О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 15-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 17 - 18 октября 2023 года в Заводоуковске, была посвящена 110-летию Тюмень-Омской железной дороги и станции Заводоуковской; 60-летию начала трансляции телепередач в  Заводоуковском районе, 40-летию Южных электрических сетей и изучению генеалогии земли Заводоуковской. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени и Омска.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2024 году 50-летием полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в  составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летием первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с  командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 120-летием  со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летием с начала Первой мировой войны, поручить оргкомитету провести в 2024 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней вопросы регионального аспекта в  развитии авиации и космонавтики, вклада сибиряков и уральцев в защиту Отечества, их участие в мировых войнах, локальных конфликтах, контртеррористических операциях, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2023 года.



 
   

В фондах Заводоуковского краеведческого музея есть старое фото: два десятка бравых вояк во главе с лихим офицером сфотографировались на память о пережитых ими днях войны. Сделан этот снимок был в 1905 году. И запечатлел он сибирских казаков – участников Русско-японской войны.

Всего за период войны было призвано около 12 тыс. казаков, из них сформировали шесть льготных полков. Два из них направлялась на охрану северо-западной границы Китая и линии Транссибирской магистрали. А четыре полка (4-й и 5-й второочередные и 7-й и 8-й третьеочередные) были объединены в Сибирскую казачью дивизию, которую возглавил генерал-лейтенант Н. А. Симонов.

Положение льготных полков разительно отличалось от полков первой очереди. Например, казаки, отслужившие 8 – 12 лет назад, никогда не видели винтовки Мосина, в их распоряжении были устаревшие винтовки Бердана. Полностью отсутствовал обоз, снаряжение конского состава (узда, сбруя, седло) изготавливалось из некачественной кожи и быстро приходило в негодность.

Первые «приключения» для сибирцев начались ещё по дороге на фронт. Так как кругбайкальская железная дорога ещё не была достроена, им пришлось совершить путь вокруг Байкала верхами, походным порядком.

Наконец в мае 1904 года полки Сибирской казачьей дивизии прибыли в Харбин и были выдвинуты в авангард Маньчжурской армии генерала А. Н. Куропаткина. Состояние духа чинов бригады было превосходное, конский состав находился в полном порядке.

 Основная задача казаков в Русско-японской войне состояла в несении сторожевой и разведывательной службы, а также в отражении атак передовых отрядов неприятеля. Поэтому количество авангардных и арьергардных стычек с японскими войсками не поддается счету. «Летучая почта» была также прерогативой казаков. «Люди, близко стоящие к казакам, — отмечал корреспондент «Сибирского вестника» В. Простой, — совершенно беспристрастно отзываются о них с большой похвалой, указывая на то, что казаки всегда делают очень аккуратно все зависящее от них». Фронтовые телеграммы высшего командования содержат немало свидетельств, когда из неравных стычек сибирские сторожевые разъезды выходили с минимальными потерями.

17 мая казаки дали первый бой японской кавалерии под Юдзятунем, южнее станции Вафангоу. Две казачьи сотни 8-го Сибирского казачьего полка во главе с есаулом Желтухиным, заметив приближение противника к передовым отрядам русской армии, пришли на помощь квартирьерам полка и частям русской пограничной стражи, атаковали эскадрон японских драгун и «в рукопашной схватке весь его уничтожили». Преследуя противника, казаки были встречены залпами японской пехоты. Отходя, казаки навели погнавшийся за ними второй эскадрон японцев на охотничью команду разведчиков. Третий эскадрон противника попал под огонь спешенной казачьей сотни и в беспорядке отступил. 14-й полк драгун японцев потерял 70 человек. Потери сибирцев – трое  убитых, 34 раненных. За проявленные в этом бою мужество и героизм сибирские казаки И. Великанов, М. Самсонов, В. Кузьмин, И. Замотаев и М. Сазонов были награждены Георгиевскими крестами.

Следующее сражение состоялось 21 мая 1904 года у деревни Хоцзяпудза, которое сибирским казакам пришлось вести в пешем строю. При поддержке двух орудий казаки заставили японцев бросить позиции на высотах у деревни и отступить. 23 мая 1904 пиками, в конном строю, сибирцы разбили и японскую пехоту, окружившую их разъезд под Дагушанем. В этом бою среди наиболее отличившихся оказались войсковые старшины Гаврилов и Черемисинов, подъесаулы Семенов и Колосовский, штабс-ротмистр Ржевский и хорунжий Комаровский.

В июне казакам Сибирской дивизии пришлось участвовать в сражении под Вафангоу (1-2 июня) в составе 1-го Сибирского корпуса генерал-лейтенанта барона Г. К. Штакельберга, в боях под Ташичао, Янзалином и Ляньданьсяном. 10 июня казаки устроили засаду у Людяхе, в которую попал отряд японцев, потерявший убитыми и ранеными 15 человек. Единственной потерей казаков был раненый хорунжий Ползунов. В июле 1904 года участвовали в рейде в Корею, во время которого заняли город Кенгшен.

Накануне сражения при Ляояне, 15 августа 1904 года, полусотня 5-й сотни 4-го Сибирского казачьего полка, находясь в арьергарде, натолкнулась на пять наших брошенных прислугой неповрежденных орудий. Японцы открыли по ним артиллерийский и ружейный огонь, пехота бросилась вперед. Сибиряки вытянули орудия, ускакали с ними к своим войскам. Трудная задача выпала на долю Сибирской казачьей дивизии генерал-майора Самсонова в сражении при Ляоляне (17-21 августа), одном из крупнейших в Русско-японской войне — с обеих сторон участвовало более 250 тыс. человек. Задача Сибирской казачьей дивизии заключалась в прикрытии левого фланга русской армии от натиска генерала Куроки, сломившего сопротивление пехотных дивизий русских. 19 казачьих сотен мужественно выдержали наступление противника до 6-ти часов вечера, сражаясь в конном и пешем строю. При поддержке двух конных батарей они дали возможность русской армии отступить к г. Мукдену в относительном порядке, предотвратив выход противника в тыл русской армии. Героизм, проявленный казаками, был отмечен главнокомандующим Маньчжурской армии А. Н. Куропаткиным. «Русское командование, имея превосходство в пехоте, артиллерии и коннице, действовало нерешительно. Из-за его пассивности японцы разбили 54-ю пехотную русскую дивизию, находившуюся на важном участке сражения, это поставило под угрозу всю русскую Маньчжурскую армию. Положение спасли казаки Сибирской казачьей дивизии. Спешившись, они целые сутки отражали атаки превосходящих сил противника, что позволило русской армии отойти на новые позиции у реки Шахэ. В неравном бою погибло много казаков…».

Упоминаются сибирские казачьи полки и в следующих сражениях: 2.09.1904 г. у деревни Уйнюник близ Бенсиху (8-й казачий полк), 7.09.1904 г. в деле близ Бяньюпуза (5-й казачий полк), 26.09.1904 г. у деревни Сяньманцзы близ Бенсиху (8-й), 28.09.1904 г. у села Бенсиху (5-й), 22.12.1904 г. у деревни Мицзы (5-й).

В феврале 1905 года произошло самое крупное и решающее сражение войны под Мукденом. В течение 17 дней бились с японцами казачьи части. Особенно отличились казаки Сибирской казачьей дивизии…

5-й сибирский казачий полк упоминается ещё  8.06.1905 г. в деле у села Нанченцзы.

На той войне сибирцам не удалось стяжать громкой славы. Современники отмечали, что «…в целом казачья конница из-за нерасторопности командования использовалась неэффективно». Иностранные военные наблюдатели при русской армии вообще говорили, что казаки не умели воевать в конном строю. Конечно, запасные, служившие десяток лет назад, не отличались такой вышколенностью, какой кичились европейские гусары и уланы. Вот только японские драгуны, всего один раз попробовавшие казачьей шашки, больше никогда не рисковали связываться со станичниками в конном строю.

О том, как воевали сибирцы, свидетельствуют и их награды. Знака отличия военного ордена были удостоены 993 казака Сибирского казачьего войска. Нижним чинам Сибирской казачьей дивизии были вручены 8 медалей «За храбрость» 4-й степени, 5 нагрудных на Аннинской ленте и Станиславской ленте. Георгиевскими кавалерами стали офицеры-выпускники Сибирского кадетского корпуса: командир 5-го полка полковник Путинцев, командир 7-го полка полковник князь Трубецкой, командир 8-го полка полковник граф Стенбок и войсковой старшина этого же полка Евтин. Генерал-майор Самсонов, назначенный командиром Сибирской казачьей дивизии, был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени, а в 1906 г. он был награжден золотым оружием с надписью «За храбрость». 4-й, 5-й, 7-й и 8-й полки получили Георгиевские знамена «За отличие в войну с Японией 1904-1905 гг.». В боях ранено было 279 человек, погибли 67 казаков, пропало без вести — 54, умерло от ран — 13, от болезней — 29.

Кто-то из дальних потомков этих героев, переселившись в 90-х годах ХХ века из северного Казахстана в Заводоуковск, привёз с собой старую фотографию. Никто уже не скажет, как  зовут станичников, снявшихся на память больше века назад, как сложилась их судьба в лихие времена, которые наступили всего через десять лет после того, как их запечатлел приехавший на фронт фотограф.

   

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»