Чупиро Н. Л.,
общественный корреспондент
газеты «Тюменская правда»

ЗАВОДОУКОВСК – СТОЛИЦА «БЕЗМОТОРНОЙ»
АВИАЦИИ В  ГОДЫ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

( Хроника завода № 499).

 

Как  не парадоксально, но Заводоуковск - небольшая станция, расположенная на Транссибирской магистрали - получила статус  города благодаря Великой Отечественной войне. Бывший районный центр  Новая Заимка, в район которого входил Заводоуковск, так  и остался небольшим  населенным  пунктом.

В  октябре 1941 года пристанционные пути Заводоуковска были заняты вагонами и платформами эвакуированных  из прифронтовой зоны за Урал  предприятий. Среди этих  эшелонов  находился состав  с  рабочими, служащими и оборудованием опытного конструкторского бюро  № 31 (ОКБ - 31), прибывший из Воронежа. На станции его встречал  уполномоченный наркомата авиационной промышленности (НКАП) Ленский. Немного позже прибыл эшелон  из Москвы с  сотрудниками ОКБ конструктора Гроховского и персоналом планерного завода из Тушино. На базе этих  предприятий в  Заводоуковсе, согласно приказа НКАП, создавался  завод   № 499.  Директором  и главным  конструктором  завода был  назначен  Александр Сергеевич Москалев. В  свои 37 лет он  более 10 лет занимался конструированием  летательных  аппаратов  в  Воронеже, руководил  ОКБ -31.

Оборудование разместили на территории одной из МТС[1]. Помещений было мало, но для производственных целей использовали законсервированную пятиэтажную огромную мельницу с хлебными амбарами, до революции принадлежавшую купцу Колмакову. Мельница имела паровую машину, привезенную из Англии. Сама мельница была построена из вековых  сосен  и хорошо сохранилась.

В  помещениях  МТС расположили оборудование механического и слесарно–сварочного цехов. Мельница имела площадь более  13 000  квадратных  метров, поэтому в ней разместили столярное и сварочное производства. Паровую машину расконсервировали, очистили от грязи, опробовали в  работе. На станции с  бесхозных  платформ  подобрали подходящие электрогенераторы, проложили проводку, и мельница озарилась электрическими огнями. Помещения мельницы и амбары утеплили, установили радиаторы отопления. Работали круглосуточно – приближалась суровая сибирская зима. Семьи и работников  завода с  большим  трудом  разместили в привокзальных  домах  и близлежащих  деревнях. Большую помощь в этом  оказал  секретарь райкома партии Гайдученя. Спешно строили подсобные помещения, и даже землянки. Коллектив  нового завода спешил начать выпуск  продукции для фронта – десантные кабины ДК–12 для самолетов  ДБ–3  и тяжелые транспортные планеры А–7 конструктора О. К. Антонова. Протянули телефонную связь между подразделениями, оборудовали столовые. Нашли место для больницы.

Спустя 12 дней после прибытия в  Заводоуковск  первая продукция завода - десантные кабины, собранные из привозных  деталей была принята военной приемкой. В  Москву, в  11 Главное управление наркомата ушла телеграмма о начале производства на заводе  № 499.

Для пополнения цехов  принимали на работу местную молодежь, эвакуированных.                                                                                                                                                                            

Бесхозное оборудование на станции позволило увеличить мощность электросети, установить прожекторы, новые станки. Завод  перешел  на работу по круглосуточному графику.

Ситуация на фронте складывалась так, что большой потребности в десантных  планерах  не было. Заводу поставили новую задачу – освоить выпуск  учебных  планеров  А-2. Простая конструкция, небольшое количество применяемых  материалов позволили быстро освоить их  в  производстве. На них  учились летать курсанты планерных  и летных  школ. За 1942 год завод  выпустил  их  405 штук.

Зима 1941 – 1942 года выдалась суровая. Морозы доходили до -60 градусов. Проложенный из реки Ук  водопровод  замерзал. Воду приходилось возить машинами. Хуже было в цехе, где склеивали крылья планеров. По технологии температура в помещении должна быть плюсовая. Приходилось ставить печи–времянки (буржуйки). Снабжение завода обеспечивал П. П. Новопольский, проблем  практически не было. Заводским ОРСом командовал  летчик – испытатель завода А. Н. Гусаров, проявлявший чудеса изобретательности в  снабжении коллектива завода продуктами питания.

Спустя год  его сменил прибывший из Белоруссии Гутман. Зимой основными продуктами были картошка, капуста, зеленые помидоры.

В  охрану завода набрали женщин и крепких  стариков. Как вспоминал позже  А. С. Москалев, «лучше женской охраны не бывает. Им  свойственно чувство долга, ответственность и бескомпромиссность».

В  50 километрах от завода находился районный центр  Новая Заимка. Даже по названию можно судить по его величине. В нем находились райком  партии, райисполком, милиция и другие учреждения. У Москалева сложились дружеские отношения с секретарем  райкома Гайдученей. Даже после переезда в  Ленинград  он  всегда вспоминал  добрым  словом  коренного сибиряка. До войны в  райцентре был   аэроклуб  и имелось грунтовое летное поле. Его стали использовать для полётов  привезенных  с  собой самолетов  У–2 и САМ 5-2 бис.

Весь коллектив радовался наступившей весне 1942 года. Решили самостоятельно обеспечить себя овощами на следующую зиму. Свободные площади земли засадили картофелем  и другими культурами. Осенью собрали богатый урожай.

В  1942 году завод  выпусти 23 десантных планера. В  ноябре этого года их  использовали для доставки антифриза для танков  в  Сталинград. 19 ноября, после  артподготовки, танки пошли в наступление, результатом  которого стало окружение немецких армий.

Завод  продолжал  стабильно работать, ежемесячно получая поздравления за ударный труд  от наркомата, Главка, обкома партии Омской области.

15 мая 1942 года в  Билимбае, под  Свердловском, ракетный самолет  БИ–1 совершил  первый полет, открыв эру реактивной авиации. Не дожидаясь окончания испытаний, было принято решение изготовить партию самолетов  с  вооружением  в  количестве 30 единиц.

Самолет  был в  основном  из древесины, поэтому в наркомате решили передать заказ на завод  № 499, где технология конструкций из дерева была хорошо отлажена. Москалев отправился в  Билимбай в  ОКБ № 293 В. Ф.Болховитинова, которое занималось испытаниями БИ–1, где получил чертежи боевого БИ-2. Имея опыт  проектирования и продувки в аэродинамической трубе самолетов, рассчитанных  на околозвуковые скорости полета, Москалев предупредил Болховитинова, что при предельных скоростях  БИ–1, имевший прямое крыло, может  потерять управление вследствие затягивания в  пикирование. В  ответ  услышал, что будет  введено ограничение скорости полета. В  марте 1943 года летчик Г. Я. Бахчиванджи в  последнем  полете на максимальную скорость разогнал самолет  до 800 км /час и произошла катастрофа, как  и предупреждал  Москалев. Самолет  на максимальной скорости перешел  в  пике и врезался в  землю. К этому времени все 30 планеров БИ-2 без двигателей стояли на территории завода  № 499. После катастрофы из Москвы пришел приказ сжечь всю партию ракетных  первенцев.

В  августе 1942 года в  городе Тейково Ивановской области и городе Киржач Владимирской области были сформированы два авиатранспортных полка ВДВ. Всю войну они обеспечивали снабжение партизан  и спецгрупп  ГРУ  оружием, боеприпасами и специалистами–подрывниками. В  конце войны они стали 208 и 209 гвардейскими буксировочными авиационными полками. Командование ВДВ потребовало увеличить грузоподъемность планера   А-7 с  7 до 11 десантников. Москалев за счет  небольшого увеличения длины грузового отсека и площади крыла обеспечил загрузку 14 человек. О. К. Антонов обратился в  НКАП с  просьбой присвоить новому планеру индекс  АМ-14 (Антонов–Москалев, 14 – местный).

В  мае 1943 года партизаны Белоруссии попали в  сложное положение. Перед  летним  наступлением  под  Курском немецкое командование решило покончить с  партизанским  движением  в своем  тылу и бросило несколько дивизий на бригады народных мстителей. Для координации действий к  партизанам вылетел секретарь ВКП(б) А. С. Щербаков. Единственным легким самолетом, способным  приземлиться на аэродроме Бегомль оказался проходивший испытания в НИИ ВВС  САМ-25 из Заводоуковска, который и совершил  перелет  над  оккупированной территорией. Заводу была поставлена задача Верховным Главнокомандующим,  изготовить за месяц 50 планеров АМ-14 для доставки грузов партизанам. Задание коллектив завода  № 499 выполнил. Все планеры с  помощью самолетов – буксировщиков были доставлены на Калининский фронт, а оттуда с  грузом  к  партизанам.

За годы войны заводы 11 Главного управления Наркомата авиационной промышленности выпустили  1 900 планеров различных  марок. Завод  № 499 изготовил  более  50 % от этого количества.

ОКБ-31 все военные годы продолжало разрабатывать новые проекты самолетов  и планеров. Был  построен  и испытан  планер САМ–23, спроектирован 100-местный САМ-26. Штабной самолет для ВДВ САМ–25 не был  запущен  в  серию, из–за сложных отношений Москалева с  заместителем  наркома А. С. Яковлевым, считавшим  ОКБ-31 конкурентом  в проектировании легких  самолетов.

Используя практический опыт  и математический расчет, Москалев сумел  в  1945 году спроектировать реактивный самолет РМ-1 со стреловидным  крылом. Первые наши реактивные самолеты Микояна и Гуревича, Яковлева имели значительно худшие технические характеристики.

Весной 1945 года Москалев  побывал  в  Воронеже. Город был полностью разрушен. Москва приказала перебросить коллектив  завода в Ленинград, оборудование оставить в  Сибири.  

Так  в  поселке появился новый завод «Тюменьсельмаш», нынешний    ОАО «Заводоуковский машиностроительный завод»..

Александр Сергеевич Москалев в  Ленинграде стал преподавать в  Военно–Воздушной академии имени А. Ф.Можайского, параллельно создавая проекты тяжелых сверхзвуковых  самолетов.

 

[1] На самом  деле упомянутые А. С. Москалёвым в книге «Голубая спираль» переданные заводу производственные помещения являлись ремонтно-механическим  цехом Новозаимского зерносовхоза (прим. сост.)

   

Календарь событий

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»