О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная одиннадцатая краеведческая конференция «Наше наследие» прошла в  Заводоуковске 24-25 октября 2019 года. Она была посвящена 75-летию Тюменской области, 30-лети.ю Заводоуковского краеведческого музея, коллективизации в СССР и её влиянию на развитие сельского хозяйства, и ставшему уже традиционным изучению генеалогического наследия земли Заводоуковской.

Подводя итоги конференции, участники конференции предлагают:

  1. Отметить высокий уровень докладов и весомый вклад конференции «Наше наследие» в сохранение культурно-исторического наследия;
  2. Рекомендовать оргкомитету и учредителям продолжить проведение научно-практической конференции «Наше наследие»;
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие» 2018 года;
  4. Очередную конференцию «Наше наследие» посвятить
    - 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне;
    - 60-летию со дня присвоения Заводоуковску статуса города и 55-летию образования Заводоуковского района;
    - кроме того продолжить изучение генеалогического наследия юга Тюменской области.




 

 
   

Цеп (молотило) – ручное орудие для обмолота (отделения зерна от колосьев) после жатвы.  Цеп обычно состоит из двух (реже – нескольких) подвижно связанных концами палок: более длинная (до 2 м) - рукоятка и более короткая (до 0,8 м) - рабочая часть, ударяющая по злакам. 
Из цепа возникла разновидность холодного оружия — боевой цеп, а в Японии и Китае — нунчаки. 


У восточных славян – русских, белорусов, украинцев – до начала XX века преобладали архаические способы молотьбы. Наиболее древним среди них считается самый простой –вколачивание, когда снопом бьют (а в разных областях это происходит по-разному) либо о край бочки, корзины, ступы, куда и падает зерно, либо о край доски, лавки, козел, под которыми расстелен холст для зерна. Такой способ молотьбы упоминается в рассказах жителей Московской, Нижегородской, Псковской, Новгородской обл. Им пользуются, если нужно срочно получить немного зерна для сиюминутных нужд, при этом солома остается неповрежденной, ее можно использовать в хозяйстве, например для покрытия крыш.
Другой способ – топтание снопов, при котором зерна вытаптывались людьми или рабочим скотом. В ряде мест лошадей и волов к тому же впрягали в телеги или катки – большие каменные валы с выступами (обычно на Украине) или деревянные валы с зубьями (в Сибири).
Существовала и молотьба самыми что ни на есть примитивными орудиями типа изогнутой палки, толстой ветви с суком, которые назывались кичига, лапа, палица. Обычно ими обивали лен и коноплю, но на территории северного наречия – Архангельская, Вологодская, Новгородская, Олонецкая губ – так обмолачивали и хлебные злаки.
Но самым распространенным орудием молочения, конечно же, был цеп.

Обычно русские молотили на току в 4, 6, 8 цепов, соблюдая определенный ритм, чтобы не мешать друг другу. Молотили мужчины, женщины, даже дети старше 12 лет, для которых делали небольшие, легкие цепы.

В крестьянской культуре трудовые процессы получили отражение в играх, песнях, загадках, пословицах. Вот примеры загадок про цеп, в которых передается ритм молотьбы:

1) Летят гуськи, деревянные носки,
Летят и говорят: «То-то мы, то-то мы!»

2) Чикатунчики летят, «Чи-ка-чок! Чи-ка-чок»,
Меж собою говорят: «Чи-ка-чок, чок, чок!»

 А в этой загадке обыгрываются особенности работы цепа:

Над головой крутится,
в руках вертится, стучит и гремит,
ничего не говорит.

 Пословица учила: Цеп в руках, так и хлеб в зубах, а цеп из рук, так и хлеб из зуб.

#культуразаводоуковска #культуравмассы

   

Календарь событий

Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»