О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 15-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 17 - 18 октября 2023 года в Заводоуковске, была посвящена 110-летию Тюмень-Омской железной дороги и станции Заводоуковской; 60-летию начала трансляции телепередач в  Заводоуковском районе, 40-летию Южных электрических сетей и изучению генеалогии земли Заводоуковской. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени и Омска.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2024 году 50-летием полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в  составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летием первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с  командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 120-летием  со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летием с начала Первой мировой войны, поручить оргкомитету провести в 2024 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней вопросы регионального аспекта в  развитии авиации и космонавтики, вклада сибиряков и уральцев в защиту Отечества, их участие в мировых войнах, локальных конфликтах, контртеррористических операциях, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2023 года.



 
   

Дом горожанина Виталия Кузеванова стоит рядом с железной дорогой. Но стук колёс ветерану не мешает – за 80 лет привык к нему.

 

– Я родился на железной дороге, – говорит Виталий Семёнович. –Отец, Семён Михайлович работал тогда на разъезде Кавдык под Ялуторовском. Потом его перевели в Алапаевск. Жили мы в железнодорожной казарме неподалёку от города. И каждый день я по шпалам шагал в школу. Пять километров туда и обратно. В 1959 году отца перевели работать на разъезд Уково и мы переехали в родной Ялуторовский район

Виталий Кузеванов, окончив семь классов, пошёл работать на заводоуковский завод «Тюменьсельмаш» учеником слесаря. Одновременно грыз гранит науки в вечерней школе. Признаётся, что работать и учиться было непросто, но так тогда жили многие. В 1963 году Виталия Семёновича призвали в армию. Три года служил он танкистом в Польше.

– Вернулся домой, снова устроился на завод, – вспоминает В. Кузеванов. – Да видно от судьбы никуда не деться, рождён я был железнодорожником. Отец позвал к себе в бригаду. Он тогда уже работал дефектоскопистом.

Казалось бы, труд незатейливый, однообразный. Иди по железной дороге и толкай перед собой дефектоскопическую тележку. Но ответственность очень большая. Вдруг пропустишь изъян или повреждение рельса, а по перегону пассажирский поезд пойдёт.

– Подчас приходилось в три утра вставать, чтобы на дальние перегоны добраться. Уходишь из дома до рассвета, приходишь, а все уже спят. Но моя беспокойная работа мне нравилась. Хотя время для семьи, конечно, мало оставалось, – признаётся Виталий Кузеванов.

Свою будущую супругу Нину Ивановну Виталий Семёнович встретил весной 1967 года. Приехал в гости к тетке в деревню Жернакову Ялуторовского района и там увидел ладную и весёлую красавицу. Летом следующего года молодые расписались в заводоуковском загсе.

– У нас и бракосочетание было самое что ни на есть железнодорожное, – улыбается Виталий Семёнович. – На свадьбу я вёз Ниночку в Заводоуковск из Ялуторовска на поезде. Загрузились в вагон вместе с гостями. Пока ехали, всех попутчиков угощали да поздравления их слушали.

Жили молодые может и не очень богато, зато весело. Во дворе железнодорожных бараков, что стояли когда-то на улице Вокзальной, часто собрались с коллегами, сидели по-соседски, обсуждали дела да песни пели.

Со временем старые дома стали расселять. Жителям бараков давали благоустроенные квартиры. Виталий Кузеванов уезжать от «чугунки» не захотел. Здесь же, на улице Вокзальной, построил дом.

– Шесть лет строились, – говорит Виталий Семёнович. – Кто-то в отпуск, в санаторий ездил, а мы с Ниночкой всё свободное время здесь проводили. Но нисколько не жалеем. У нас здесь выросли дети: дочки Ольга и Лариса, сын Алексей. Сейчас в выходные к нам приезжают, внуков привозят, правнучку… А нам в радость с ними поводиться. Да и времени хватает – мы же теперь пенсионеры, люди вольные.

Общий стаж династии Кузевановых – Виталия Семёновича, и его отца и брата Сергея – почти 100 лет. О них и о других наших земляках, работавших на железной дороге, можно прочитать в книге Татьяны Михалевич «Рядовые стальных магистралей». Её презентация состоялась 2 августа в Заводоуковской детской школе искусств.

На железной дороге Виталий Семёнович проработал 38 лет. За эти годы получил немало профессиональных наград. Всю свою трудовую жизнь он был верен не только стальной магистрали, но и Тюменской области, ровесником которой является.

– Я надолго уезжал из родного края когда в армии служил. На тюменской земле я родился, здесь моя семья, мои корни. Уже 80 лет живу в нашей области, и горжусь этим, – завершает разговор Виталий Семёнович.

 

"Заводоуковские вести" № 62 от 3.08.2024.

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»