О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 22 - 23 октября 2024 года в Заводоуковске, была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2024 года.



 
   

Зимой для крестьян не было работы в поле, но это не значит, что они отлеживали бока на печи. Для современных людей, особенно для жителей городов, смена времен года означает лишь выбор подходящей одежды. Для крестьян старой Руси зима была особым временем, когда нужно было заняться разными важными делами. Потому образы жизни в летний и зимний периоды сильно отличались.  

В те времена все делали своими руками – и срубы ставили, и домашнюю утварь изготавливали, и мастерили сани (как же без них зимой), которые пользовались огромным спросом на зимних ярмарках, поэтому в первую очередь работа находилась для плотников. Это ремесло было широко распространено, ему обучались с детства. Свободные от других видов сезонных работ мужчины ехали в лес, чтобы добыть дрова для обогрева своих домов и отыскать качественные материалы для будущих построек и мебели. Особенно ценились изготовленные умельцами прялки и лавки, а те, кто умел их делать, были в почете. А все потому, что для изготовления этих предметов умельцами применялась уникальная старинная технология, благодаря которой изделия выходили цельными и прочными и не требовали использования гвоздей. Для лавок выбирали определенную часть ствола, в которой сучки, укороченные до одной длины, играли роль ножек. Прялки мастерили из корней деревьев, самая лучшая прялка изготавливалась из цельного корня березы или сосны. Это сейчас нам непонятно, почему приспособление для изготовления нитей так сильно ценилось нашими предками, а тогда прялка была в каждом доме. Вместо работы в огородах женщины брали шерсть, состриженную со своей скотины, и пряли из нее нитки. Помимо шерсти женщины пряли нитки изо льна, чтобы затем ткать из них полотно. Из шерстяных нитей вязали носки, варежки и другие теплые вещи. В семьях, где было много детей, на вязание уходило все свободное от обычных хлопот время. Поэтому очень важно было иметь у себя в доме хорошую прялку. Как мальчики с детства начинали плотничать, так и маленькие помощницы с юных лет приучались к этому ремеслу. Выходя замуж, девушка всегда брала с собой прялку, которая входила в обязательный список приданного.

А еще крестьяне использовали зиму для того, чтобы подзаработать. Одни отправлялись к купцам, чтобы наняться к ним в мануфактуры, а другие занимались надомной работой. К надомникам относились те, кто занимался плетением кружев или изготовлением гобеленов, а также был уникальным краснодеревщиком. Такие мастера ценились на вес золота и получали за свою работу приличные деньги.

Помимо хозяйственных забот люди с нетерпением ждали зимних праздников, когда народ мог ненадолго забыть о тяжелом труде.

#культуразаводоуковска #культуравмассы

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»