О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 22 - 23 октября 2024 года в Заводоуковске, была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2024 года.



 
   

Слово «скатерть» образовалось от древнерусского   «дъскатьрть» (дъска - доска и тьрть – вытертое).  Изначально скатерть стелили на стол для того, чтобы во время трапезы можно было вытирать о ее края руки. Если разобрать этимологию слова, то скатерть дословно означает "вытирать руки о доску".

Первые скатерти использовали еще в Древнем Египте. В  те времена египтяне уже хорошо освоили производство тонких тканей из хлопка и льна.

В Древней Греции  считалось, что в доме, где стол накрыт полотном, происходит меньше бед. Скатерть являлась  признаком достатка, за не накрытый стол могли сесть только рабы или беднота.   Статус  хозяина  подчеркивался  богатой вышивкой  полотна

Византийцы использовали скатерти не только во время обедов, а ещё и во время литургии в церквях, ими покрывали жертвенник и алтарь. Русь, воспринявшая от Византии православие и имевшая с ней тесные торговые, политические, военные и культурные контакты, переняла  у византийцев  традицию есть за столом, накрытым скатертью.

С древних времён на Руси к скатерти было  особое отношение.  Этот предмет был в каждом доме, будь то царские палаты или крестьянская избушка. В крестьянских семьях деньги на ткань не тратили, девочки с ранних лет обучались прядению нитей изо льна, конопли, шерсти (в каждом доме была прялка), а затем уже из нитей ткали ткани, из которых в свою очередь изготавливали одежду, скатерти, рушники. В  приданное невесты обязательно входила скатерть,  изготовленная ей собственноручно.

Некоторые зажиточные хозяйки покрывали стол сразу несколькими скатертями и снимали их по очереди – после каждой смены блюд. Красивые скатерти были семейной реликвией и передавались по наследству

Примерно до XV века люди накрывали стол только во время обеда или ужина, ради приличия.

 В эпоху Возрождения(XV—XVI  вв.), когда снова проснулся интерес к человеку, его деятельности, люди начинают  шить скатерти, которые бы  идеально подходили  под интерьер жилища.

В XVIII- XIX века вошла мода на белоснежные скатерти. Их расшивали  гладью, гладью с прорезями («ришелье»), белым по белому. Вязали  крючком очень тонкие и прекрасные кружевные скатерти и салфетки, которые  раскладывали  на все поверхности, имеющиеся в доме (столы, столики, комоды, секретеры).

Во 2-ой  половине XIX века в моду вошёл стиль модерн. Скатерть  стала   уже обязательной частью интерьера. Весь текстиль в комнате (шторы, портьеры, скатерти, мебель) подбирался в одном стиле и одной фактуры.  Позже в ряды аристократии вошла мода на народное искусство, появляются скатерти изо льна, который не отбеливали, с  орнаментами на крестьянскую тематику, продержалась эта мода до 30-х годов XX века.  С 50-х годов XX века в обиход входят клеёнчатые скатерти.

Сейчас  существует огромное количество этого кухонного белья, разнообразного по материалу, цвету, фасону  и рисунку.

Сохранилось  ряд  примет, связанных со  скатертями :

-Если на стол под скатерть положить несколько монеток (или бумажных купюр), то в доме всегда будут деньги. А если положить крупную денежку под скатерть накануне полнолуния, то она привлечет в дом крупную сумму денег.

-Ждете гостя, а он опаздывает? Возьмите скатерть и тряхните ею над столом – скоро раздастся стук в дверь.

-Преподнести в подарок скатерть – примета хорошая, если она белого цвета и ее подарили молодоженам. Тогда их супружеская жизнь будет ровной и светлой.

Выражение «Скатертью дорога» на сегодняшний день несёт  посыл  человеку, означающий  чтобы тот  ушел.  Оказывается, раньше эта фраза имело совершенно другое значение.  Произнося  её, наши предки желали, чтобы ухабистая и иногда едва проходимая дорога была такой же ровной, как скатерть, расстеленная на столе.

#культуразаводоуковска #культуравмассы

 

   

Календарь событий

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»