Впоследствии он руководил зверофермой где-то на юге. Вторую дочь Анну дед отдал за хорошего охотника Максима Собянина. Но Анна отца не послушала и убежала к любимому Косте. У них было много детей. Дед проклял дочь и отдал за Максима свою третью дочь Ирину. Детей у них с Максимом не было. Дичи домой приносил очень много - мама с сестрой не успевали чистить. Было это в посёлке Няксимволь на Северной Сосьве. Мама работала на метеостанции. Учёбу её пришлось бросить из-за болезни. Во время войны школьники посёлка до самых морозов ловили рыбу, а сапог не было. Мама простудилась. Добираться до Берёзово приходилось на лодках очень долго. Зимой дорог не было - переметало снегом.
В 1947 году в посёлок приехал наш отец искать пропавшего после войны брата. Николай оказался в Няксимволе, был женат, работал учителем. Михаил (мой отец) - учитель по образованию, стал работать учителем математики в школе. Братья решили его женить – познакомили с мамой. Ей было всего 18, когда она вышла замуж. В 1948 году папа стал директором школы в Няксимволе. А председателем сельского совета там был Семён Собянин, отец нынешнего мэра Москвы. Папа дружил с семьёй Собяниных, гостил у них в посёлке Берёзово, когда они переехали туда жить. В нашем роду есть Собянины и Пашины – с реки Печоры были и их предки, и наши тоже, а потом жили вместе в п. Няксимволь. Потом папу перевели учительствовать в п. Ванзетур Берёзовского района.
Однажды проездом в скит под городом Томском приехали бабушка, тётя Ирина с Максимом. Бабушка прожила у нас год, и её увезли в скит. Дед к тому времени умер от рака. Он так и не позволил сбрить бороду для операции на губе. Мамин брат Афанасий Носов пропал без вести на фронте, брат Иван служил адьютантом у генерала и остался жить в г. Алма- Ата. Тетка Степанида жила у сына Василия, потом её тоже увезли в скит под Томском, где все родные умирали. Из окна дома были видны могилки и кресты…
В посёлке Ванзетур прошло наше замечательное детство. Всё свободное время мы проводили в играх, катались на санках и лыжах в любую погоду.
Мною записано много дразнилок из детства и в с. Першино.
- Сибиряк, с печки бряк! Растянулся, как червяк.
- Марья Петровна поехала по брёвна. Весь воз раскатила – людей насмешила.
- Жадина-говядина, кислая капуста. Съела курицу с хвостом и сказала «вкусно».
- Я пойду домой, там сидит хромой. Он портянки сушит, он тебя задушит.
(п. Ванзетур)
- Силач – три года ломал калач.
- Коза-дереза, во все стороны глаза. С горки бежит, хвостом тормозит.
- Жадина - говядина, солёный огурец. Никто тебя не любит, никто тебя не ест.
(с. Першино)
В детстве мы знали очень много прибауток:
- Я пойду на улицу, там поймаю курицу. Если курица плоха, я поймаю петуха. Если петух плохой, я пойду домой.
- Первый шёл, шёл, шёл и копеечку нашёл. Второй шёл, шёл, шёл – три копеечки нашёл. Третий шёл, шёл, шёл – ничего не нашёл.
Старинная игра в «жмурки» у нас проходила так:
- Где стоишь?
- На мосту.
-Что ешь?
- Пряник.
- Что пьёшь?
- Квас.
-Ищи три года нас. Если не найдёшь, в тюрьму попадёшь.
Запомнилась мне игра «Не ешь один»:
--Куда ходил?
- На базар.
- Что нашёл?
- Копеечку.
- Что на копеечку купил?
- Сушки (можно назвать любое)
- С кем ел?
- Один.
- Не ешь один. Не ешь один! ( водящего толкают, треплют за уши)
Старинная игра «Краски».
Дети выбирают цвет краски и становятся «красками».
- Тук-тук.
- Кто там?
- Я монах в синих штаах.
- За чем пришёл?
- За краской.
Если такой краски нет, то говорят:
- Иди по красной дорожке, найди красные сапожки. Поноси-поноси, да нам принеси. Игра продолжается дальше, пока не отдают все краски.
Мною была воспроизведена старинная песня-игра: «А мы просо сеяли» в 17 куплетах.
В селе Першино Гибало Ф.А. записала старинную игру «Каршун-Маршун» от старожила села Водиловой А.Д., которая проводилась в деревне в Петров день. В литературе эта игра описана под названием «ворон».
Среди староверов были в ходу также различные побасенки, т.е. короткие занимательные рассказы, анекдоты, байки:
«Незваные гости»
Приехали к бабе гости издалека. Заходят в избу, а в ней голым-голо.Детки по лавкам сидят – мал-мала мене. Гости спрашивают у детей: «Где мать?» « Ушла». Ждут- не дождутся. Самый младший из детей не выдержал да и говорит: «А мамка в подполе спряталась». Как в пословице – гости в дверь, а мы в окно. По этому поводу есть и частушка: «Чаю-чаю накачаю, сахару начикаю. Когда милый мой придёт, я в окошко сбрыкаю».
____________________________________________________________
- Ермачкова Е. П. Летопись Земли Заводоуковской - Заводоуковск, 2006 г
- Большая Тюменская энциклопедия.- Тюмень, 2004
- Хлебный, целебный, лесной… - Екатеринбург, 2004
- Ермачкова Е. П. Ук. соч.
- Там же.
- На путях из земли Пермской в Сибирь.- Москва. «Наука», 1989 г.
- Там же.