Почти полвека назад, в 1955 году, 16-летний Толя Рябов впервые шагнул в кинобудку Дома культуры машзавода на правах помощника киномеханика. С тех пор с этим искусством он не расставался – даже в армии фильмы однополчанам крутил.
– Показывать фильмы, конечно, интересно, но ещё интереснее их создавать, – говорит Алексей Васильевич. – Я как-то рассказал Сергею Петровичу Захарову, ветерану войны, краеведу, а в те годы заведующему заводской лабораторией о том, что в армии мне удалось поснимать на кинокамеру. Он идеей запечатлеть жизнь нашего города вдохновился, и мы вместе у директора «Тюменьсельмаша» Александра Ложкина «выбили» камеру «Киев-16С».
Так в 1967 году были сняты первые самые первые эпизоды из жизни завода – футбольный матч между нашей и ялуторовской командами, строительство детских яслей и городка… Все эти картины показали в Доме культуры. Пошли они на ура! Ведь это был свой фильм, и рабочие могли видеть себя на киноэкране.
Вскоре заводоуковцы отправились на первый областной смотр любительских кинофильмов в Тюмень.
– Конечно, уровень тогдашних наших картин был невысок, – признаёт Анатолий Васильевич. – Но для того и было создано областное объединение кинолюбителей, чтобы учиться, как надо и как не надо делать фильмы. Консультанты аж из «Мосфильма приезжали»!
И сам Анатолий Рябова тоже стал наставником для заводоуковских кинолюбителей – организовал при ДК киностудию «Поиск». Очень скоро учёба принесла свои результаты – картины наших земляков стали получать награды областных, всероссийских и всесоюзных конкурсов. А лента «Олимпия» о жизни юных заводоуковских спортсменов в лагере на озере Карасье завоевала третье место на международном смотре любительского кино.
– Эх, какие мы фильмы снимали! В 1975- году «Солдат всегда солдат» про заводчан – ветеранов войны. В 1982-м – «Наставник» о мастере Василии Маслове и «Две судьбы» – о директоре завода Анатолии Григорьевиче Матвееве. Да что там, мы даже художественный фильм сняли – «Трое на снегу» на очень актуальную тогда антиалкогольную тему, – вспоминает Анатолий Васильевич.
Но прогресс неумолим – на смену кинокамерам шло видео. Но такая камера была в начале 90-х была очень дорогим удовольствием, ни Дом культуры, ни машзавод позволить себе такие траты не мог. Так что любительская киностудия «Поиск» прекратила своё существование.
– Дорогие моему сердцу фильмы я сразу домой унёс. Потом, когда архивы киностудии стали выбрасывать за ненадобностью, прибрал и оставшиеся. Да вот только показывать их было особенно не где. Я привык их на широком экране видеть – мы даже специальную приставку к кинопроектору разработали, чтобы любительские фильмы в кинотеатре показывать можно было. И стал я думать, как бы обзавестись профессиональным оборудованием, – рассказывает Анатолий Васильевич.
На счастье или на беду в то время от кинооборудования избавлялись во многих клубах – смотреть картины на большом экране стало немодно. Анатолий Рябов спас от сдачи в металлолом часть киноаппарата ДК машиностроителей, недостающие детали отдал энтузиасту Николай Полуектов – их закупали для клуба, который возводили на Пятом отделении ОПХ, да так и не достроили. Так что теперь в гараже у Анатолия Васильевича – настоящий кинотеатр и мастерская, где можно монтировать фильмы.
– И сын мой, Андрей, кинематографом тоже увлёкся. В интернете ищет необходимое оборудование, закупает. С другими энтузиастами дружбу свёл – вон нам фильмы даже из Сочи присылают. А лет восемь назад решил наши, заводоуковские картины оцифровать. Всё-таки, хот я и большой ценитель настоящего, плёночного кино, не могу не признать, что современные технологии удобнее и доступнее сегодня, – признаётся Анатолий Васильевич.
Андрей Рябов нашёл в Москве фирму, делающую качественные цифровые копии с плёночных фильмов, перевёл в новый формат более двух десятков короткометражек. Денег на это ушло немало, но отец с сыном планируют продолжить сохранять запечатлённую на хрупкой плёнке историю Заводоуковска.
– Мы не будем на наших сокровищах как скупой рыцарь сидеть, – Анатолий Васильевич перебирает диски с видеозаписями. – Я уже демонстрировал нашим землякам свои кинокартины на «Ночи музеев», встречах Совета ветеранов Машзавода. Теперь вот фрагменты из моих архивов собираются взять для фильма по истории авиазавода № 499. Кино не только сохраняет прошлое, но и создаёт будущее.
"Заводоуковские вести" № 69 от 28.08.2021.