Матова М. А.,
студентка
ИПИ им. П.П. Ершова
(филиал ТюмГУ)
«В период коллективизации искореняли сотни самых трудолюбивых, распорядливых, смышлёных крестьян, тех, кто несли в себе устойчивость русской нации», - так рассуждал русский писатель, драматург, общественный и политический деятель А.И. Солженицын. И действительно, коллективизация повлекла за собой огромные людские потери (около 7 – 8 миллионов человек) вследствие голода, раскулачивания и процесса переселения в отдалённые районы.
Почему же так актуальна эта тема и в настоящее время? Почему она порождает вокруг себя множество горячих споров и дискуссий? Во–первых, актуальность этой темы состоит в том, что в наше время, когда страна после распада великого и могучего СССР взяла курс на самоопределение, важным является поиск ошибок, допущенных страной в годы сплошной коллективизации. Данная тема важна и тем, что и ныне сельское хозяйство России зашло в тупик и находится в большом упадке. Именно сейчас нужно отслеживать развитие сельского хозяйства так, чтобы не повторить ошибок прошлых лет и советской системы хозяйствования.
Следует помнить и о жертвах, которые повлекла за собой сплошная коллективизация. Эта тема вдвойне интересна для меня тем, потому что в процессе коллективизации пострадал один из моих предков – прапрадед Иванищев Иван Николаевич. Родился он в 1885 году, проживал в деревне Гляден, ныне Сладковский район, был раскулачен за то, что в его хозяйстве была одна жнейка, три коровы и две лошади, и совсем недавно отстроенный домишко, в которым он проживал он вместе с семьёй.
В феврале 1938 года прапрадед был арестован и расстрелян в г.Омске 26 марта 1938 года. История моего прапрадеда заставила меня вплотную заняться изучением такого явления, как коллективизация, на территории Ишимского округа. Важно помнить эту трагическую страницу истории нашей страны и всех тех, кто пострадал от этого страшного и порой жесточайшего процесса
Курс на коллективизацию сельского хозяйства был провозглашён на XV съезде ВКП(б) в декабре 1927 года. Удачная практика коллективного хозяйствования показала, что колхозы имеют большие возможности для преодоления кризисов (природных, войн). По замыслу Сталина именно крупные промышленные зерновые хозяйства – совхозы, создававшиеся на государственных землях, – могли бы «разрешить хлебные затруднения» и избежать трудностей с обеспечением страны зерном. Ряд советских руководителей, такие как И.Н.Бухарин, А.И.Рыков, М.П. Томский, предлагали снизить темпы индустриализации и отказаться от колхозного строительства, наступления на кулачество, вернуться к свободной продаже хлеба. Это предложениие было отвергнуто Сталиным, и была продолжена практика нажима, в рамках которой происходила «ликвидация кулачества как класса».По всей стране началась развернутая программа по осуществлению раскулачивания и массовых депортаций
На места было послано большое количество циркуляров, приказов, постановлений, регламентирующих данный процесс. Одним из таких документов, сохранившемся в Ишимском государственном архиве, является «Инструкция по проведению работы, связанной с выселением кулачества» [1].Документ интересен тем, что позволяет нам, обычным студентам и исследователям сравнить процесс раскулачивания, изложенный на бумаге с тем, как это происходило в реальной жизни. Ведь многие из нас знают об этом из рассказов своих предков. Согласно ему, раскулачивание проходило по 3 линиям: «Во–первых, по линии снятия наиболее активных контрреволюционных элементов через органы ОГПУ. Во–вторых, по линии массового, организованного выселения верхушечной части деревни вместе с семьями в северную часть Урала, за пределы округа. И в–третьих, по линии внутри окружного расселения кулаков на худшие земли за пределы районов сплошной коллективизации».
Подводя итог вышесказанному, можно сделать краткий вывод о том, что кулаки делились на трикатегории:первая категория – это контрреволюционный актив; вторая категория - бывшие помещики и полупомещики, местные кулацкие авторитеты, церковники и сектанты; третья категория – крестьяне, лояльные к советской власти. Вызывают неподдельный интерес в этом уникальном документе пункт о снабжении необходимыми предметами и продовольствием выселенных. Он гласит следующее: у каждой семьи в обязательном порядке должны быть лесопильные, рыболовные орудия производства; продовольствия на три месяца; на пунктах формирования эшелонов и остановках детям должно выдаваться молоко и всем желающим кипяток. Выселенные должны быть обеспечены тёплой одеждой (тулупами, валенками), денежными средствами (на руки выдавалось не более 500 руб.). Изъятию подлежали все драгоценности (золото, серебро, платина, облигации Госзаймов, страховые полюса). Изымались все личные документы: удостоверение личности, различные справки, страховые извещения. Последний подпункт ярко врезается в память и проходит красной линией по всему документу. Звучит он следующим образом: «…Не одна семья, выселяемая из округа не будет принята комендантом сборного пункта, если таковые не будут обеспечены всем необходимым, о чем указано выше…»
(Ф.3.Оп.5.Д.101, орфография и пунктуация сохранены).
Так ли это было на самом деле? Была ли выдача всего необходимого? Этот подпункт вызывает во мне глубокие противоречивые чувства, ведь читая воспоминания раскулаченных, путь их не кажется радужным, многие голодали и гибли.
Любое нововведение со стороны власти практически всегда имеет как сторонников, так и противников. Не исключением стал и процесс коллективизации: большое количество недовольных крестьян вступало в открытое противостояние с властью. Этими противостояниями пестрят сводки ОГПУ по Ишимскому округу. Так, например, в фонде №3, описи №5, деле 101, листе 53 имеется «Информационная сводка №2 о выдающихся преступлениях по Ишимскому округу с 26 ноября по 26 декабря 1929 года», в ней можно обнаружить следующее: так, в Ламенском районе в ночь на 28 ноября группа кулаков в количестве 17 человек предполагала совершить налет на членов комиссии по содействию хлебозаготовкам[2]. Коммуна была предупреждена и приготовилась к отпору. Факты агитации против коммуны и предполагаемое нападение членов подтвердились, часть покушавшихся в количестве семи человек задержаны и заключены под стражу. А в Ильинском районе в деревни Викариной на мельнице с нефтяным двигателем кулак Дацкевич подозревался в поломке мельницы, впоследствии чего был уволен. Ходил по селу, агитировал и говорил следующее: «Беднота и коммунисты умеют только разрушать старое, а не строить новое. Научились только говорить и размахивать руками».
Нельзя обойти стороной тот факт, что процесс раскулачивания сопровождался невероятной жестокостью и произволом со стороны местных властей. Наглядно это отражают следующие случаи: в Бердюжском районе, председатель Истоминской коммуны Елисеев Никифор Прокопьевич, завхоз коммуны Горбунов Пётр Егорович, секретарь ячейки ВЛКСМ Андреев Семён Захарович, и активисты Шапуров Иосиф и Нечаев Григорий производят конфискацию имущества у кулаков без составления актов и лучшие вещи берут себе, продают часть их и пропивают вместе[3].
Интересный, но в то же время вопиющий случай произошёл в Ларихинском районе. Раскулачиваемая Никоненкова Дарья не пожелала снять с себя валенки по просьбе комиссии, проводившей раскулачивание. Девушка направилась в бега, но погоня в составе четырёх человек настигла ее и велела снять валенки [4].
Больше всего негативных эмоций вызвала во мне ситуация в Абатском районе. Сын кулака Межевых Василий, отец которого подлежал выселению по II категории. Комиссия вместе с арестованными поехали в поле на расстоянии 25 вёрст от села на пашню Межевых, якобы искать там спрятанное мясо. Не найдя ничего, эта компания начала допрашивать Межевых о местонахождения мяса и вообще вещей, а так как таковой не сознался, его раздели донага и водили по снегу, требуя под угрозой смерти открыть спрятанное [5].
Подводя итог, всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что все представленные ситуации –есть пример произвола власти на месте. Именно они указывают нам то, что у руля власти стояли совсем не те люди, а только те, кто жаждал наживы и не жалел ни в чём не повинных людей.Зачастую в процессе раскулачивания происходили ошибки, которые стоили человеку жизни. Затруднения происходили в связи с тем, к какой категории стоит отнести того или иного крестьянина. Это можно проследить из послания Центральным исполнительным комитетам и автономным республикам, краевым и областным исполнительным комитетам. В нём говорится следующее:«…По имеющимся в распоряжении Президиума ВЦИК, наблюдаются случаи направленного её применения: конфискация имущества кулаков проводится вне связи с процессом сплошной коллективизации: иногда производятся выселения и конфискация имущества у семей красноармейцев и командного состава РККА, имеются случаи применения выселения и конфискации в отношении середняцких хозяйств…»
(Ф.3.Оп.5.Д.106.Л.72, орфография и пунктуация сохранены)
Ярким подтверждением этого является случай, произошедший в Ларихинском районе. Так, под раскулачивание попал демобилизованный пограничник, имевший только один дом, а из ценного имущества только старое шёлковое платье матери, которое в свою очередь было изъято[6]. Отсюда можно сделать вывод о том, что чётких критериев, по которым стоило отнести крестьян к первой категории, других - к третьей и второй, не было. Руководство это осознавало и предприняло следующие меры, которые отражены в одном из посланий Председателя Исполнительного комитета Уральской области:«…Ввиду встречающихся на местах затруднений при разрешении вопросов, связанных с возвращением имуществ бедняком и середняка,м ошибочно отнесённым к кулакам - Совет Народных Комиссаров РСФСР предлагает руководствоваться следующим: исправление допущенных ошибок должно идти прежде всего по линии возвращения от лиц и учреждений, куда оно пришло, если указанное имущество было куплено с публичных торгов или передано возмездно. Покупщики и приобретатели, возвращая имущество, должны получить лишь ту сумму, которую они сами заплатят. Расторжения таких сделок следует проводить не в судебном порядке, а через административные органы. Настоящие указания относятся к случаям отобрания имущества в порядке непосредственного раскулачивания…»
(Ф.3.Оп.5.Д.106.Л.119,орфография и пунктуация сохранены)
Работая в архиве, я часто сталкивалась с заявлениями и жалобами крестьян по поводу ошибочного отнесения их к категории кулаков. И действительно, люди не понимали, за что их высылают и в чём их провинность. Исследуя фонд №3, опись № 4, дело №3420, лист 47, я наткнулась на жалобу некоего Солдатова Е.А., который считал, что его несправедливо отнесли к кулакам, и просил не раскулачивать его. Данное ходатайство было отклонено в связи с тем, что, по мнению власти, Солдатов – это ярый антисоветский тип, который по всем признакам относился к категории «кулак». Это и посевы в 20 десятин, лошадей 15 голов, коров 20 голов, мелкого скота – 40, молотилка, сенокосилка. Постоянно нанимал батраков. Вёл антисоветскую агитацию. Вот так вот, одним росчерком пера перечёркнута одна человеческая жизнь.
Хочется отметить и тот факт, что кулаков не только выселяли за пределы округа, но и лишали избирательных прав. Исследуя описи, я заметила, что в фондах хранится большое количество дел, содержащих списки лишённых избирательных прав. Почему же и этого лишали простого крестьянина? По моему мнению, советская власть боялась усиления «буржуазной» верхушки даже в деревне. Дабы отстранить её от политики, лишали избирательных прав.
Так, на 1930 – 1931 годычисло лишённых избирательных прав на территории Ишимского округа составляло 5502 человека. Из них самоебольшое число в следующих районах: Петуховском – 705, Аромашевском – 580,Викуловском – 473, Жиляковском – 402 и в г.Ишиме – 884.Нужно отметить, что ввэтом числе были не только раскулаченные, но и представители духовенства, священнослужители [7].
В Ишимском округе было подано около 350 жалоб от граждан, лишённых избирательных прав. Из них большинству было отказано в восстановлении избирательных прав без всяких на это причин. Дела и жалобы рассматривались заседанием Президиума Омского областного исполнительного комитета РК и КВ, районным прокурором. Бывали и случаи, когда жалоба направлялась на рассмотрение в г.Москву секретарю и председателю ВЦИК.Одной из таких жалоб оказалось ходатайство Багурина Ивана из Песьяновского Сельсовета [8].Следует отметить и то, что не все члены могли быть восстановлены в своих избирательных правах: так, например, глава семьи Гультяев Александр из села Мизоново был восстановлен в своих правах, в то время как его супруга ГультяеваТатьяна - нет.
И в завершение хотелось бы отметить и рассказать читателю моей статьи о том жизненном укладе, который царил в новых местах проживания кулаков и отношении к ним как к людям. Все это ярко отражено в жалобе Казакевича Зиновия: «Постановлением местной власти Мизеновского сельсовета в январе месяце 1930 года назначен к выселению как кулак и был сослан в город Тобольск. В городе Тобольск 6 месяцев, мне прекратили выдавать паёк: ввиду своей старости работать не мог. Также моя жена, неспособная к труду в виду старости: ей тоже 68 лет, дабы не помереть с голоду, я с женой прибыли народину. Не имея документов, я обращался к коменданту города Тобольска, чтобы выдавали паёк или отпустили на родину, мне ответил, что тебя никто не держит, можешь идти. Не пойму, по каким причинам я был сослан и принят к кулацкому, как я по своему социальному положению не должен принадлежать к какому – либо классу…»
(Ф.3.Оп.4.Д.3420.Л.43, орфография и пунктуация сохранены)
Прочитав эту жалобу, я убедилась в том, каким было наплевательским отношение советской власти к кулакам. Не щадили ни стариков, ни детей. Не можешь работать – не будет и хлеба. Царила, на мой взгляд, атмосфера непонятности и нестабильности. В целом процесс раскулачивания я вижу как некий способ запугивания остальных.
Подходя к логическому завершению, можно сделать несколько выводов. Коллективизация – это одна из трагических страниц истории России, омытая кровью не одного миллиона людей. Этот процесс затронул все уголки нашей страны, в том числе и наш Ишимский округ. За Урал было выселено около 28 тысяч семей, начался голод. Для кого-то коллективизация - перелом в мировоззрении, хозяйственно-бытовом укладе крестьянства, изменение многовекового сельского строя. Другие же считают, что колхозы потому и утвердились в нашей стране, что был опыт - 1000-летний! - существования коллективного землепользования, общин. Для меня же коллективизация – это миллионы жертв, развал всей системы хозяйствования, сломанные судьбы.Готовясь к написанию статьи, я нашла интересную цитатутюменского журналиста Рафаэля Гольдберга, которая, на мой взгляд, предопределяет задачу молодого поколения: как можно больше изучать историю, историю своих предков, и в том числе судьбы тех, кто пострадал от коллективизации и сталинских репрессий. Ей и хочется закончить мою статью: «Говорят, что войны не кончаются, пока не похоронен последний солдат. Точно также репрессий нельзя закрывать, пока не названа по имени последняя из жертв. А жертв – миллионы…»
Литература:
- ГБУТО «ГА в г. Ишиме».Ф.3.Оп.5.Д.101.Л.20.
- Там же. Л. 53.
- ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф.3.Оп.5.Д.102.Л.173.
- Там же.Л.131.
- Там же.Л.63.
- Там же.Л.129.
- ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф.3.Оп.5.Д.106.Л.72.
- ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф.3.Оп.4.Д.3460.Л.12.