О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 15-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 17 - 18 октября 2023 года в Заводоуковске, была посвящена 110-летию Тюмень-Омской железной дороги и станции Заводоуковской; 60-летию начала трансляции телепередач в  Заводоуковском районе, 40-летию Южных электрических сетей и изучению генеалогии земли Заводоуковской. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени и Омска.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2024 году 50-летием полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в  составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летием первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с  командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 120-летием  со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летием с начала Первой мировой войны, поручить оргкомитету провести в 2024 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней вопросы регионального аспекта в  развитии авиации и космонавтики, вклада сибиряков и уральцев в защиту Отечества, их участие в мировых войнах, локальных конфликтах, контртеррористических операциях, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2023 года.



 
   

Горожанин Геннадий Овсянников с детства хотел стать лётчиком. Других вариантов не было.

Одно из самых первых воспоминаний в жизни Геннадия – «кукурузник» высоко в небе.

– Подумал: вот здорово! – улыбается Геннадий Леонидович. – Лети куда хочешь! Никто тебя не догонит. Никто тебе не указ

Вспоминает он, как их, школьников, водили в городской кинотеатр на встречу с Героем Советского Союза Михаилом Девятаевым. Мальчишка удивился, когда на сцену вместо былинного богатыря вышел невысокого роста невзрачный старичок (для ребят тогда все, кто старше 40-ка, казались старыми). И на вопросы заводоуковских ребят поначалу лётчик отвечал как-то нехотя, устало. Но по мере того, как воспоминания о удивительном побеге из плена на угнанном вражеском самолёте захватывали героя, он стал преображаться, молодеть на глазах – на губах заиграла улыбка, речь полилась уверенно и свободно, даже руками стал себе помогать. «Интересно, а смог бы и я так?», наверное, думал каждый школьник, глядя на этого старичка с душою мальчишки.

А дальше всё было банально: Гена стал читать всё, что находил про авиации. Ушли в прошлое шалости – а ведь недавно хулиганистому парнишке не раз приходилось попадать «на ковёр» к директору школы Якову Карловичу Темпелю. Наоборот, сам стал заниматься у Юрия Петровича Жученко в клубе допризывной подготовки «Дзержинец» и теперь, вместе с другими курсантами, следил на переменах за порядком.

В восьмом классе Геннадий собрался было в суворовское училище, да не сложилось – родители были против и здоровье подвело. Стал лечиться, тренироваться, получил первый юношеский разряд по борьбе, в авиаклубе с парашютом прыгал. После школы, чтобы быть поближе к своей мечте, устроился на работу в аэропорт Рощино.

Была ещё одна проблема – военкоматы Тюменской области отправляли желающих стать лётчиками учиться на пилотов бомбардировщиков. А Геннадий хотел стать истребителем.

– Пилоты на аэродроме посоветовали поступать в Армавирское училище, – вспоминает Геннадий Леонидович. – В военкомате мне документы оформили, но вызов в ВУЗ не дали – нет разнарядки. Сказали, езжай сам, отсев абитуриентов большой, может повезёт и освободится для меня место.

В Армавир приехал ночью. На проходной училища без вызова Геннадия даже на порог не пустили. Но он не сдался – уселся на чемоданах перед дверь. Утром посмотреть на настырного парня потянулись курсанты, потом доложили начальству. Документы абитуриента посмотрели – всё в порядке – и зачислили в одну из групп поступающих. В училище оказалось всего два сибиряка Геннадий из Тюмени и его тёзка – из Якутска. Их сразу же зачислили в земляки – ведь рядом же живут!

Медкомиссию прошёл легко – сказались тренировки. Экзамены сдал так хорошо, что сам не ожидал. Даже сочинение, за которое в школе у Анны Григорьевны Птицыной никогда больше тройки не получал, написал на «хорошо». Оказалось, что уровень образования в маленьком Заводоуковске не хуже, чем в больших городах. Все абитуриенты очень боялись профессионального отбора. Но оказалось, что это простое собеседование у психолога, проверка скорости реакции и мышления, распределения внимания.

Так в августе 1973 года Геннадий Овсянников стал курсантом Армавирского высшего военного авиационного училища лётчиков войск ПВО СССР.

Потекли годы учёбы. Какие-то дисциплины давалось легко, другие (к примеру немецкий язык) приходилось «брать измором». Беспокоило то, что долго не допускали до самостоятельных полётов.

– Я все инструкции заучивал, все приборы пытался контролировать, всё делать, как учили – а инструктор всё равно не доволен! – говорит Геннадий Леонидович. – Только потом понял, что это как у сороконожки, которая думает о том, как идёт её 36 нога. Со временем появился опыт, все стал делать автоматически – и вот результат! Видите, какой я на фотографии счастливый? Это после первого самостоятельного вылета меня однокашники сняли.

Наконец учёба остались позади. Лейтенант Овсянников распределился в 849 истребительный авиационный полк. И вновь пришлось учиться – в училище он освоил МиГи, а здесь летали на перехватчиках Су-9. Вскоре полковая стенгазета  вышла с таким сообщением:

– Су-9 – самолёт замечательный, надёжный, пилотировать его – одно удовольствие! – восклицает Геннадий Леонидович. – Особенно запомнились полёты на потолок. Идёшь в стратосфере, ощущение невесомости не передать никакими словами, видишь сам, как земля под тобой шариком вертится. Такое впечатление, что побывал в космосе!

Но в одном из полётов произошёл отказ кислородного оборудования. Высотно-компенсирующий костюм сработал, как надо, скоро об этом неудачном полёте Геннадий Леонидович даже думать забыл. Но медики оказались непреклонны – лётная карьера для него была закрыта.

Геннадий Овсянников работал в научно-исследовательском институте, где разрабатывали двигатели. А когда в 1990-е с наукой в стране стало плохо – вернулся в Заводоуковск и несколько лет занимался со школьниками, готовил их к обучению по специальности оператор БЛА. Передавал мечту о небе новому поколению мальчишек.

 

"Заводоуковские вести" № 16 от 22.02.2022

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»