О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 15-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 17 - 18 октября 2023 года в Заводоуковске, была посвящена 110-летию Тюмень-Омской железной дороги и станции Заводоуковской; 60-летию начала трансляции телепередач в  Заводоуковском районе, 40-летию Южных электрических сетей и изучению генеалогии земли Заводоуковской. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени и Омска.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2024 году 50-летием полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в  составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летием первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с  командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 120-летием  со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летием с начала Первой мировой войны, поручить оргкомитету провести в 2024 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней вопросы регионального аспекта в  развитии авиации и космонавтики, вклада сибиряков и уральцев в защиту Отечества, их участие в мировых войнах, локальных конфликтах, контртеррористических операциях, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2023 года.



 
   

История создания ручки для письма уходит своими корнями за пределы 6000 лет назад.  За это время произошла существенная модернизация пишущих приспособлений.

В  IV  тысячелетии до нашей эры человек, вооружившись каменной, бронзовой или железной палочкой, выцарапывал  письмена на бересте деревьев, табличках из глины. В Древнем Риме записи делались на восковых дощечках с помощью заостренных на одном конце металлических палочек — стилусов. Другой конец стилуса был закругленным, при необходимости этим концом запись стирали. Древние египтяне для письма на папирусе использовали тростниковые кисти или ручки из тростника. Тростниковое перо расщеплялось и заострялось на конце. Чернила делали из сажи, разведенной водой, в смесь добавляли клей. В Китае писали кистью из шерсти крысы или верблюда, макая ее в чернила, составленные из смеси сажи, желатина из кожи осла и лампового масла. Примерно в VIII столетии папирус был вытеснен пергаментом, который изготовлялся из козьих и овечьих шкур. На пергаменте, с его гладкой поверхностью, легче было писать мелким почерком, и это, по всей вероятности, способствовало появлению птичьего или гусиного перьев. Их делали из прочных маховых перьев гуся или другой крупной птицы и затачивали кончик, который был прочнее, нежели расщепленный конец тростникового пера, а потому мог прослужить дольше, прежде чем его требовалось заточить снова. Гусиное перо стало основным инструментом для письма повсюду, кроме некоторых стран Востока, где по-прежнему пользовались тростниковым пером.

Гусиное перо применяли для письма, уже начиная с VII века. Перья кур, индюшек, цесарок, голубей для этого не годились. Только гуси! Ведь и Пушкин, и Лермонтов, и Гоголь писали свои бессмертные произведения, обмакивая в бронзовые чернильницы-непроливашки гусиные перья. Однако только что выпавшие перья к использованию не годились – были они слишком гибки, необходимо было время, чтобы дать им немного затвердеть и подсохнуть. После просушивания внешняя оболочка и перьевая сердцевина легко удалялись. В результате оставалась полупрозрачная трубочка. Чтоб было комфортно писать, кончик пера срезали специальным острым ножичком, который именуется перочинным. От того, как обрезано и заточено перо, во многом зависело качество написанного. Гусиные перья, взятые из левого крыла, гораздо лучше, красивее выписывают буквы, потому что их изгиб удобнее для руки.

Хорошее перо считалось ценным подарком. Гёте, известный немецкий поэт, прислал в подарок Пушкину прекрасно отточенное перо в богатом футляре. Оно и сейчас хранится в музее-квартире поэта в Санкт-Петербурге.

Гусиные перья успешно прослужили пишущему человечеству целое тысячелетие.  Десять веков упругое гусиное перо скрипело по пергаменту рукописных книг. Сколько  указов подписано им!

Ближе к концу XVIII века назрела нужда в использовании более долговечных и простых канцелярских принадлежностей.  На смену птичьему перу пришло перо из стали. Его высокая стоимость компенсировалась более продолжительным сроком службы и удобством пользования. Если верить одним сведениям, стальное перо изобрёл в 1748 году германец  Йоханнес  Янссен, если слушать другую точку зрения – то окажется, что это произошло на территории Англии в 1803 году. Механизированное производство стальных перьев началось в XIX веке в английском городе Бирмингем. Именно тогда братья Митчеллы организовали массовый выпуск ручек с металлическим пером. Через несколько лет появился станок для массового производства стальных перьев путем штамповки. Его изобрел в 1826 г. Мазон. Технология изготовления постоянно улучшалась, и к 1850-му году предприятия Бирмингема выпускали половину мирового объема металлических ручек и перьев. К концу 19-го столетия гусиных перьев фактически не стало, на смену им пришло стальное перо.  Однако металлическое перо, как и птичье, приходилось постоянно окунать в чернильницу. Для задержки чернил изобретались желобки, крылья, или перо вообще делали двойным. Попытки создание ручки, которая содержала бы чернила внутри себя, продолжались на протяжении всего времени использования перьев и перьевых ручек. К 1884 году удалось создать небольшую практичную ручку с капиллярными протоками, которая стала прообразом нынешних авторучек. Её изобретателем стал американец Льюис Ватерман, который использовал принцип капилляра. Заключался он в заполнении резервуара ручки воздухом, который подавался по очень узким каналам. Каналы были столь узки, что чернила в них не просачивались, а воздух без труда втягивался.

В дальнейшем совершенствовал авторучку известный Джордж Паркер, сельский учитель из штата Висконсин. Его изобретение было запатентовано в 1889 году и отличалось высоким качеством за счет точной подгонки деталей. Первым изобретателем шариковой ручки был неизвестный американец Джон Лауд. Еще в 1888 году он получил патент на ручку с вращающимся наконечником в виде шарика. Однако тогда ручка для письма так и не стала товаром. Чернила были основным препятствием. Жидкие чернила постоянно оставляли кляксы, а густые застывали на наконечнике. С окончания Первой мировой войны до 1950 года популярность шариковых ручек носила волнообразный характер, многие пытались усовершенствовать изобретение и выпустить в продажу. Среди них были и венгерские братья Биро, конструкция ручки которых была не слишком удачна. Именно эта конструкция в 1950 году была серьезно усовершенствована французским фабрикантом перьевых ручек Марселем Бишем. Стальные шарики диаметром 1 мм изготавливались с точностью до сотых миллиметра. Марселю Бишу удалось добиться того, что чернила не просачивались через пишущий узел. С 1953 года началось серийное производство ручек во Франции, а в 1958 году Биш основал компанию BiC и вышел на рынок Америки. Компания начала массовый выпуск дешевых одноразовых ручек из легчайшей пластмассы. Постепенно другие пишущие инструменты были вытеснены с рынка, а известные всему миру ручки BiC активно используются и в наши дни.

#культуразаводоуковска #культуравмассы

   

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»