Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Долгое время она назвалась империалистической, участием в ней не было принято гордиться. Поэтому о наших земляках, сражавшихся в «Великой войне» (как её тогда называли), информации немного. И тем приятнее, когда удаётся узнать об одном из героев тех далёких событий. Об одном из них – Иване Фёдоровиче Носове – рассказала участникам конференции «Наше наследие» его внучка Наталья Леонидовна Пивненко. Иван Фёдорович родился 21 января 1896 года в с. Боровинка. Большая семья Носовых – дед с бабкой, отец с матерью и пять ребятишек – жила бедно. Плохонький пятистенный домишко, амбар, конюшня– вот и вся постройка. Из скота были две лошади, две коровы, пара овец. Мать, несмотря на свою занятость по хозяйству, любила читать, два старших брата, Кузьма и Илья, учились в школе. Ивана ещё в школу не принимали, а он уже освоил грамоту дома – братья помогли. Учился он три года, хотел продолжать образование, но в 1911 году семью постигло несчастье – сгорело всё имущество. Вместо школы Ивана вынуждены были отдать в люди, чтобы он мог принести какую-то пользу хозяйству или хотя бы прокормить себя. Мать договорилась с дядей, Григорием Петровичем Фроловым, чтобы тот взял его к себе в Петропавловск. Дядя уехал из Боровинки в молодости на военную службу. Служил на Востоке, там же после службы поступил на железную дорогу. Работал разъездным кассиром. Дяде Ивана устроили проводником вагона-бака, через некоторое время перевели ближе к Петропавловску на разъезд Асаново табельщиком к дорожному мастеру, а вскоре устроили в контору участка конторщиком. Там он прожил до 1914 года, а когда началась война с Германией, и его призвали в армию. Его, как служившего на железной дороге, назначили в железнодорожную часть в Харбин. Сначала на станции Чжалалтунь призывники осваивали армейские науки, а потом, через несколько месяцев их отправили в Харбин учиться на дежурного по станции. Не успели приступить к занятиям, как срочно понадобилось пополнение на фронт, и их эшелоном направили на запад, тоже в железнодорожный батальон, который должен был обслуживать участок Сарны-Ковель. Ковель был в руках германцев. Шли бои за его освобождение. Батальон размещался по вагонам. Носова определили в штаб на писарскую работу, ведь железнодорожную специальность он изучить не успел. Вскоре перевели его в другой батальон, стоявший в городе Коломыя, и тоже оставили при штабе. От фронта далеко, люди где-то работали на линии, а штаб стоял себе в городе. «Наступил 1917 год. Внимательно мы следили за выступлениями депутатов в Думе, уже понятно было, что дело идет к развязке, - вспоминал ветеран. - Убийство Распутина, чехарда с отказом царей, назначение новых правительств, бесконечные по поводу всего этого митинги солдат. В это время революция углубилась, организованное Временным правительством наступление под командованием Брусилова провалилось. Солдаты бросали фронт и ехали домой, бросая оружие или забирая его с собой, как ни трудно было, пробирались домой. В политике в то время народ разбирался слабо, считая, что царя сбросили, и это хорошо, а дальше жизнь народа установит Учредительное собрание». «Самодемобилизовался» и Иван Носов. Вернулся домой к родителям в родную Боровинку в конце 1917 года. Стал обживаться, налаживать порушенное войной хозяйство. Но тут до Сибири докатилась Гражданская война. И.Ф. Носова призвали в колчаковскую армию и отправили в Пермь, в сапёрный батальон, снова писарем. Когда красные перешли в наступление и погнали колчаковцев за Урал, белая армия стала таять на глазах. Сибиряки, доходя до родных мест, не хотели идти дальше. Сапёрный батальон, в котором служил И. Ф. Носов, прибыл в Гилёвку. Отсюда до дома Ивану Фёдоровичу осталось всего 40 вёрст. Он попросил три дня отпуска, чтобы побывать дома, повидаться с родными. Через пару недель батальон опять двинулся в отступление. Уходить из родных мест Ивану не хотелось. У станции Вагай он подговорил ещё четырёх солдат из местных деревень, ночью они забрали винтовки, боеприпасы и подались в лес. Односельчане избрали И. Ф. Носова членом ревкома села. При организации Ялуторовского уездного ревкома его членом от Боровинки тоже выдвинули Носова, а когда стали организовывать народные суды – избрали народным судьёй. В это время был издан указ правительства о возвращении бывших железнодорожников на работу по специальности. На «железке» он прослужил до 1923 года, а потом вернулся в Боровинку – старенькие родители не справлялись с хозяйством. В 30-е годы ХХ века Иван Фёдорович работал в райкомхозсоюзе в Новой Заимке, на элеваторе в Омутинке, в системе Заготсено и Заготзерно, к 1937 году оказался на станции Заводоуковская бухгалтером леспромхоза. В 1938 год на Тропинский участок прислали рабочих, а там как раз начальника не было. Они подали жалобу, что их плохо приняли. Через несколько дней бухгалтера Носова арестовали и по печально знаменитой 58 статье – контрреволюционная деятельность – дали 10 лет лагерей. Освободили Ивана Фёдоровича в 1942 году как «доходягу» к труду неспособного. Он вернулся домой, прожил с семьёй около месяца, поправил здоровье и устроился на работу. Но буквально на второй или третий день И. Ф. Носова вызвали в военкомат и мобилизовали в армию. Предлагали отправить в рабочий батальон, но он попросил отправить в действующую армию. На формирование отправили в город Пензу, оттуда через некоторое время назначили в артиллерийский полк резерва Главного командования, который стоял в Житомире. Там они пробыли до января 1945 года и на фронт попали в феврале, когда наши войска уже вошли в Германию. В последних числах апреля артиллеристы уже были на окраине Берлина и 1 мая дрались с немецкими войсками, прорывающимися из окружённого Берлина. После капитуляции Германии их полк был брошен в Чехословакию, где началось антифашистское восстание, и закончил поход в Праге. Солдат старше 49 лет скоро стали увольнять из армии, и летом 1945 года И.Ф. Носов был уже дома. Умер участник трёх войн 7 июня 1972 года.
#культуразаводоуковска #культуравмассы #заводоуковск #ТюменьПобедная #75летПобеды
Один из праздников летнего цикла 2 августа (20 июля по старому стилю) - День Ильи Пророка, принадлежащего к самым популярным святым. В славянской традиции – Перунов день. У многих народностей Илия считается громовержцем, подобно древнему Богу грома и молнии Перуну. Такая ассоциация объясняется тем, что колесница пророка Илии, мчась по небу, издает громкий звук. А молния - это стрелы, ими Илья поражает злую силу. Сам Илья Пророк — личность скорее мифическая, чем реальная. Рассказывают, что Илья Фисвитянин родился за восемь столетий до нашей эры в Самарии, в городе Фисвы. Он обладал пророческим даром, проповедовал людям веру в единого Бога и выступал против идолопоклонства. После кончины Илья, как гласит предание, вознесся на небо на огненной колеснице. И случилось это будто бы как раз 2 августа по новому стилю.
30 и 31 июля специалисты Заводоуковского краеведческого музея провели пешеходные экскурсии по центральной части города для воспитанников пришкольного лагеря Дроновской школы. Ребята узнали о славных страницах, вписанных в историю края заводоуковскими хлеборобами. Познакомились с творчеством художника С.С. Поповича, рассмотрели фотографии старого и нового города, установленные на центральной аллее. Вспомнили, что символизирует герб Заводоуковска и почему привокзальную площадь именуют «сердцем города».
Обычно миской называют глубокую посуду для еды или её приготовления, сделанную из керамики, дерева, металла. Это слово известно всем славянам. Оно прошло длинный путь, пока попало в славянские языки. Языком-посредником в его заимствовании был немецкий, а источником слова является латинский, который дал многим языкам массу слов. В латинском языке слово mesa< mensa обозначало "стол" , а также "кушанье". Само слово «миска», по одному из источников, образовано от слов «мешать», «размешивать», однако другие словари сходятся на том, что это древнее заимствование из народной латыни от слова «миса»-стол. Предположительно, данная глиняная посуда использовалась при приёме пищи (ставилась на стол).