О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 15-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 17 - 18 октября 2023 года в Заводоуковске, была посвящена 110-летию Тюмень-Омской железной дороги и станции Заводоуковской; 60-летию начала трансляции телепередач в  Заводоуковском районе, 40-летию Южных электрических сетей и изучению генеалогии земли Заводоуковской. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени и Омска.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2024 году 50-летием полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в  составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летием первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с  командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 120-летием  со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летием с начала Первой мировой войны, поручить оргкомитету провести в 2024 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней вопросы регионального аспекта в  развитии авиации и космонавтики, вклада сибиряков и уральцев в защиту Отечества, их участие в мировых войнах, локальных конфликтах, контртеррористических операциях, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2023 года.



 
   

На родине Максима Глухарёва, в селе Бескозобово под Голышманово, есть традиция: провожая земляка в армию, его лучшие друзья залазят на самую высокую берёзу и повязывают на ветке ленточку. Чем выше она будет, тем дальше предстоит служить земляку.

– Моя ленточка на самой макушке до сих пор висит, а отдавал долг Родине я, почитай, «за забором» – в городе Асбесте, в 500 километрах от родного села, – улыбается Максим Сергеевич.

В военкомате на вопрос: «Где бы хотел служить», парень ответил коротко и ясно – там, где прыгают с парашютом. И когда в ноябре 2005 года переступил порог казармы 12 бригады спецназа, увидел дневального в тельняшке и берете, понял, что попал как раз туда, куда надо!

Новобранцев почти сразу начали готовить к первому прыжку. Бойцы посещали теоретические занятия, занимались на тренажёрах, учились укладывать парашюты. После принятия присяги наступил, наконец, день, к которому они так долго шли.

– Я нисколько не волновался, даже наоборот – ждал прыжка, – говорит Максим Сергеевич. – У нас в части сигареты были под запретом, а тут старшина сказал, что тем, кто вызовется первым, он разрешит покурить.

В назначенный день за будущими десантниками прилетел вертолёт. Забирали готовых к прыжку солдат прямо с плаца воинской части. Максим занял своё место на борту. И когда выпускающих хлопнул его по плечу – тут же шагнул в пустоту.

– Шагнуть-то я шагнул, но глаза на всякий случай закрыл. И только когда дёрнул кольцо и почувствовал рывок раскрывшегося купола, решился оглядеться. И увидел, как прекрасна земля с высоты птичьего полёта: белый снег, зелёная тайга, яркое солнце. А когда приземлился и потушил купол, первым делом достал заветную сигарету, – вспоминает Максим Сергеевич.

Потом были ещё прыжки – у М. Глухарёва их десять. Прыгал и с вертолёта, и с самолёта.  Но тот, самый первый полёт под куполом парашюта, ни с чем не сравнить.

– Но вообще-то парашютные прыжки в работе разведчика не главное, – говорит Максим Сергеевич. – Наша задача незаметно прийти, найти объект, сделать своё дело и раствориться в ночи. На учениях мы ни разу в тыл условного противника даже на вертолётах не высаживались – всё потихонечку, пешком. Если до стрельбы дойдёт, значит что-то пошло не так.

Хотя пострелять рядовому Глухарёву пришлось за службу немало. По воинской специальности он был снайпером. Ещё до армии он с удовольствием ходил на охоту, так что на стрельбище наш земляк бегал с особым интересом – ведь армейские снайперские винтовки с отцовской двустволкой не сравнить.

– Только не думайте, что мы только и делали, что стреляли, с парашютом прыгали, да марш-броски бегали. Служба как служба: бордюры красили, снег убирали, в увольнения ходили. Правда так бывать в городе мне не нравилось – то ли дело самоволка! Идёшь, по сторонам оглядываешься, чтобы на патруль не налететь. Спецназовские навыки оттачиваешь, одним словом, – смеётся Максим Сергеевич.

Отслужив два года, Домой М. Глухарёв возвращался… на такси. Вместе со своим армейским другом Анатолем Марковым доехал до Тюмени, оттуда уже один – до Голышманово. Таксист был готов добросить прямо до родного дома, но Максим отказался. По традиции дембель должен был прийти в село пешком, неожиданно, как снег на голову. Но в райцентре он встретил земляка, тот позвонил знакомым – и встречать солдата вышло всё село.

Год Максим Сергеевич работал в милиции, а потом подписал контракт и ещё год отслужил в Чечне – правда, уже не десантником, а мотострелком.

В октябре 2009-го Максим Глухарёв переехал в Заводоуковск. На День Победы 2010-го надел парадную форму и пошёл на митинг к мемориалу на привокзальной площади. Там он и увидел Сергея Рыкованова с такой же спецназовской эмблемой - крыльями летучей мыши - на шевроне. Так и началось знакомство нашего нового земляка со здешними ветеранами-десантниками.

– С тех пор стараюсь участвовать во всех встречах и мероприятиях, которые проводит ветеранская организация, – говорит Максим Сергеевич. – А на День ВДВ прихожу обязательно – на работе отгул беру или сменами меняюсь. Сына своего Артёма с двух лет на праздник вожу – он всем говорит, что хочет быть военным, как папа.

В этом году Максим Глухарёв придёт в сквер воинской славы с особым чувством – два месяца назад товарищи избрали его председателем первичной организации ветеранов ВДВ и спецназа.

 

Заводоуковские вести  № 61 от 30.07.2024.

 

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»