Соханский А.М.,
директор музея
ОАО «Тюменский
электромеханический завод»
Чтобы помнили
(о дружбе В. М. Комарова и Г. А. Лыткина)
Утренняя тишина 22 июня 1941 года раскололась громом артиллерийской канонады, рокотом пропеллеров самолётов, рёвом танковых моторов. По всей западной границе Советского Союза одновременно перешли в наступление полчища войск гитлеровской Германии.Главный удар был направлен на Москву. Первоначальный успех сопутствовал гитлеровским войскам, за двадцать шесть дней они преодолели две трети расстояния до Москвы.
Вокруг столицы и на улицах города возводились мощные оборонительные сооружения, на строительство которых были мобилизованы десятки тысяч москвичей.К этой работе был привлечён и личный состав Первой Московской специальной средней школы Военно-воздушных сил.
Спецшкольникам (они себя называли — «спецами»), было поручено создание большого противотанкового рва на 41-м километре Белорусской железной дороги. «Спецами» был вырыт ров длиной 400 метров. Ширина рва поверху составляла 12 метров, глубина - 5 метров. Законченный ров был сдан военным приёмщикам Красной Армии в назначенный срок. Кроме создания противотанкового рва «спецам» приходилось рубить просеки в лесах, копать и оборудовать блиндажи и систему окопов полного профиля.После объявления Москвы на осадном положении 14 октября 1941 года был получен приказ об эвакуации спецшколы ВВС, а 17 октября эшелон со «спецами» отправился на восток. Через 21 день скитаний по стальным путям в голоде и холоде, длительным стоянкам на малых станциях, а порой и в чистом поле, вагоны спецшколы были поставлены под разгрузку на станции Заводоуковская.
Выпускник спецшколы Лениард Семёнович Михайлов в 2009 году завершил создание книги воспоминаний под названием «Жития не святых» (Ялуторовская типография. ОАО «ТИД», 2010, тираж 250 экз.) о годах своей учёбы в заводоуковской первой спецшколе ВВС. Презентация книги состоялась 21 октября 2010 года на краеведческой конференции «Наше наследие» в Заводоуковске.В одной из глав воспоминаний Лениард Семёнович пишет: «Можно сказать, к нашему приезду в Заводоуковск в нём сформировалось четыре «центра» жизни - вокзал, планёрный завод, мехлеспункт и элеватор. Наша спецшкола стала пятым таким «центром», с постоянно растущим значением этого центра в жизни Заводоуковска. Большой, хорошо организованный и управляемый коллектив спецшколы выполнял ощутимую долю погрузочно-разгрузочных работ мехлеспункта. И частенько по просьбе администрации, часто в авральном порядке выполнял многие сельскохозяйственные работы, требующие ручного труда. Особенно когда урожай находился под угрозой потерь. Доводилось выкапывать картошку и из-под снега...».
Так что учащимся Заводоуковской спецшколы в годы войны довелось немало потрудиться на хозяйственных работах. Но основная жизнь в спецшколе шла строго по армейскому уставу. Уставной распорядок дня: учебные занятия по четыре пары в день, самоподготовка, несение караульной службы, организация быта, общественная жизнь и досуг.Здесь обучались будущие космонавты Лев Степанович Дёмин и Владимир Михайлович Комаров. В отдельной главе Л.С.Михайлов с теплотой вспоминает о «Комарике» — Владимире Комарове.За период войны школа выпустила более 550 специалистов, большинство из которых приняло участие в войне.
В сентябре 1941 года немцы приблизились к Воронежу. Но даже под бомбёжками и обстрелами Воронежский авиазавод продолжал работу. Боевые самолёты ИЛ-2 сразу же отправлялись в воинские части. В начале сентября 1941 года было принято решение об эвакуации завода №18 в город Куйбышев, а ОКБ-31 А.С.Москалёва - на восток. Александра Сергеевича Москалёва назначили директором и главным конструктором авиационного завода №499, создаваемого в сибирском посёлке Заводоуковском под Тюменью.
Эшелон с оборудованием завода прибыл на разъезд Заводоуковский в сентябре 1941 года.Завод разместили на территории МТС и на бывшей колмаковской купеческой мельнице. Помещения МТС приспособили под механическое и слесарно-сварочное производство, а мельницу с амбарами для столярных и сборочных работ.
Создатель энциклопедического шеститомника «Окрик памяти» доктор технических наук, профессор, директор научно-исследовательского института Истории науки и техники Зауралья Виктор Ефимович Копылов провёл исследования заводоуковского этапа истории Первой Московской спецшколы ВВС и авиазавода №499.Многие ответы на нелёгкие вопросы Виктору Ефимовичу удалось получить после знакомства с уроженцем Заводоуковска Геннадием Алексеевичем Лыткиным.
Детство и юность Геннадия прошли в Заводоуковске. В годы войны шестнадцатилетним подростком, оставив десятый класс, он поступил слесарем на завод №499. Директор завода А.С.Москалёв, несмотря на молодость Лыткина, включил его в состав бригады по восстановлению работоспособности паровой машины на колмаковской мельнице.При эвакуации завода Москалёва в Заводоуковск специалистам, без сомнения, были хорошо известны и заранее учтены технические характеристики силовой установки старой мельницы. Сердцем мельницы была двухцилиндровая паровая машина марки «Бр. Бромлей и К», работавшая на древесном топливе. Паровая машина приводила в действие генератор мощностью 54 кВт. В 1941-1945 годах она была поставлена на службу в качестве энергетического центра эвакуированному авиазаводу, выпускавшему планёры для фронта.
По словам Геннадия Алексеевича Лыткина, силовое оборудование мельницы работало до 1930-х годов, после чего было законсервировано настолько тщательно, что выглядело как новое. Через десять дней мельница осветилась электрическими огнями. Как пишет профессор В.И.Копылов во второй книге энциклопедии «Окрик памяти»: «Первоначально Лыткину. слесарю-сборщику, а затем — помощнику машиниста, предстояло в самые жёсткие сроки запустить паровую машину и электрогенератор: без электроцеха завод не мог работать. Для усиления надёжности гидроузла установили центробежный насос и обширный резервуар для запасов воды.И если первый военный заводоуковский планёр (здесь неточность: первой продукцией планерного завода стали десантные кабины ДК-12, часть заготовок которых привезли с собой из Воронежа) был выпущен всего лишь через две недели спустя после разгрузки оборудования с железнодорожных вагонов, то в этом феноменальном результате была немалая заслуга и Г.А.Лыткина».
Совершенствуя знания техники, к окончанию войны Геннадий Алексеевич стал опытным электромехаником.Следует добавить, что работники электроцеха, где работал Лыткин, используя бесхозное имущество, брошенное на станционных путях, увеличили мощность электростанции, расширили станочный парк, установили прожекторы, усилили освещение, провели в цеха паровое отопление.Причастность Геннадия Лыткина к производству летательных аппаратов и проживание рядом со спецшколой ВВС вполне естественно привели его к знакомству с курсантами спецшколы, а с Владимиром Комаровым, будущим космонавтом, они стали настоящимидрузьями. Владимир в течение всех лет учёбы часто бывал в доме Лыткиных, близко познакомился с его родителями.
В декабре 1943 года по 1-ой Московской спецшколе ВВС в пос.Заводоуковский был издан приказ №456 о мероприятиях по подготовке к отъезду в город Москву. 30 января 1944 года эшелон со «спецами» тронулся на запад с конечным пунктом в Москве.Накануне отъезда задушевные друзья Володя Комаров и Гена Лыткин обменялись фотографиями «на долгую память» и условились, во что бы то ни стало встретиться после войны в Москве. А, чтобы Геннадий, не бывавший в Москве, нашёл место встречи, Владимир подарил ему открытку с видом Крымского моста, на котором была назначена встреча 23 февраля, в день Красной Армии, каждый год.
По стечению жизненных обстоятельств назначенная встреча на Кузнецком мосту так и не состоялась.В 1945 году после окончания спецшколы Владимир Комаров стал курсантом Соловской авиационной школы первоначального обучения, а в сентябре того же года — курсантом Борисоглебского Военного авиационного училища лётчиков.
В июле 1946 года он был переведён в Батайское военное авиационное училище имениАнатолия Серова, после окончания которого в 1949 году начал службу военным лётчиком-истребителем в авиационном полку истребительной авиационной дивизии ВВС Северокавказского военного округа, базировавшегося в Грозном.В 1959 году Комаров успешно окончил факультет авиастроения Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского и был распределён в Государственный Краснознамённый НИИ ВВС, где занимался испытаниями новых образцов авиационной техники. Именно здесь комиссия по отбору в первый отряд космонавтов предложила Владимиру Комарову новую секретную испытательную работу, и в 1960 году он был зачислен в отряд космонавтов.
Свой первый космический полёт Владимир Комаров совершил 12-13 октября 1964 года на борту космического корабля «Восход» вместе с космонавтами Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым. За успешное выполнение полёта Владимиру Комарову было присвоено звание Героя Советского Союза, вручён орден Ленина и Медаль «Золотая Звезда».
В 1945 году авиационный завод №499 также покинул Заводоуковск и был переведён в Ленинград на территорию бывшего Корпусного аэродрома, туда же перевели завод №272(«Пирометр») из Казани.Вот что сообщает в своей энциклопедии «Окрик памяти», книга 2, автор В.Е.Копылов: «Директор оценил трудоспособность молодого слесаря, запомнил его, помогал ему всетрудные военные годы, а когда в 1945 году завод стали переводить в Ленинград, то предложил Лыткину, опытнейшему механику, переехать туда вместе с заводом. Неизбежные в подобных жизненных ситуациях сомнения были устранены решительным директором вполне по-москалёвски: корова Лыткина, успевшего стать семейным человеком с традиционным для военных лет составом хозяйства, была помещена в отдельный грузовойвагон-теплушку. С запасом сена на дорогу и с учётом непредвиденных обстоятельств в большом городе. Так и стал Г.А.Лыткин ленинградцем».
В 1946 году планы Министерства авиационной промышленности круто поменялись, и на базе завода №272 был создан завод и опытное конструкторское бюро «Техприбор», которые были определены ведущими в отрасли по проблемам измерения запасов и расходов топлива для всех летательных аппаратов, выпускаемых в стране.А.С.Москалёв остаётся без заказов, без ОКБ и не у дел. В результате сложнейших пертурбаций в июле 1948 года он был вынужден оставить производственную деятельность и перейти на преподавательскую работу в Ленинградскую Краснознамённую военно-воздушную инженерную академию имени А.Ф.Можайского.
Вторым определяющим направлением в истории предприятия «Техприбор» стала космическая тематика. В 1961 году вместе с Юрием Гагариным в кабине корабля «Восток» стартовали в космос приборы, созданные в ОКБ и изготовленные его опытным производством. Предстартовая проверка космических кораблей и их запуск осуществлялись с помощью наземной аппаратуры и кабелей, изготовленных в ПКО «Техприбор».Геннадий Алексеевич Лыткин заочно окончил Ленинградский техникум авиаприборостроения и автоматики по специальности техник-электромеханик и работал в ПКО «Техприбор» мастером участка сборки оборудования для космических аппаратов.
В 1966 году на его участке появилась представительная комиссия, в составе которой находился Герой Советского Союза космонавт Владимир Михайлович Комаров. В сентябре 1965 года он был включён в группу подготовки к полёту по программе «Союз» и как специалист НИИ ВВС занимался изучением новых образцов космической техники готовящегося полёта, поэтому на участке сборки оказался закономерно, по службе.К всеобщему удивлению мастер участка и прославленный космонавт сошлись в крепких дружеских объятиях. А потом состоялась приятельская беседа о том, как сложилась жизнь после войны. Так случайно, спустя двадцать с лишним лет, стала реальностью юношеская клятва друзей о встрече.
В августе 1966 года было принято решение, что Владимир Комаров будет пилотировать «Союз-1». Его дублёром назначили Юрия Гагарина.Этот полёт 23 апреля — 24 апреля 1967 года оказался роковым: Владимир Комаров погиб при завершении программы полёта. Во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата. На большой скорости космический корабль врезался в землю. За героизм, мужество и отвагу, проявленные при осуществлении полёта, В.М.Комаров награждён второй медалью «Золотая Звезда» (посмертно).
Геннадий Алексеевич Лыткин продолжал трудиться на ПКО «Техприбор» мастером, затем конструктором. После выхода на пенсию он активно работал на даче, обожал путешествовать по достопримечательным местам родного края.В 2008 году у него родился правнук, и Геннадий Алексеевич с женой стали прадедушкой и прабабушкой.
В 2011 году Геннадия Алексеевича, как ветерана планёрного завода, пригласили в Заводоуковск на традиционную конференцию «Наше наследие», посвящённую году космонавтики в России, 80-летию Новозаимского зерносовхоза и 70-летию авиазавода № 499.Во время пребывания в городе Геннадий Алексеевич посетил заводоуковское кладбище, возложил цветы на могилы отца и матери, встретился с друзьями военных лет, побывал в бывшем доме своего отца, посетил краеведческий музей, побывал на горячем источнике. После чего его племянник, Александр Евгеньевич Лыткин, заведующий Тюменским музеем науки и техники Зауралья, увёз его к себе в гости в Тюмень.
Здесь Геннадий Алексеевич прогулялся с племянником по городу, по его Центральной площади, побывал на Цветном бульваре.В музее науки и техники ТГНГУ Геннадий Алексеевич с удовольствием встретился со старым знакомым — профессором Виктором Ефимовичем Копыловым. Они долго беседовали, рассказывая друг другу о событиях четырнадцати лет, прошедших со дня последней встречи, связанной с работой по уточнению истории авиазавода №499 и Первой спецшколы ВВС. Со стороны казалось, что они никогда не разлучались — между ними не было никаких барьеров.
Виктор Ефимович показал гостю новые экспозиции музея и, в частности, зал авиации и космонавтики, столь близкий по духу Геннадию Алексеевичу. Там был и стенд, посвящённый его бывшему директору, авиаконструктору Александру Сергеевичу Москалёву. В книге почётных посетителей музея Геннадий Алексеевич оставил благодарственную запись.В январе 2012 года Геннадий Алексеевич Лыткин ушёл из жизни и похоронен в городе Санкт-Петербурге.
Вся жизнь и деятельность Геннадия Алексеевича Лыткина, со школьной скамьи до выхода на пенсию, целиком и полностью была отдана производствам, связанным с авиациейи космонавтикой. Сначала с постройкой летательных аппаратов на заводоуковском заводе №499, а затем с производством приборов для космической техники на ленинградском заводе «Техприбор».Геннадий Алексеевич являлтся кавалером семи правительственных наград, в том числе, медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Уроженец города Заводоуковска Геннадий Алексеевич Лыткин, человек завидной судьбы, вполне заслужил признания своих трудовых заслуг перед населением Заводоуковска и подпадает под основания для присвоения звания «Почётный гражданин Заводоуковскогогородского округа», перечисленные в п.2 Решения Думы Заводоуковского городского округа от 28.10.2005 года №266 «Об утверждении Положения «О звании «Почётный гражданин Заводоуковского городского округа» (в редакции решений Думы от 02.03.2006 № 17, от 12.05.2006 № 20, от 23.08.2007 №145, от09.07.2008 №225, от 05.09.2008 №249, от17.03.2009 № 303, от 17.02.2011 №42, от30.11.2011 № 135, от 29.05.2014 №395, от 27.02.2015 №457, от 17.03.2016 №59, от 05.04.2016 №72).
Городу следует определиться с организацией или официальным лицом, которые взяли бы на себя ответственность и обязанности по оформлению ходатайства о присвоении звания «Почётный гражданин Заводоуковского городского округа» славному уроженцу города Лыткину Геннадию Алексеевичу.В свою очередь я готов передать имеющиеся в моём архиве сведения, касающиеся Геннадия Алексеевича Лыткина.
В северной части города Заводоуковска имя дважды Героя Советского Союза Владимира Михайловича Комарова носит одна из улиц в районе расположения Первой Московской спецшколы ВВС (бывшая Вторая Лесная).
Какое-то время здесь на одном из домов, сгоревшем при очередном пожаре за железной дорогой, находилась мраморная памятная доска:«Лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Владимир Михайлович Комаров (1927-1967) учился в этом здании с 1942 по 1944 годы в период эвакуации 1 Московской школы Военно-воздушного флота».
Памятная доска чудом уцелела и хранится в запасниках местного краеведческого музея, но до сих пор с экспозицией доски так и не определились. По мнению доктора технических наук, профессора ТОГУ В.Е.Копылова, исследовавшего историю заводоуковского периода деятельности спецшколы ВВС: «Представляется желательным несколько расширить содержание текста доски с учётом сохранения памяти о всей школе военных лётчиков и её знаменитых выпускниках. В списке в первую очередь следует назвать космонавтов В.М.Комарова и Л.С.Дёмина, известны имена семнадцати профессоров и докторов наук, одиннадцати лауреатов государстве иных премий, нескольких генералов».
Неподалёку, на углу улиц Федеративной и Степной находился двухэтажный дом №113/2 семьи Лыткиных (не сохранился), в котором часто на правах друга бывал в гостях у Геннадия будущий космонавт Владимир Комаров. Современная улица Комарова пересекается с улицей Степной. Было бы символично сменить безликое название Степная на улицу Геннадия Лыткина, с тем, чтобы имеющие признание закадычные друзья вновь встретились, на сей раз навсегда.
Краеведческая конференция «Наше наследие-2016»:материалы докладов и сообщений//под ред. Р. Г. Назаровой, Л. Н. Басова, Т. С. Воеводиной, А. А. Севостьянова.-Ишим, 2016.-СС. 105 - 109.