Орешина Ю.В.,
Телешевская А.В.,
студентки
ИПИ им. П.П. Ершова
(филиал ТюмГУ)

 

В современное время преступность очень развита. Почему люди идут на мелкие, но очень частые правонарушения? Ответ довольно очевиден.Существует поговорка,что не от хорошей жизни люди идут на преступления.Отсутствие средств существования толкает людей на очень грязные, немыслимые поступки и заставляет переступать нормы морали.

В нашем Ишимском государственном архиве находятся документы- первоисточники,которые помогут найти информацию о бандитских группировках в Ишиме в 20-е годы XXвека.  Архив ценен именно тем, что в нём хранятся первоисточники документов. В архиве, проработав 18-й фонд «Управление Ишимской уездной рабоче-крестьянской советской милиции», который нам очень помог, мы нашли большое количество сводок о преступлениях. Нам попадались как мелкие правонарушения, как кража стекла с целью перепродажи, так и сведения о разросшейся организованной преступности в 1921 году, которые оставляли за собой дорогу из трупов и разрушений.

К причинам появления бандитских группировок в Ишиме в 1921 году можно отнести следующее:

  1. Низкий уровень жизни.

Трудности с продовольствием и хозяйственными товарами из-за продразвёрстки толкали людей на преступления. Большинство правонарушений из сводок ОГПУ основаны на перепродаже казённых товаров. Это говорит о том, что в государстве эти блага были, но до простых людей они доходили с трудом. Из-за жёсткой продразвёрстки людям было сложно получить товары первой необходимости.Примером этому может послужить сводка, поступившая 15 августа 1921 года. Гражданин Василий Мамонтов, проживающий в Ишиме на Улице Новой, украл стекло в совнархозе и решил отвезти его для обмена в Петропавловск [1].

 

  1. Высокий уровень безграмотности.

Низкий уровень грамотности можно проследить и в записях тех лет. Редко получается найти сводку или дело, написанное аккуратным, разборчивым почерком, еще реже встречаются записи без ошибок. Причём неграмотными были не то что крестьяне, а даже милиционеры и госслужащие. В делах часто встречаются сведения о том, что милиционеры подписывались под показаниями опрашиваемых, потому что многие не умели читать и писать. И многие люди этим пользовались.Имеется множество сведений о подделках росписей на казённое имущество ради выгоды.

  1. Проблема с алкоголем.

Алкоголь, а в частности самогон в России – это всегда актуальная тема. Ещё лет 15-20 назад в деревнях негласной установленной платой за какую-либо работу была бутылка самогона. В 20-е годы XXвека ситуация не сильно отличалась. Все просмотренные дела пестрят сводками о самогоне. Именно алкоголь толкал людей на многие преступления. Причём не только простые граждане нелегально торговали самогоном, но и органы правопорядка принимали участие в этом самогонном бизнесе. Так,в архиве хранится сводка о том, что милиционер Пономарёв вымогал у гражданки алкоголь ночью. Угрожая наганом и избиением, собирался провести обыск [2].

Также данную проблему можно проиллюстрировать сводкой, поступившей на имя начальника уголовного розыска. В доносе говорится, что 3 ноября 1922 года в селе Дубынском, Дубынской волости, председатель волисполкома Гридин Илья и милиционер Чистяков изъяли 14 бутылок самогона у гражданина Швецова Степана Андреевича и выпили их на квартире. После, дабы избежать попадания дела в суд, откупились от Швецова 1 пудом пшеницы [3].

  1. Политический бандитизм.

Из вышеприведённой сводки о проблемах с алкоголем того времени, вытекает новая проблема, являющаяся не менее острой – это злоупотребление полномочиями органов власти.Примером может послужить всё тот же милиционер Чистяков. Он с гражданином Таракановым Василием приехал к гражданину Мореву Афанасию, заявляя, что есть сведения, доказывающие, что в доме есть самогон, и требуя отдать его. Жена Морева отказала Чистякову, ссылаясь на то, что «самогон можно варить тем, кто уплатит продналог». После этих слов Чистяков её арестовал. И пока Морев не предложил им четыре бутылки самогона, они не договорились. Это яркий пример шантажа со стороны правоохранительных органов[4].

«Сводка

Довожу до вашего сведения, что Завнародобраза, фамилии не знаю, но приметы: нога левая деревянная, зделал зделку с Татарином, проживающим в собственном доме по улице Старо-Кладбищенской такого содержания: чтоб возить ему воду два раза в месяц и парить его в бане у Васильева с его семейством 4 раза в месяц. За что Татарин Васильев получил удостоверение служащего в народобразе. 27 сентября 1921 года»[5].Насколько легален был документ, который собирался выписать завнародобраза? Понимал ли Татарин Васильев возможные последствия наличия у него такого удостоверения? Зачем оно ему в принципе было нужно? Также использовать своё служебное положение?  На каком уровне была развит закон, если высокопоставленные чины выдавали удостоверения за такую работу, как подвоз воды.

Очень запоминающаяся история семьи Гороховых.«27 сентября 1921 года поступила сводка на группу лиц. В основном она касается Гороховых Степана и Михаила. Михаил, работая в продконторе, воровал государственную пшеницу по городу Ишиму. Среди покупателей был и замеченный ранее в сводке о продаже казённой шерсти гражданин Черноскутов[6].Также Михаил менял зерно на шампанское, которое Черноскутов доставал у Новосельцева, бывшего торговца вин.

Степан Горохов продавал пшеницу на базаре и обменивал крестьянам на скот, на вырученные деньги он купил себе дом.

Сводка

Со слов заключённого Степана Горохова: «Начальник Исправдома Эсоулов с некоторых заключённых брал взятки, за которые отпускал заключённых на вольные квартиры, а одного и вовсе домой».

Далее говорится о том, что ещё много грязи было выяснено. Касательно Горохова решают, что, если информация подтвердится, его отпустят на волю, что мы и видим в одном из документов.Так же в делах фигурирует и личность Михаила Горохова [7].Позднее в переписке о заключении под стражу была найдена записка о том, что Горохову изменили меру наказания с заключения под стражу на сверхурочные работы по 2 часа в день [8].

В разных делах встречались упоминания Гороховых. Они так же использовали своё служебное положение для того, чтобы перепродавать и обменивать различные товары. И если из сводок мы видим, что Степан Горохов был взят под стражу, то о дальнейшей судьбе Михаила ничего не было найдено. Из сводки в Ф. Р-18, оп. 1, ед.хр. 227, л. 4мы видим донесение Степана Горохова на начальника исправдома, который, используя своё служебное положение, незаконно отпускал заключённых за взятку.Позже мы видим, что Степана Горохова отпускают из-под стражи за ценные показания и разоблачение этого самого начальника исправдома. Насколько

 

это освобождение было законно, учитывая его прошлые преступления?  Сомневаюсь в том, что Горохов после этого прекратил свою преступную деятельность.

  1. Неразвитая система наказаний.

Так как же была развита система наказаний, если такого преступника, как Горохов отпустили из-под стражи только лишь за ценные показания? А сколько амнистированных заключённых вступали в последствии в бандитские шайки! Одних преступников отпускали за ценные показания, про суд над другими и вовсе забывали. Позже, при организации банд в Ишимском уезде все эти беглые и отпущенные преступники пополнят ряды бандитов.

«Сводка №83

Начальнику Уголовного розыска.

Доношу, что в селе Пеганово в мае месяце граждане того же села, Романов Гавриил и Пеганов Михаил закололи одну лошадь у гражданина Семибратова Сергея. Преступники были задержаны, признались во всём, но до суда были освобождены под подписку. Суд так и не состоялся, преступники подались в бега»[9].

Были и случаи самосуда. Так, в деревне Ревмино, Локтинской волости был несправедливо арестован красноармеец, который подвергся саморасправе:«Красноармеец был привязан к саням босой и без рукавиц и снаправлен в волость, и прознобил руки и ноги, которые не знаем где находятся». Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что зачинщиками восстания в Ишимском уезде, начавшемся в феврале 1921 года можно считать:

  • Амнистированных.

«Начальнику Уголовного Розыска.

Сводка №81

Доношу, что гражданин села Бердюжье Земеров Григорий Иванович в 1921 году и до настоящего времени имел связь с бандитами той же волости и села, как например Земеров Иван и ещё два человека, которые были амнистированы»[10].

  • Беглых преступников.
  • Крестьян, перешедших на сторону бандитов.

Например, в Ишиме жил красноармеец, вернувшийся с гражданской войны без ног. У него были старые родители, жена, маленький ребенок, двухэтажный дом, хозяйство. Сам он работал, как мог. Его семья взяла с улицы девочку беспризорницу, чтобы присматривать за ней, и она иногда сидела с ребенком. В итоге его обвинили в том, что он кулак и эксплуатирует детский труд. Подобное отношение и подвигало переходить на сторону бандитов.

Таким образом, мы видим примерную картину того, кто же в итоге составил основу бандитских шаек. Это в первую очередь беглые и амнистированные преступники и простые люди, разочаровавшиеся в честной жизни. Что же объединяло людей, что заставило всех их пойти на этот шаг? Ответ один – низкий уровень жизни, недостаток элементарных продовольственных товаров. Появлялся шанс лёгкой наживы, и всё больше людей,разочаровавшись в законном заработке, шли на это. Мало того, что продразвёрстка душила все слои населения, забирая все те крохи, которые им удавалось нажить честным трудом, так ещё и несправедливые обвинения сыпались на людей со всех сторон. Шёл процесс раскулачивания, а с появлением бандитских шаек, разоряющих хозяйства, люди окончательно разочаровывались в честном образе жизни и переходили на сторону бандитов, пополняя их ряды.

Один из ярких примеров бесчинства бандитских группировок – это шайка, организованная Громовым, которая состояла из пяти человек. Трое из них бежали из-под ареста (Суриков Иван, Карчаполов Семён, Суботин Максим), кем являлись двое других – не известно. Они действовали в районе Уктузской волости. Грабили, уводили лошадей неизвестно куда и так далее. Позже выяснилось, что Громов имел поддельные документы на другое имя. Ранее он уже обвинялся в краже и подвергся избиению крестьянами [11].

В феврале 1921 году началось бандитское восстание, которое распространилось на весь Ишимский уезд. Из Ф. Р-18, оп. 14, ед.хр. 5, известно, что в 1921 году по всему Ишимскому уезду активно бесчинствовала банда. Они грабили и убивали, совершали набеги на крестьян, держали в страхе местных жителей. И побуждали к активным действиям органы правопорядка. Милиционеров рассылали в волости для восстановления порядка. Но не всегда милиция могла эффективно противостоять преступникам [12].

Поступали сведения от простых жителей о местоположении преступников, так: «9 апреля 1921 года на имя начальника уголовного розыска поступило сообщение от жительницы Ишима о ранее не известной банде, численность которой не установлена»[13].

Обстановку в некоторых частях уезда можно проследить из следующих документов:«29 августа 1921 года волмилицинер Усатов из БольшогоСорокина сообщил, что банды под командованием Ефимова заезжали в село БольшоеСорокино из Тиюновской дачи, занявшись там грабежом. Позже направились в Прокутино, где убили двух человек. Оттуда поехали на Жалнину и Стрельцовку, где убили трёх человек. Сейчас находятся за деревней Крутихой и небольшими группами ездят по покосам кругом. Служить невозможно, милицию похваляются всю переловить».

В Викуловской же волости в это время по свидетельству волмилиционера Соборова обстановка была спокойной. Куртанский волостной старший милиционер Мулёвин донес, что 4 сентября 1921 года в село Малаховское приехали красноармейцы 29-го полка и произвели незаконную конфискацию имущества у Чернова Андрея и его сыновей Семёна и Петра. Это говорит о том, что бесчинствовали не только организованные преступные банды, но и военные силы.

2 сентября 1921 года в Голышманово была стычка с бандитами. Бандитов, обосновавшихся в лесу около церкви, было 40-80 человек. С потерями с обеих сторон церковь была отбита [14]. Происходило обесценивание моральных устоев, если преступники уже были готовы на разграбление церкви. Это свидетельствует о том, что у них не осталось ничего святого и они ничего не боялись.

Встречались и случаи перехода милиционеров на сторону бандитов: «Шереметьев был послан с поручением с документами за получением оружия с ведомостями и др. документами, документами на получение расшифровки. До сих пор не вернулся. Просим задержать, если вернётся и доставить к месту службы, как собатира»[15].

Шла агитация людей за радикальные действия в отношении исполкома, вплоть до убийства. Так, в собрании у гражданина Парфёнова Наума Андреевича принимало участие большое количество вооружённых винтовками мужчин, агитирующих присоединить других к их собранию. Павел Григорьевич Антонов призывал арестовать весь исполком, председателя и членов, а кроме того убить Иванова Дмитрия и председателя Сазонова Ефима, разоружить милицию [16].

Подобные действия, совершаемые бандитами, могли привести не только к обычным кражам или грабежам, но и хуже того, к убийствам, ни в чём неповинных, честных людей.Из доноса от 1921 года на имя начальника Уголовного Розыска: «В 18 часов в Ишиме был налёт бандитов, численность до 60 человек. Целью которых явился грабёж. В итоге было убито 3 человека, 2 лошади»[17].

Почувствовав свою силу, бандиты всё чаще совершали подобные набеги, сопровождающиеся убийствами людей, лошадей и грабежом.Из расшифрованной телеграммы, поступившей в милицию, можно узнать, что в деревнях бандиты забирали хлеб и разного рода имущество [18].Бандиты разъезжали по всему уезду, оставляя после своих набегов трупы и разграбленные дворы. Некоторые крестьяне или кулаки уходили с ними. Другие же крестьяне, не выдерживая таких разорительных набегов, понимая, что органы правопорядка не в силах самостоятельно расправиться с бандитами, начали самостоятельно бороться с преступностью.

Это подтверждается тем, что в Ф. Р-18, оп. 5, ед.хр. 12, л. 2 хранится сводка, поступившая от осведомителя «Индрюк», в которой говорится о том, что крестьяне в некоторых случаях принимают горячее участие в избиении воров. Также крестьяне просят коммунаров делать облавы на полях в организованном порядке, совместно с охотниками, и просить разрешения у власти о приведении в исполнение всего вышеперечисленного [19].

Много сведений о бандитских шайках поступало от осведомителей под кодовыми кличками «Индрюк», «Луч», «Орёл», «Борец-Угроза», «Громобой», «Басов» и «Гроз-мститель».9 августа 1924 года вышло «Постановление народного следователя Ишимского округа Пенкина о начале следствия по делу №48 о Кулацко-бандитском восстании в 1921 году в Ишимском уезде». Под следствие изначально попало 55 человек. Немало бандитов приходило добровольно в милицию и сдавалось. Просмотрев списки пойманных и добровольно явившихся бандитов, было выяснено, что в основном в бандах состояли мужчины среднего возраста. Но, в то же время, встречались и молодые 19-летние люди и 80-летние старики.

Во время восстания 1921 года активные участники группировок жёстко наказывались. Некоторые подвергались расстрелу, устраивались показательные процессы над теми, кто злоупотреблял своим положением. Притом, мы снова видим несправедливую систему наказаний. Одних участников восстания расстреливали, других же амнистировали, и не понятно, по каким критериям это решалось. Так, крупные преступники попадали под амнистию, а люди с менее значительными преступлениями за плечами чувствовали на себе всю строгость закона.Со временем крупные бандитские шайки удалось ликвидировать, но из-за постоянных амнистий и высокой социальной напряжённости всё так же фигурировали преступления с продажей казённого имущества, «самогонные дела», убийства на бытовой почве, кражи.

Со временем эта проблема так до конца и не исчезла. Она продолжила проявляться, но уже в другом виде. Голод и безработица были во всё время, но в разные годы их степень была неодинаковой, в зависимости от уровня социальной напряжённости. В статье мы рассматриваем 20-е годы XX века, тогда в 1921 году в Ишиме возрос уровень преступности, стали появляться бандитские шайки. Схожая ситуация повторилась в 90-х годах XXвека, но уже в более масштабном формате. Что было общего в этом? Причины. И в 1920-е и в 1990-е людей на преступления толкал голод, безработица и безразличие полиции ко всему.

Это было два урока из прошлого для нас. Один на уровнеуезда, другой же распространился на всю страну. И что же мы видим сейчас? Уровень социальной напряжённости вновь постепенно возрастает. Цены на продукты возрастают, устроиться на работу тоже весьма проблематично, органы правопорядка активно принимают взятки. Так что стоит ли нам удивляться, если через несколько лет в нашей стране вновь возникнет бунт.

При написании статьи, мы пытались прийти к объективному мнению, доказать, что бандитизм - это плохо, но если разобраться в ситуации, посмотреть на это с другой стороны, то можно увидеть, что социально-политическая ситуация вынуждала людей идти на преступления. Бесспорно, среди них были и закоренелые преступники, для которых убийство или кража – это совершенно нормально,и таких людей мы ни в коем случае не оправдываем. Но кроме них были и простые честные люди, попавшие под пресс власти и преступности.

Бандитское восстание можно сравнить с гранатой.  Взрывчатые вещества, наполняющие сосуд - это алкоголь, всеобщая безграмотность, низкий социально-экономический и политический уровень, халатность органов правопорядка, превышение служебных полномочий. Чтобы граната, наполненная всем этим, взорвалась – нужно выдернуть чеку. А чека, в этой ситуации – это амнистированные и беглые преступники, которые и положили начало формированию организованных преступных группировок. Бандитское восстание 1921 года в Ишимском уезде является взрывом этой самой гранаты. Так давайте же, пользуясь опытом прошлого, не будем изготавливать своими руками оружие, которое нас самих и убивает. Как гласит Русская мудрость, кто не использует опыт предков, тот обречён повторять их ошибки.

Примечания:

1. Ф. Р-18.Оп. 1. Ед.хр. 149. Л. 7.
2.  Р-18. Оп. 5. Ед.хр. 11.Л. 6.
3. Ф. Р-18. Оп. 5. Ед.хр. 10. Л. 3.
4. Ф. Р-18. Оп. 5.Ед.хр. 10.Л. 4.
5. Ф. Р-18, оп. 5, Ед.хр. 10. Л. 4.
6. Там же. Л. 15.
7. Ф. Р-18. Оп. 1.Ед.хр. 227.Л. 4.
8. Ф. Р-18. Оп. 1. Ед.хр. 92. Л. 12.
9. Ф. Р-18. Оп. 5. Ед.хр. 11. Л. 1.
10.Ф. Р-18. Оп. 5. Ед.хр. 13. Л. 5.
11.Ф. Р-18.Оп. 5. Ед.хр. 12. Л. 2-4.
12.Ф. Р-18. Оп. 14. Ед.хр. 5. Л. 10.
13.Ф. Р-18. Оп. 4. Ед.хр. 5. Л. 21.
14.Ф. Р-18. Оп. 4. Ед.хр. 5. Л. 25.
15.Ф. Р-18. Оп. 4. Ед.хр. 5. Л. 27.
16.Ф. Р-82.Оп. 1. Ед.хр. 9. Л. 15.
17.Ф. Р-18. Оп. 4. Ед.хр. 5. Л. 13.
18.Ф. Р-18. Оп. 4. Ед.хр. 5. Л. 22.
19.Ф. Р-18. Оп.5. Ед.хр. 12. Л.2.

 

Краеведческая конференция «Наше наследие-2016»:материалы докладов и сообщений//под ред. Р. Г. Назаровой, Л. Н. Басова, Т. С. Воеводиной, А. А. Севостьянова.-Ишим, 2016.-СС. 97 - 101.

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»