– Я даже не слышал никогда про такие войска, – признаётся Степан. – Хотя к армии готовился серьёзно. Ходил на секцию рукопашного боя к Виталию Анатольевичу Голову. В группе подготовки к военной службе в моей родной четвёртой школе занимался. У меня в семье все мужчины погоны носили, а дядя, Сергей Болдарев, в Афганистане воевал.
В 2014 году Степан учился в Ялуторовском агротехнологическом колледже. Но когда подошло время призыва, взял академический отпуск и отправился в армию. В областном военкомате попросился в часть, расположенную подальше – хотелось Россию посмотреть и настоящей службы попробовать. И попал в 205 мотострелковую казачью бригаду в Будёновске.
Призывника распределили в отдельную роту РЭБ соединения. Тогда-то он с удивлением узнал, что есть такие хитрые части, без которых сегодня ни танкисты, ни артиллеристы, ни десантники, ни ракетчики воевать не могут.
– За нас сразу взялись серьёзно, – вспоминает Степан. – Как и остальные солдаты бригады, мы учились метко стрелять, преодолевать полосу препятствий, маршировать на плацу. Но, помимо этого, приходилось осваивать сложные машины, станции, напичканные разнообразным оборудованием, проверенным и надёжным. Не раз и не два разворачивали их на «поле дураков» - так острословы прозвали дальний угол полигона, где мы не могли помешать другим.
Оказалось, что еще в советские времена были разработаны такие станции, которые могут «забить» всю радиосвязь врага, да и «умные» боеприпасы после знакомства с ними могут сильно «поглупеть». И какие бы новые беспилотники и всеведущие радары не изобретали соседи, наши старые добрые постановщики помех им всё равно не по зубам.
В начале января 2015 года ефрейтор Киселёв заступил службу в качестве оператора системы РЭБ. Расторопного и смышлёного бойца заметили командиры, стали привлекать его к работе в штабе.
– Я увидел военную службу совсем с другой стороны, – говорит Степан. – Штаты, приказы, наставления, распоряжения. Неожиданно оказалось, что возиться со всеми этими бумагами очень увлекательно.
Командиры предложили бойцу остаться в армии, заключить контракт. Поначалу такое предложение Степана озадачило – он то планировал отслужить год и вернуться домой. Но подумав, он согласился и в конце 2015-го заключил первый контракт. За ним был второй, потом третий. Армейская жизнь ясна, проста и размерена…
В 2018 году в бригаде начали формировать роту для командировки в Сирию. В неё вошли мотострелки, артиллеристы, зенитчики, связисты и, конечно, специалисты РЭБ. Подал рапорт на включение в эту группу и сержант Киселёв.
Задачей роты была охрана баз в воюющей республике. Степан Евгеньевич говорит, что, выйдя в марте 2019-го на бетонку сирийского аэродрома, сразу оказался окружён бойцами нашей армии, которых прилетел сменить. На минуту даже показалось, что это обычный гарнизон где-нибудь на юге России.
С. Киселёв может много рассказывать о сирийских друзьях, с которыми служили плечом к плечу, о жуткой жаре, убийственной для сибиряка, об отлично налаженном за четыре года солдатском быте. Не говорит только почти ничего о своей службе.
– Работа у нас не шумная, да и не всё мне рассказывать можно, – признаётся Степан. – Я отвечал за инженерно-технические средства охраны. И могу сказать, что мимо нас, как в девизе войск РЭБ, даже мужа пролететь не могла.
Боевики пытались добраться до русских солдат. Солдатам показывали беспилотники, которыми террористы пытались атаковать наши военные базы. Точнее, то, что от них осталось. Но за те 100 дней, что длилась командировка Степана Киселёва, враги побеспокоить наших солдат так и не решились.
Вернувшись в ставший родной Будёновск, старший сержант Киселёв отслужил ещё два года. А в 2021-м решил уйти на гражданку – в Тюмени предложили интересную работу. Но друзей не забывает, часто созванивается с однополчанами, в курсе всех дел бригады.