О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 22 - 23 октября 2024 года в Заводоуковске, была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2024 года.



 
   

Сегодня отмечается Всемирный день фотографии. К этому событию наша газета решили приурочить открытие новой рубрики, в которой читателей ждут рассказы о необычных снимках, сохранившихся у наших земляков.

У горожанки Натальи Медведевой хранятся старинные фотографии. На них запечатлён солдат в военной форме конца ХIХ – начала ХХ века. Это – прадед Натальи Валерьевны Терентий Кузеванов.

– О прадедушке я знала немного,– признаётся Н. Медведева. – Бабушка рассказывала, что он участвовал в Первой мировой и погиб на войне. Но где, как – не знала. Гораздо больше информации я нашла, когда стала работать в музее.

Старинные фотографии краеведам «пришлись ко двору». Не раз они украшали выставку, рассказывающую о доблести заводоуковских воинов прошлых лет и веков. Здесь, на музейных стендах, у правнучки бравого солдата нашлось наконец время рассмотреть своё наследство повнимательнее.

На групповой фотографии бросался в глаза необычный головной убор у одного из бойцов – гренадёрская шапка ХVIII века. Сто лет спустя во всей Российской императорской армии такие носил только один полк – лейб-гвардии Павловский. Неуставные головные уборы были оставлены воинской части за героизм во Фриландском сражении 1807 года против армии Наполеона. Солдатам разрешили постоянно носить побитые французскими пулями гренадёрки. Их медные пластины (тканевая основа, естественно, менялась по мере износа) передавались новым поколениям воинов. Александр Пушкин описывал в поэме «Медный всадник» «...сиянье шапок этих медных, насквозь простреленных в бою».

И правда, на фотографии, где Терентий Кузеванов запечатлён вместе с боевым товарищем, так и написано: «В память о военной службе, лейб-гвардии Павловского полка, 15 роты». Кстати, бойцы на ней в форме, введённой ещё царём Александром III. На новые кители и гимнастёрки Русская императорская армия перешла только в 1907 году. Значит, срочную службу наш земляк проходил ещё в начале ХХ века.

Бросается в глаза и ещё одна особенность сослуживцев Терентия Кузеванова – почти все они… курносые. Дело в том, что в гвардейские полки в то время набирали «по статям»: в один брали только рыжих, в другой – бородачей… Чтобы стать павловцем, недостаточно было иметь «гренадёрский» рост – обязательным условием был лихо вздёрнутый нос!

Отслужив положенный срок в столице империи, Терентий вернулся в родной Ишимский уезд, село Долгое. Здесь у него с супругой Анастасией родились его дети – дочь Ирина и сын Андриан. А когда началась первая мировая война – старый солдат ушёл на фронт.

О службе нашего земляка есть архивные свидетельства. В Списке воинских чинов 52 Сибирского стрелкового полка, убитых, пропавших без вести и взятых в плен неприятелем, а также раненых числится старший унтер-офицер Терентий Лукич Кузеванов. В бою у деревни Беляты под польским городом Лодзь 4 ноября 1914 года он был контужен и отправлен в госпиталь.

Потомки старого солдата уверены, что Терентий погиб в бою. Но вод когда случилось это трагическое событие, не знают. В Первую мировую? Гражданскую? А может быть, во время крестьянского восстания 1921 года? Ведь командиром Третьего пехотного полком повстанцы Ишимского уезда избрали некоего Кузеванова. Но был ли это наш герой или кто-то из однофамильцев – история умалчивает.

Вдова солдата Анастасия Константиновна, оставшись с двумя детьми, духом, однако, не пала. Вела крепкое хозяйство – две  лошади и несколько коров – да ещё и батраков нанимала – куда в крестьянском деле без мужских-то рук. За это и пострадала. Во времена коллективизации местная голытьба припомнила, как горбатилась на «мироедку» Кузеваниху. Солдатку лишили хозяйства и сослали в далёкий Уват. Здесь, на рыбных промыслах, дочь старого солдата Ирина Кузеванова встретила другого ссыльного –будущего мужа Ивана Бекишева, дедушку Натальи Медведевой. По окончании срока ссылки молодые обосновались в Заводоуковске. В их семье, у детей и внуков, сохранились до наших дней фотографии из далёкой «царской» эпохи.

 

"Заводоуковские вести" № 67 от 19.08.2023.

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»