О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 22 - 23 октября 2024 года в Заводоуковске, была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2024 года.



 
   

Остановка: «Поликлиника».

Название картины: «Купчиха за чаем».

Автор: Борис  Михайловичем Кустодиев (7 марта 1878 — 26 мая 1927).

Знаменитый русский художник почти всю жизнь прожил  в  столицах. Но Москва и Петроград  никогда не смогли затмить в  его памяти волжских  просторов, родной Астрахани.

Однако бывать на родине ему удавалось всё реже. Тяжёлая болезнь – опухоль спинного мозга – отнимала все силы, мешала заниматься любимым  делом – живописью. Операции не помогали. В конце концов врачи поставили перед  Борисом  Михайловичем тяжёлый выбор – остаться на всю жизнь прикованным  к  инвалидной коляске или навсегда лишиться возможности работать.

«Ноги для художника – это роскошь», – не задумываясь ответил  пациент. Кустодиеву было важно, чтобы руки могли держать кисти и краски.

Но если жизненное пространство мастера сузилось до размера квартиры, то на его холстах  царили яркие краски Поволжья и пышущие здоровьем русские красавицы.

История картины: Целая серия работ Бориса Кустодиева была посвящена быту торговых  провинциальных  городов: «Купчиха», «Чаепитие», «Купчихи в  Кинишме». Героини на этих  полотнах  дородны и румяны. Мастер  признавался, что его «худые женщины на творчество не вдохновляют». Самой знаменитой картины этой серии стала «Купчиха за чаем». Написана она была, когда привилегированные сословия доживали свои последние дни – летом  1918 года.

Борис  Кустодиев  восторженно принял Октябрьскую революцию. Одна из самых известных его картин – «Большевик» – стала ярким  манифестом  нового искусства. Мастер  участвовал  в  оформлением улиц Петрограда к  первой годовщине Октября.

Но семья Кустодиевых  после революции впала в  нужду, пришлось продавать личные вещи. Жена Бориса Михайловича зарабатывала колкой дров. Художник  писал: «Живём  мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят  кругом  о еде да хлебе».

И вот  в  такое время появляется картина, на котором  дородная купчиха восседает  за ломящимся от снеди столом. Удивительно, но революционная общественность приняла новую работу мастера на ура. Критики восприняли её как  едкую сатиру: в то время, когда восходит заря нового мира, эта пышка сидит и чай трескает! Хотя Борис  Михайлович не раз признавался, что ни о чём  таком  во время создания своего шедевра даже не думал – просто очень хотелось кушать, а увидеть кулинарное разнообразие тогда можно было разве что на картине.

Это интересно: Для картины «Купчиха за чаем» художнику позировала вовсе не представительница торгового сословия и не русская красавица, а молодая немка-аристократка баронесса Галина Адеркас. Она была соседкой Кустодиевых и в  1918 году училась на хирурга. Позже увлечение музыкой привело ее в хор  Управления музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета. Галина участвовала в  озвучивании фильмов, и возможно даже выступала в  цирке. Но в  историю она вошла в  первую очередь потому, что в  молодости позировала для знаменитой картины Бориса Кустодиева.

 

Автор и куратор проекта преображения остановочных комплексов в Заводоуковске – предприниматель Ярославна Викулова. Спонсором работ на остановке «Поликлиника» стала предприниматель Игорь Сироткин. Копию шедевра выполнил заводоуковский художник Вадим Лаптев.

 

"Заводоуковские вести" № 96 от 4.12.2021.

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»