Владимир Дяченко – ровесник Тюменской области. И этим гордится. Появился на свет он под Киевом, десять лет проработал на Крайнем Севере и вот уже четвёртый десяток лет живёт в Заводоуковске.
- А родился я в блиндаже, - улыбается Владимир Дмитриевич. – У меня на родине, под Великим Букрином, что на Днепре, такие бои были, что почитай ни одной целой хаты не осталось. Люди жили кто в палатках, кто в старых укреплениях.
На Украине прошли детство и юность В. Дяченко. Здесь он окончил школу, отслужил в армии, получил профессию крановщика. Но на третьем десятке он решил перебраться на Север.
- Тогда полярники были в почете, - рассказывает Владимир Дмитриевич. – Я даже просился на остров Белый в Карском море. Там, говорят, песцов разводили. Но крановщик в зверосовхозе, видимо, был совсем не нужен. И я завербовался работать в республику Коми, на лесозаготовки. Однако романтика Тюменского Севера манила, звала меня. И в декабре 1970 года я приехал в Лабытнанги. Поначалу устроился на лесобазу – там давали общежитие. Работал допоздна, поэтому ужинать ходил в ресторан. Там я и познакомился с Юрием Пермикиным, главой комплексного монтажного управления № 3. Он и пригласил меня к себе на предприятие.
По словам В. Дяченко работать на строительстве газосборных пунктов и компрессорных станциий было очень интересно. Сначала бригада выезжала в Тюмень, на местный экспериментальный завод. Здесь, на специальной платформе, собирался почти готовый агрегат. Потом его по железной дороге везли в Лабытнанги. А оттуда уже на вертолёте доставляли в тундру к пункту назначения. Там, не останавливаясь ни на минуту, кипела работа. Трудились посменно, по 12 часов, и в мороз и в пургу, пока готовый блок не сдавали в эксплуатацию.
- Во время одной из поездок на тюменское предприятие я познакомился со своей будущей супругой Галиной, она там работала в отделе технического контроля. Я ей и опомниться не дал – сразу сделал предложение и увёз на Север, - вспоминает Владимир Дмитриевич.
В марте 1974 года Владимир и Галина сыграли свадьбу, а в 1975-м родился их старший сын Алексей. Квартиру молодожёнам выделили в экспериментальном двухэтажном доме, который построили сами монтажники. Его каркас состоял из труб отопления, а собран он был на специальном поддоне. В случае если вечная мерзлота под строением начинала подтаивать, несколько тракторов просто передвигали его со всем скарбом на новое место.
О Севере В. Дяченко может рассказывать часами. Говорит о полярной ночи и северном сиянии, о рыбалке и охоте, о грибах и ягодах, о белых шапках Полярного Урала на горизонте. Но самым важным было ощущать то, что ты нужен и полезен стране. Да и платили за тяжёлую работу достойно – приятно было, приехав в отпуск к родителям на Украину или к тёще и тестю в Сунгурово под Заводоуковском, пригласить за богатый стол всю родню и ни в чём себе не отказывать.
На Севере семья Дяченко прожила до 1980 года, а потом переехала на Украину – родители Владимира уговорили. Там родился их младший сын Артём. Возможно на берегах Днепра и прожили бы они всю жизнь, но в 1986 году произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции.
- И вроде говорили, что в наших местах всё в порядке. Но рыбу ловить нельзя, купаться нельзя. Ведь всё же это не просто так, а у меня дети малые. Да и, бывая у родителей Галины, я давно к здешним краям присматривался: зелени много, Тобол полноводный, рыбалка. Вот в 1990 году мы и перебрались сюда, в Заводоуковск, - рассказывает Владимир Дмитриевич.
И в нашем крае строитель Дяченко без работы не сидел. С гордостью проезжает он мимо тепличного комплекса «Ритза» и мясокомбината – ведь он участвовал в возведении этих объектах. Ездил Владимир Дмитриевич и на стройки тюменского севера – в Нефтеюганск, Ханты-Мансийск, Сургут, Лянтор…
С 2002 года В. Дяченко на пенсии. Рыбачит, ходит по грибы, просто гуляет по лесам. Растит трёх внучек
- Интересная у меня получилась жизнь. Я украинец, супруга моя – русская, сваты – немцы, а внучки – уже коренные сибирячки. Суровый край наш стал для меня второй родиной. Да и вообще, я человек советский, у меня любимая футболка и та – с гербом СССР. Но всё-таки снится мне по ночам, не отпускает меня Заполярье. Как там в песне поётся: если ты полюбишь Север, не разлюбишь никогда! – завершает разговор Владимир Дмитриевич.
"Заводоуковские вести" № 65 от 13.08.2024.