М. И. Гаврилов,
к.б.н., преподаватель филиала
ТюмГУ в г. Заводоуковске
К. А. Федотова,
студентка филиала
ТюмГУ в г. Заводоуковске
Экологическая доктрина служит отправной точкой, основополагающим документом важнейших положений и стратегии, вырабатываемых политическим руководством государства для рационального взаимодействия между обществом и природой. Стратегия устойчивого социально-экономического развития страны должна быть увязана с основными положениями экологической доктрины1, правовую основу которой составляет Конституция Российской Федерации. Структура документа «Экологическая доктрина России» представляет собой пять страниц текста следующего содержания: 1. Общие положения; 2. Цель, задачи и принципы экологической политики; 3. Основные положения политики; 4. Обеспечение экологической безопасности; 5. Пути и средства по реализации; 6. Этапы. На итоговом этапе в 2010 году предполагалось проведение оценки выполнения доктрины России, обобщение опыта и обновление. Сведения о выполнении до настоящего времени отсутствуют. По нашему мнению, основной причиной является отсутствие координации от федерального к региональному и муниципальным уровням даже на этапе нормативно-правовой обеспеченности. В Уральском федеральном округе нам удалось отыскать содержание доктрины для территории Ханты-Мансийского автономного округа, да и то только в ранге научной рекомендательной публикации2.
Положения об экологической политике можно встретить в соответствующих стратегиях развития – например, Заводоуковского городского округа, да и то в самом конце – не менее чем под цифрой «5»3. Здесь мы не обнаружили даже ссылки на понятие «экологизация», тем не менее, предполагали её увидеть хотя бы в преамбуле, что значительно повысило бы качество документа. В данной работе произведена попытка, может быть первая в России – на муниципальном, локальном уровне предложить наброски доктрины такого уровня. Именно из подобного документа возможна затем конкретная реализация экологической политики. Пока же приходится констатировать в лучшем случае неудачную увязку стратегии с доктриной, отсутствие доктрины локального уровня, отсутствие намёков даже на минимальное финансирование, а в целом – отсутствие координации на уровне нормативно-правовой базы и, как следствие – исполнения.
Собираем составляющие компоненты предполагаемой доктрины местного уровня. Начнём с основного понятия4. Под экологизацией понимается составляющий основу существования человечества процесс последовательного внедрения систем экологических, технологических, нормативно-правовых, управленческих и других решений неотъемлемой частью которых является совершенствование на научной основе природоохранных мероприятий и снижение антропогенной нагрузки на природную среду, но и в том числе позволяющих повышать эффективность использования природных ресурсов (транскрипция авторов).
Воспользуемся основными компонентами экологической политики Российской Федерации как руководящей основой (см. экологическая доктрина России, пункт 3).
- Сохранение и восстановление природной среды (оптимального комплекса наземных и пресноводных систем; охраняемых природных территорий; редких и исчезающих видов биоты, обеспечение целостности ландшафта, восстановление биоразнообразия на хозяйственно освоенных и урбанизированных территориях). Следует добавить – проведение экологического районирования и зонирования, что для данной территории частично уже произведено (анализ флоры и фауны, лесоустроительный регламент и др.)5,6,7,8.
- Устойчивое природопользование (внедрение комплексного природопользования в целях устойчивого развития, обеспечение способности биологических ресурсов к саморегуляции и воспроизводству, максимально полное использование полезных ископаемых и биоресурсов, минимизация ущерба природной среде, поддержание традиционной сбалансированной хозяйственной деятельности).
- Снижение загрязнения и ресурсосбережение (введение ответственности производителя в цикле от получения сырья до производства и утилизации, в т.ч. накопившихся отходов, стимулирование ресурсосберегающих и безотходных технологий, снижение потерь электроэнергии, развитие экологически ориентированных и эффективных экологий в сфере ЖКХ).
К написанию доктрины местного уровня в учебных целях нас подтолкнули требования программы по дисциплинам «Экология» и «Безопасность жизнедеятельности», разработанной в нашем филиале Тюменского государственного университета. В разработке данного варианта приняли участие студенты первого и второго курсов. В качестве примера мы воспользовались опытом авторов лучшей региональной монографии Института экологии растений и животных УрО РАН «Экология Ханты - Мансийского автономного округа».
Предлагаем вашему вниманию
ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ДОКТРИНУ
ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА.
- На географическом и технико-экономическом фоне государства округ занимает заметное место, прежде всего распространением высокопродуктивного чернозёма водоразделов – надпойменных террас и сосновых лесов на южном пределе их распространения. В дальнейшем роль данного основного природного ресурса будет возрастать. Целью экологической политики является поддержание целостности как этих, так и сопряжённых с ними ландшафтных структур жизнеобеспечения для устойчивого развития производства, сохранения здоровья населения, развития туристической привлекательности и обеспечения экологической безопасности региона и государства.
- Ставка на сельскохозяйственное производство привлекательна, но стратегически мало обоснована в связи с расположением в зоне рискованного земледелия. Кроме того, потенциал для переработки сельскохозяйственной продукции находится на стадии затяжного становления. Необходимо внедрение современных технологий производства и переработки на уже освоенных угодьях территории. Соотношение природного и антропогенного территориально составляет к настоящему времени приблизительно 1:1.
- Более надёжные перспективы видятся в сохранении, восстановлении и рациональном использовании всего комплекса природных ресурсов с обязательной организацией глубокой переработки на месте и территориях смежных округов.
- Необходимо обеспечить развитие более широкого спектра продукции нефтегазодобывающего и сельскохозяйственного назначений преимущественно на базе ЗАО «Заводоуковский машиностроительный завод» и других предприятий и учреждений, что позволит улучшить социальное, демографическое и экологическое состояние в виде финансовых поступлений и создания рабочих мест. Внедрение современных разработок экономического обеспечения экологической политики необходимо ускорить.
- Осуществление демографической политики требует вместе с комплексом социальных мер реализацию строительных и жилищно-коммунальных программ как на территории города Заводоуковска, так и, что особенно актуально, в сельской местности.
- Проблемы валеологии, медицины, образования, культуры и другие должны решаться под влиянием общего направления - экологизации.
- Особого внимания требуют высшее и среднеспециальное образование, наука в сферах разработки и осуществления программ регионального и локального развития, экономики, управления; модернизации производства; сохранения компенсирующей роли природных структур; создания и упрочения межрегиональных и межгосударственных связей.
- Для создания условий развития инициатив и самостоятельности необходимо создание своеобразной «подушки безопасности» - окружных экономических фондов по решению проблем устойчивого развития территории.
- Тревожным является факт отвода лесных земель для промышленных надобностей, возможное завышение расчётной лесосеки, неиспользование в должной мере недревесных растительных ресурсов, продукции побочного пользования, выделение городских и сельских зелёных зон.
- В части ирригационных сооружений, рыбных запасов, ресурсов охотничье-промысловых животных округ находится в предельно архаичном состоянии.
- Детальная инвентаризация природных ресурсов заслуживает особого внимания не только региональных служб, но и администрации округа, области в целом - что требует специальных длительных и в известной степени трудоёмких полевых и экспериментальных исследований. Особое внимание необходимо уделить санитарно-эпидемиологической ситуации – качеству воды, утилизации отходов, проведению комплексного систематического мониторинга. Необходим особый контроль за соблюдением экологического законодательства в целях обеспечения экологической безопасности.
Из наставлений академика Д. С. Лихачёва следует, что смысл существования человечества и всей его деятельности заключается в том, чтобы отблагодарить природу за долготерпение. Тюменским государственным университетом в основе разрабатываемых программ принята идея экологизации. Услугами университета в сфере конкретных природоохранных разработок не воспользоваться в структурах области просто грешно.
____________________________________________________________________________
- СоЭС{http//www.seu.ru/documents/doctrine/).
- Экология Ханты - Мансийского автономного округа /Под ред. В.В.Плотникова. – Тюмень, 1997. – 286с.
- Стратегия социально - экономического развития Заводоуковского городского округа до 2020 года. – Заводоуковск, 2010. – 41с.
- Основные положения стратегии устойчивого развития России /Под. ред. А.М. Шелехова. – М., 2002. – 161с.
- Гаврилов М.И. Природно-климатические особенности северной лесостепи Западной Сибири на примере Заводоуковского округа// Наше наследие. – Заводоуковск, 2009. – С. 20-39.
- Гаврилов М.И. Внутриландшафтный анализ по растительному покрову эталонных участков в подзонах средней тайги и северной лесостепи Западно-Сибирской равнины// Наше наследие.- Заводоуковск, 2010. – С. 6-11.
- Гаврилов М.И., Хозяинова Н.В. Флористическая изученность Заводоуковского городского округа // Наше наследие. – Заводоуковск,2009. – С. 20-39.
- Лесохозяйственный регламент Заводоуковского лесничество Тюменской области. – Новосибирск, 2008. – 102с.