М. И. Гаврилов
к.б.н., преподаватель филиала
ТюмГУ в г. Заводоуковске

К. А. Федотова, 
студентка филиала 
ТюмГУ в  г. Заводоуковске

 

Экологическая доктрина служит отправной точкой, основополагающим документом  важнейших положений и стратегии, вырабатываемых политическим руководством государства для рационального взаимодействия между обществом и природой. Стратегия устойчивого социально-экономического развития страны должна быть увязана с основными положениями экологической доктрины1, правовую основу которой составляет Конституция Российской Федерации. Структура документа «Экологическая доктрина России» представляет собой пять страниц текста следующего содержания: 1. Общие положения; 2. Цель, задачи и принципы экологической политики; 3. Основные положения политики; 4. Обеспечение экологической безопасности; 5. Пути и средства по реализации; 6. Этапы. На итоговом этапе в 2010 году предполагалось проведение оценки выполнения доктрины России, обобщение опыта и обновление. Сведения о выполнении до настоящего времени отсутствуют. По нашему мнению, основной причиной является отсутствие координации от федерального к региональному и муниципальным уровням даже на этапе нормативно-правовой обеспеченности. В Уральском федеральном округе нам удалось отыскать содержание доктрины для территории Ханты-Мансийского автономного округа, да и то только в ранге научной рекомендательной публикации2.

Положения об экологической политике можно встретить в соответствующих стратегиях развития – например, Заводоуковского городского округа, да и то  в самом конце – не менее чем под цифрой «5»3. Здесь мы не обнаружили даже ссылки на понятие «экологизация», тем не менее, предполагали её увидеть хотя бы в преамбуле, что значительно повысило бы качество документа. В данной работе произведена попытка, может быть первая в России – на муниципальном, локальном уровне предложить наброски доктрины такого уровня. Именно из подобного документа возможна затем конкретная реализация экологической политики. Пока же приходится констатировать в лучшем случае неудачную увязку стратегии с доктриной, отсутствие доктрины локального уровня, отсутствие намёков даже на минимальное финансирование, а в целом – отсутствие координации на уровне нормативно-правовой базы и, как следствие – исполнения.

 Собираем составляющие компоненты предполагаемой доктрины местного уровня. Начнём с основного понятия4. Под экологизацией понимается составляющий основу существования человечества процесс последовательного внедрения систем экологических, технологических, нормативно-правовых, управленческих и других решений неотъемлемой частью которых является совершенствование на научной основе природоохранных мероприятий и снижение антропогенной нагрузки на природную среду, но и в том числе позволяющих повышать эффективность использования природных ресурсов (транскрипция авторов). 

Воспользуемся основными компонентами экологической политики Российской Федерации как руководящей основой (см. экологическая доктрина России, пункт 3).

  1. Сохранение и восстановление природной среды (оптимального комплекса наземных и пресноводных систем; охраняемых природных территорий; редких и исчезающих видов биоты, обеспечение целостности ландшафта, восстановление биоразнообразия на хозяйственно освоенных и урбанизированных территориях). Следует добавить – проведение экологического районирования и зонирования, что для данной территории частично уже произведено (анализ флоры и фауны, лесоустроительный регламент и др.)5,6,7,8.
  2. Устойчивое природопользование (внедрение комплексного природопользования в целях устойчивого развития, обеспечение способности биологических ресурсов к саморегуляции и воспроизводству, максимально полное использование полезных ископаемых и биоресурсов, минимизация ущерба природной среде, поддержание традиционной сбалансированной хозяйственной деятельности).
  3. Снижение загрязнения и ресурсосбережение (введение ответственности производителя в цикле от получения сырья до производства и утилизации, в т.ч. накопившихся отходов, стимулирование ресурсосберегающих и безотходных технологий, снижение потерь электроэнергии, развитие экологически ориентированных и эффективных экологий в сфере ЖКХ).

К написанию доктрины местного уровня в учебных целях нас подтолкнули требования программы по дисциплинам «Экология» и «Безопасность жизнедеятельности», разработанной в нашем филиале Тюменского государственного университета. В разработке данного варианта приняли участие студенты первого и второго курсов. В качестве примера мы воспользовались опытом авторов лучшей региональной монографии Института экологии растений и животных УрО РАН «Экология Ханты - Мансийского автономного округа».

Предлагаем вашему вниманию

ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ДОКТРИНУ

ЗАВОДОУКОВСКОГО  ГОРОДСКОГО ОКРУГА.

  1. На географическом  и технико-экономическом  фоне государства округ занимает  заметное место, прежде всего распространением высокопродуктивного чернозёма водоразделов – надпойменных  террас  и сосновых  лесов  на южном  пределе их  распространения. В  дальнейшем  роль данного основного природного ресурса будет возрастать. Целью экологической политики является поддержание целостности как  этих, так  и сопряжённых  с ними ландшафтных  структур  жизнеобеспечения для устойчивого развития производства, сохранения здоровья населения, развития туристической привлекательности и обеспечения экологической безопасности региона и государства.
  2. Ставка на сельскохозяйственное производство привлекательна, но стратегически мало обоснована в  связи с  расположением  в  зоне рискованного земледелия. Кроме того, потенциал  для переработки сельскохозяйственной продукции находится на стадии затяжного становления. Необходимо внедрение современных  технологий производства и переработки на уже освоенных угодьях  территории. Соотношение природного и антропогенного территориально составляет  к  настоящему времени приблизительно 1:1.
  3. Более надёжные перспективы видятся в  сохранении, восстановлении и рациональном  использовании всего комплекса природных  ресурсов  с  обязательной организацией глубокой переработки на месте и территориях смежных  округов.
  4. Необходимо обеспечить развитие более широкого спектра продукции нефтегазодобывающего и сельскохозяйственного назначений преимущественно на базе ЗАО «Заводоуковский машиностроительный завод» и других предприятий и учреждений, что позволит  улучшить социальное, демографическое и экологическое состояние в  виде финансовых  поступлений и создания рабочих  мест. Внедрение современных  разработок  экономического обеспечения экологической политики необходимо ускорить.
  5. Осуществление демографической политики требует вместе с комплексом  социальных  мер  реализацию строительных  и жилищно-коммунальных  программ  как  на территории города Заводоуковска, так  и, что особенно актуально, в  сельской местности.
  6. Проблемы валеологии, медицины, образования, культуры и другие должны решаться под  влиянием  общего направления - экологизации.
  7. Особого внимания требуют  высшее и среднеспециальное образование, наука в  сферах разработки и осуществления программ  регионального и локального развития, экономики, управления; модернизации производства; сохранения компенсирующей роли природных  структур; создания и упрочения межрегиональных  и межгосударственных  связей.
  8. Для создания условий развития инициатив  и самостоятельности необходимо создание своеобразной «подушки безопасности» - окружных экономических фондов по решению проблем устойчивого развития территории.
  9. Тревожным  является факт  отвода лесных  земель для промышленных надобностей, возможное завышение расчётной лесосеки, неиспользование в  должной мере недревесных растительных  ресурсов, продукции побочного пользования, выделение городских  и сельских  зелёных  зон.
  10. В  части ирригационных  сооружений, рыбных запасов, ресурсов  охотничье-промысловых животных  округ  находится в  предельно архаичном  состоянии.
  11. Детальная инвентаризация природных  ресурсов  заслуживает  особого внимания не только региональных  служб, но и администрации округа, области в целом - что требует  специальных  длительных  и в известной степени трудоёмких полевых  и экспериментальных  исследований. Особое внимание необходимо уделить санитарно-эпидемиологической ситуации – качеству воды, утилизации отходов, проведению комплексного систематического мониторинга. Необходим особый контроль за соблюдением  экологического законодательства в  целях  обеспечения экологической безопасности.

Из наставлений академика Д. С. Лихачёва следует, что смысл  существования человечества и всей его деятельности заключается в  том, чтобы отблагодарить природу за долготерпение. Тюменским  государственным университетом  в  основе разрабатываемых  программ  принята идея экологизации. Услугами университета в  сфере конкретных  природоохранных  разработок  не воспользоваться в  структурах  области просто грешно.

____________________________________________________________________________

  1.  СоЭС{http//www.seu.ru/documents/doctrine/).
  2. Экология Ханты - Мансийского автономного округа /Под ред. В.В.Плотникова. – Тюмень, 1997. –  286с.
  3. Стратегия социально - экономического развития Заводоуковского городского округа до 2020 года. –  Заводоуковск, 2010. – 41с.
  4. Основные положения стратегии устойчивого развития России /Под. ред. А.М. Шелехова. – М., 2002. – 161с.
  5. Гаврилов М.И. Природно-климатические особенности северной лесостепи Западной Сибири на  примере Заводоуковского округа// Наше наследие. – Заводоуковск, 2009. – С. 20-39.
  6. Гаврилов М.И. Внутриландшафтный анализ по растительному покрову эталонных участков в подзонах средней тайги и северной лесостепи Западно-Сибирской равнины// Наше наследие.- Заводоуковск, 2010. – С. 6-11.
  7. Гаврилов М.И., Хозяинова Н.В. Флористическая изученность Заводоуковского городского округа // Наше наследие. – Заводоуковск,2009. – С. 20-39.
  8. Лесохозяйственный регламент Заводоуковского лесничество Тюменской области. – Новосибирск,  2008. – 102с.
   

Календарь событий

Июнь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»