Л.Я. Кичигина, 
организатор и методист музея
космической славы имени К.Э. Циолковского,
 народный учитель СССР (г. Омск)

В музее космической славы им. К. Э. Циолковского, школа  № 55, Омск

Музей – это учреждение, где человек

открывает своё прошлое, чтобы понять

настоящее и проектировать своё будущее.

А. Броуз

 

В условиях модернизации образования вновь заметно вырос интерес к деятельности школьных музейных объединений. Образцовому музею космической славы имени К.Э. Циолковского 12 апреля 2015 г. исполнилось 42 года. Это один из старейших музеев космического профиля, это сердце школы, центр притяжения, который многих объединяет. Музейный фонд: (ед. хранения) основных - 1157, вспомогательных – 1454. Занимаемая площадь: 140 м2 (2 зала), фондохранилище 21м2. Основные разделы музея - 18 («Развитие авиации и космонавтики через поисково-исследовательские работы по Омской земле и России»), «Поклонимся великим тем годам» (7 направлений).

Что способствовало многолетней работе? В первую очередь понимание администрацией школы, что музей необходим¸ что это центр разных направлений учебно-воспитательной деятельности по воспитанию гражданина своего Отечества, объединяющей педагогов, учеников, родителей, общественность, ветеранов округа, города, выпускников школы, студенческую молодёжь Омска.

Главным стержнем в работе музея являются детские космические объединения «Звездочёт», «Следопыт», «Совет мудрейших» (из ветеранов шефствующих предприятий, педагогов, выпускников музея).

Педагоги, актив музея всегда находятся в поиске новых форм работы, составлении новых инновационных проектов:   

- «Помнят омичи героев»проект ориентирован на формирование таких качеств подростка, как нравственность, патриотизм, любовь к своему Отечеству. Материалы проекта были признаны победителем гранта Омской мэрии и поощрены премией в размере 180 тыс. рублей. Это позволило обобщить большую поисково-исследовательскую работу по акции «Ищу героя» (более 200 участников) и открыть второй зал музея на встречу 70-летия Победы. В разделах этого зала «Поклонимся великим тем годам» представлены материалы по омской тематике:

  • Омская земля дала героев;
  • Омичи – фронту;
  • Героями не рождаются (о воинах-интернационалистах, выпускниках школы);
  • Отцы нам завещали жизнь (о сотрудничестве с ООО «Сироты войны»);
  • Священный символ Победы (музей, как победитель областного смотра, награждён копией Знамени Победы);
  • Я – патриот Отечества (где представлены материалы акции «Ищу героя»);
  • Подвигу жить!

По итогам участия в проекте активисты музея и школы отмечены от областного Совета ветеранов высокими наградами «Юный патриот», «Патриот Отечества» на форуме «Живи, Земля!» и городской конференции на базе музея «Планета без войны». Сохраняется, продолжается многообразие новых инновационных форм работы, ведь девизом было и остается: «К мерцающим звёздам ведя корабли, о героях Победы помните!»

- «Космос и спорт» (сотрудничество с ХК «Омские ястребы», двукратным олимпийским чемпионом по боксу Тищенко Алексеем, олимпийцами, факелоносцами, волонтёрами олимпийских игр 2014 года). 

Через музей в школе проводится чествование спортивных звёздочек школы, фотографирование на память с чемпионами, оформлен стенд «Спортивная гордость школы». Итогом работы по данному проекту в олимпийский год является представление исследовательской работы «Всем рекордам дадим имена» на Гагаринских чтениях в городе Гагарине, школьной областной научно-практической конференции, на классных часах (автор проекта - Копьёва Ксения – 7-1 класс).

- Международный проект «Голубь мира, гармонии и красоты». Участники - 920 человек объединились с 1 по 11 классы совместно с педагогами, родителями школы, ветеранами-друзьями музея, ветеранами социума школы, выпускниками школы. Цель проекта: осознание каждым личного вклада в дело мира на Земле.

- «И не порвётся связь времён». Цель проекта: общее сотрудничество в делах музея и школы членов совета ветеранов округа, ООО «Сироты войны», персональное шефство над учителями-ветеранами, ветеранами-афганцами, ветеранами-участниками Великой Отечественной войны и тружениками тыла.

- «В дружбе рождаются дела».  Цель проекта: объединение омских музеев на базе школьного музея через проведение конференций («Живи, Земля»), форумов, акций («Помни имя героя»), встреч на космических уроках, экскурсии в музеи округа и города.

В педагогических технологиях работы музея сохраняется напутствие великого педагога А.С. Макаренко: «Ничто не скрепляет так коллектив, как традиции». Традиционно в музее проводятся: занятия кружков, предметные уроки, уроки мужества, уроки памяти, работа клуба интересных встреч «Меридиан», космические уроки, торжественные построения «Наследники Гагарина на омской земле», запуск ракет «Салют музею!», работа клуба «Юный летчик», игровые состязания, традиционный космический КВН (с 1972 г.), завершающий месячник космических неожиданностей.

           Рождаются новые традиции:

  • церемония открытия Звезды в честь выпускников - членов музея на Доске почёта «Малая Вселенная музея»;
  • открытие звёзд ветеранам, директорам, учителям – руководителям экспедиционных отрядов, учителям – наставникам космических экипажей классов, участникам социальных проектов и программ;
  • ежегодное участие в конференции «Россия – космическая держава», в выставке ВТТВ, совместно с ПО «Полёт».

Для многих это поощрение, первая в их жизни «космическая высота», признание их заслуг и достижений, связанных с работой музея. Большую роль играет информация о работе музея на общешкольном стенде, где от Совета музея объявляются благодарности учителям, ветеранам, классным коллективам и обучающимся и выпуск музейного вестника «К звёздам!».

Школьный музей – это живой развивающийся организм. Убеждены – легче создать музей, но труднее сохранить и разнообразить работу в нём. Он создаётся, в первую очередь, с участием детей и должен расширяться, пополняться через новые формы деятельности, новые проекты, новые программы.

Один из проектов работы музея – это большая индивидуальная работа руководителя музея с классными коллективами, где ведущую роль играет классный руководитель. Составление программы учебно-воспитательной работы класса через музей помогает им стать космическими экипажами имени героя космоса. Обучающиеся изучают страницы жизни героя, его космическую и общественную деятельность после полёта. Это добрая память о великом подвиге космонавтов.

Так, сейчас на базе музея объединены в единую структуру космические экипажи, начиная с 5-го класса:

  • 9-2 класс имени П.Р. Поповича – кл. руководитель Бровко О.В.;
  • 7-1 класс имени З. Космодемьянской – кл. руководитель Зацепилова Т.В.;
  • 11-1 класс – основной костяк космического объединения «Следопыт» 2009-2014 гг. (16 человек). Большинство выпускников этого класса выбрали технические специальности (кл. руководитель Болтыхова Е.В.).

    С 2014 г. 9-3 класс подключился к работе;

  • 11-1 класс - кл. руководитель Степанова И.А., руководитель акции «Ищу героя».

При каждом объединении работают поисковые группы «Ищу героя», «Герои рядом с нами».

Благодаря работе музея весь комплекс школьных мероприятий ориентирован на коллективные творческие дела через разнообразные проекты, развитие коммуникативных навыков. Действуют программы духовно-нравственного, патриотического, здоровьесберегающего воспитания, которые во многом связаны с нашим музеем.

«Звёздная» история одной из старейших школ города (в декабре исполнилось 75 лет) продолжается, ещё не одно поколение учеников, преодолевая очередную высоту, будет говорить: «Мы - выпускники, мы – музейцы из школы № 55. Значит, всё должны делать только на «5».

 

"Краеведческая конференция "Наше наследие - 2015": материалы докладов  и сообщений" - Ишим, 2016.- СС. 10 - 12.

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   

Календарь событий

Июль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»