Мошкина Ю.С.,
студентка
ПИ им. П.П. Ершова
(филиал ТюмГУ)

Коллективизация сельского хозяйства СССР - это объединение мелких единоличных крестьянских хозяйств в крупные коллективные путём производственного кооперирования. В январе 1930 года было принято постановление ЦК ВКП(б), провозгласившее плошную коллективизацию и ликвидацию кулачества как класса. Основным средством принуждения крестьян к объединению в колхозы стала угроза раскулачивания.

Раскулачиваниеобосновывалось необходимостью ликвидации последнего буржуазного класса в СССР. Однако так называемое кулачество являлось не сельской буржуазией, а неотъемлемой частью крестьянства, состоятельность которой во многом детерминировалась раз­мерами семьи. Кроме того, к концу 1929 года усиленное на­логообложение зажиточной части деревни и заготовительная политика государства привели к тому, что абсолютное большинство дворов, ранее отнесённых к кулацким, либо самостоятельно сократило свои размеры (самораскулачилось), либо разорилось, либо было репрессировано. В итоге к началу 1930 года так называемое кулачество как социально-имущественная группа деревни своё существование фактически прекратило. Рассчитывали власти и на кулацкое имущество как средство укрепления материальной базы создаваемых колхозов.

Актуальность темы заключается в том, что исследователиещё не до конца объективно освятили историю коллективизации, выявили и изучили реальные итоги и последствия этой политики для сельского хозяйства и крестьянства. Аграрный вопрос в России всегда стоял на первых местах, неоднократные попытки решить его сверху чаще всего имели насильственный характер, представляя собой периодические эксперименты над крестьянством. Поэтому и в наше время не стоит забывать о тех трагических страницах истории, ведь все эти события задели каждую семью нашей многомиллионной страны.

В ходе насильственной коллективизации сельского хозяйства, которая была проведена в СССР в период с 1928по 1932 годы, одним из направлений государственной политики стало подавление антисоветских выступлений крестьян и ликвидация кулачества как класса, иными словами - раскулачивание. Оно предполагало насильственное и бессудное лишение зажиточных крестьян всех средств производства, земли и гражданских прав, и последующее выселение их в отдалённые районы страны. Для начала нужно разобраться, кто такой кулак? Что такое раскулачивание?

Известные политики XX века по-разному давали трактовку слову «кулак». М.И. Калинин считал,что кулаком является не владелец вообще имущества, а использующий кулачески это имущество, ростовщически эксплуатирующий местное население, отдающий в рост капитал, использующий средства под ростовщические проценты. По мнению Л.Б.Каменева, кулак - это крестьянин, имеющий хозяйство свыше 10 десятин посева. В.М.Молотов же относил кулаков к крестьянам, арендующим землю и нанимающим сроковых рабочих. А.И.Рыков к кулацким относил хорошо обеспеченные хозяйства, применяющие наёмный труд, и владельцев сельских промышленных заведений.По моему мнению, М.И. Калинин, дал более развернуто характеристику слову «кулак».

Раскулачивание –это политическая репрессия, применявшаяся в административном порядке местными органами исполнительной власти по политическим и социальным признакам на основании постановления ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 года «О мерах по ликвидации кулачества как класса». Попасть в списки кулаков мог любой крестьянин. Масштабы сопротивления коллективизации были настолько велики, что захватили далеко не только кулаков, но и многих середняков, противившихся коллективизации.

Анализ документов государственного архива в г.Ишиме позволяет сделать вывод, что выселение кулаков производили по трём категориям: к первой категории относили наиболее активных «контрреволюционных элементов», их участь определяли органы ОГПУ;ко второй линии -  организованнуюверхушечную часть деревни вместе с семьями, которую выселяли в северную часть Урала (за пределы округа);третья категория расселялась на худшие земли за пределы районов сплошной коллективизации.

Первую категорию кулаков высылали с семьями на Урал и в Казахстан, но были и те, кого обвиняли в причастности к убийству представителей власти - их расстреливали, но семьи не трогали. Во второй категории были наиболее богатые кулаки и «полупомещики», которые прямого сопротивления советской власти не оказывали — высылке подвергались сами кулаки без семьи.К третьей категории относились кулаки, высылаемые с семьями, но в пределах своего уезда. То есть высылали из самой деревни в соседнюю, чтобы разорвать связь кулака с подкулачниками[1].

Уникальнейшим документом в архиве г.Ишима является «Инструкция по проведению работы, связанной с выселением кулачества».Все мероприятия партии и правительства по ликвидации  кулака как класса делились на три пункта: в первом говорилось о линии снятия наиболее активных контрреволюционных элементов через органы ОГПУ; во втором же сказано о том, что по линии массового, организованного выселения верхушечной части деревни выселялись вместе с семьями в северную часть Урала(за пределы округа); в третьем  отмечается, что внутри окружного расселения кулачество отправляется на худшие земли за пределы районов сплошной коллективизации [2]. Так же встречаются документы, в которых указано о снабжении необходимыми предметами и продовольствием выселяемых.

Так, у каждой выселяемой семьи в обязательном порядке должны оставаться лесопильные, рыболовные орудия производства (топоры, пилы, лопаты, сети); далее следует, что каждая выселяемая семья должна иметь продовольствия на три месяца по нормам из расчёта муки на взрослого члена семьи: 1 пуд на месяц и на малолетнего 30 фунтов на месяц.Кроме того, на малолетних (до 12 лет) должен быть выдан сахар из расчёта 50 грамм;далее в документе следует, что на пунктах формирования эшелонов и пунктах остановок должно выдаваться детям до 10 лет возраста молока на 0,5 бутылки на одного человека за наличный расчёт, в этих же пунктах должен быть кипяток; так же каждый должен быть обеспечен тёплой одеждой как-то: валенки, тулупы; денежные средства, изъятые при конфискации у данной семьи, должны быть выданы не более 500 рублей, из таковых 50 рублей выдаются  на руки  для всяких дорожных расходов, а остальное вручается по прибытию к месту ссылки;подлежат изъятию все документы  и драгоценности. Указано, что ни одна семья, выселяемая из округа, не будет принята комендантом сборного пункта, если таковая не будет обеспечена всем необходимым, о чём указано выше [3].

Выселяемые должны отправляться на своих лошадях, причём те, у которых лошади были отобраны,возвращались по одной на семью [4].Так же стоит отметить тот факт, что все выселяемые кулаки были оповещены по следующим пунктам: во-первых, РИК, получив наряд для отправки выселяемых от окрисполкома, должен поставить в известность председателя сельсовета; во-вторых, председатель сельсовета, получив сообщение из РИК, предлагал всем намеченным на выселение в 24 часа собраться, главным образом, предупредить их о том, чтобы они приготовили хлеб на дорогу из расчёта на 2 недели; в-третьих, с момента объявления председатели советов должны были послатьсельисполнителей через каждые 2-3 часа проверять,производит ли сбор та или иная семья[5]. При погрузке выселяемых следили за тем, чтобы отправляющимися были взяты все необходимые предметы, была тёплая одежда, продовольствие, не одна семья,которая не будет снабжена всем необходимым, должна быть допущена к выселению.

Все эти правила не были пустым звуком, их строго соблюдали:«…кроме того, имеется тенденция у РИКов о том, что вытолкнем кулака с района и наше дело окончено, где взять тёплой одежды и тому подобное, не наше дело, должны быть отвергнуты, так как ни одна семья не будет принята без выполнения тех условий и требований…»[6].

Статус кулаческого хозяйства присваивался тем, чей средний доход составлял 500-600 рублей. Такие хозяйства имели от 2 до 5 коров, столько же и лошадей, до 10 голов мелкого скота. Занимались торговлей семечками, мясом, молочными продуктами, сдавали землю, лошадей и рабочие инструменты в аренду под проценты. Раскулачивали в основном за скрытие продовольствия и неуплату налогов. Например, житель Викуловского района Ф.И. Загородныхспекулировал на хлебе, скупал за бесценок имущество голодающих [7]. Так же признавали кулаками людей, у которых были батраки, примером может послужить житель Викуловского района Т.Г. Квашнин, который «эксплуатировал рабочих в течение нескольких лет, в год на него работало 130 человек»[8]. За агитацию против Советской власти были раскулачены: Подкорытов А.Е.(Викуловский район), Кольцов (Жиляковский район), Н.А. Никитин (Бердюжский район) и многие другие. Мироедами так же называли людей, у которых были свои заводы, мельницы. Раскулачивали и людей, связанных с церковью.

Личные дела раскулаченных содержат характеристики хозяйств, карточки экономического обследования хозяйств и динамики их развития. Эти материалы позволяют с большой долей объективности судить об экономическом состоянии крестьянских хозяйств накануне и в период раскулачивания, без чего невозможно определить критерии отнесениякрестьян к разряду кулаков. Примером может послужить личное деложителя Ишимского района на Н.И Маслакова:«Имеет посева 4,17дес., лошадей-3, коров-1, м/скота - 9, дом пятистенный-1, амбаров – 3.

До революции: посева-25, лошадей - 15, коров - 25, м/скота-40; дом пятистенный -1, амбаров- 5, сенокосилка- 1, молотилка- 1, заводни- 2, веялка - 1, сеялка -1, ветряная мельница -1, кузница- 1, хозяйство начал сокращать в 1921году. До революции было 2 постоянных батрака, сезонных до 10 человек, лишён прав не был, был арестован осенью 1930 года по обвинению по статье 58-8 УК и содержится в Тюменском Оперисполкоме. Родственников в Красной Армии никого нет. Выступал против проводимых в деревне кампаний. Налоги и сборы платил только под нажимом. Арестован за избиение колхозника, брат расстрелян за активное участие в бандвосстании 1921года. Твёрдообложенный хлебозаготовками на 24 ц., но план не выполнен»[9].

 Так же, дело на Е.А.Жучкова, жителя с. Синицына: «До вступления в сельхозартель в 1931 году имел: посева-4,03; лошадей-2, коров-1, м/скота-5, дом пятистенный под железом; амбар-2; самосброска, сепаратор.

До революции имел посева - 20, лошадей - 10, коров- 30, с/скота-100, дом пятистенный-1,амбаров-6, самосброска; сепаратор.

После смерти отца в начале революции имущество начал сокращать и довёл до положения 1931 года. До революции имел постоянных батраков-3 человека, и до 1929 года одного постоянного батрака и сезонных 3 человека все года. До революции занимался скупкой и перепродажей пшеницы и продавал его в голодные годы. Избирательных прав не лишён. Не судим, служил сам в РККА до 1922 года (прод.отряд). Состоял в сельхоз артели, встречаясь в Ишиме с мещанами, отказывается от членства в колхозе. Служил у Колчака, после чего служил у красных»[10].

    В период коллективизации многие были лишены избирательных прав, нужно разобрать этот вопросподробней.В первую очередь избирательных прав были лишены лица,прибегающие к наёмному труду с целью извлечения прибыли; далее лица, живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества); частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;  монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома; лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишёнными; также лишались избирательных прав лица, состоящие под опекой; лица, осуждённые за корыстные и порочащие преступления.

Под лишением избирательных прав понималось, во-первых, лишение на срок не более 5 лет активного и пассивного избирательного права; во-вторых, лишение активного и пассивного избирательного права в профессиональные и другие общественные организации; в-третьих, лишение права занимать ответственные должности, быть заседателем или защитником в суде, поручителем и опекуном. Примером может послужить следующее: «…лишён избирательных прав как служитель религиозного (псаломщик) культа…»[11]. Это является подтверждением тому, что прав лишали монахов и служителей церквей и религиозных культов. Житель с.Плешково Н.Д. Антошкин был «…лишён права голоса в 1931году за батрака…»[12]. Как мы видим, эта выписка является подтверждением того, что избирательного права лишали из-за использования наёмного труда, того, за что лишали прав в первую очередь.

Так, на 1930-1931 год лишённых избирательных прав всего на территории Ишимскогоокруга было 5502 человека, из них: г.Ишим-864,Абатский район-207, Аромашевский- 580, Армизоновский-227, Бердюжский-176, Викуловский-473, Голышмановский- 294, Ильинский-346,Ламинский-155, Жиляковский- 402, Ларихинский -415, Петуховский-705, Сладковский - 25,Сорокинский-481, Частоозёрский-203.Следующим пунктом, который нужно разобрать это положение церкви и церковных людей во время коллективизации.

Большое внимание уделялось «церковникам и сектантам»:«Призыв рассматривать наиболее прилежных церковных прихожан и членов церковных общин как кулаков и подкулачников самым непосредственным образом соединял коллективизацию с гонением на Православную Церковь. В целом число репрессированных в эти годы заметно больше, чем в период кампании по изъятию церковных ценностей, но смертных приговоров в это время выносится меньше...»[1]. В период коллективизации масштабы церковных репрессий возросли, а меры, направленные против религии, приобрели новые очертания:«В целом ряде районов Уральской области,в которых за последнее время быстрым темпом осуществляется коллективизация крестьянского хозяйства, происходит массовое закрытие молитвенных зданий. Церкви и часовни ликвидируются распоряжением сельских советов без соблюдения установленных по данному вопросу данных…»[13].

В первой половине 1920-х годов большевистская власть продолжала политику по уничтожению Церкви. Закрытые церкви превращались в хозяйственные и складские помещения, в музеи и клубы. Сжигались иконы и богослужебные книги. Осуществлялись массовые аресты церковников. Раскулачиванию была подвергнута основная масса духовенства.Так, например, раскулачили С.Н.Литицких, псаломщика Боровской церкви, и агитирующего против советской власти [14]; жителя с. Плешково - Т.Н. Белова «как старообрядческого духовного лица»[15]. В результате коллективизации деревня лишилась почти всех храмов. Люди покидали свои дома принудительно, из-за высылки, и так же добровольно, убегая в города. Уход религиозных активистов из деревни способствовал частичному отходу от веры молодого поколения.

Итоги коллективизации таковы: это устранение зажиточного крестьянства, с разделом его имущества; обобщение огромной доли обрабатываемых земель; укрепление политико-административного контроля над самым многочисленным классом- крестьянством; разорение многих районов; голод 1932-1933 годов; застой производительности труда и длительный упадок животноводства.

В заключение можно сказать о том, чтоколлективизация нанесла ощутимый удар по сельскому хозяйству. От массового раскулачивания и вступления в колхозы выиграли только самые неимущие слои крестьян.

 

Примечания:

1.Ф.3. Оп.5.  Д. 105.
2. Ф.3. Оп.5. Д. 101.
3.Ф.5.Оп.5.Д105.
4. Ф.3. Оп.5. Д. 101.
5. Ф.3.Оп.5.Д.101.
6. Ф.3.Оп.5.Д.101.
7. Ф.3.Оп.5.Д.81.Л.58.
8.Ф.3. Оп.5.Д81.Л.85.
9. Ф.3.Оп.4.Д.3423.Л.4.
10. Ф.3.Оп.4.Д.3423.Л.80.
11. Ф.3.Оп.4.Д.3423.Л.14.
12. Ф.3.Оп.4.Д.3423.Л.2.
13. Ф.3. Оп. 5. Д. 106. Л.33.
14.Ф3. Оп. 4. Д.3384. Л.32.
15 Ф.3.Оп.4.Д.3381.Л.12.

 

 

Литература:

  1. Гущин Н.Я.Раскулачивание в Сибири (1928—1934 гг.): методы, этапы, экономические и демографические последствия//статья
  2. ДоброноженкоГ.Ф. Кто такой кулак: трактовка понятия «кулак» во второй половине XIX — 20-х гг. XX вв. // статья
  3. Прудникова Е. Кулачество как класс //статья
  4. О. А. Щелкачёв, о. А.Мазырин,Филиппов Б.А. Церковно-государственные отношения в период коллективизации//статья

Краеведческая конференция «Наше наследие-2016»:материалы докладов и сообщений//под ред. Р. Г. Назаровой, Л. Н. Басова, Т. С. Воеводиной, А. А. Севостьянова.-Ишим, 2016.-СС. 93 - 97

 

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   

Календарь событий

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»