КорженьО.Г.,
 директор по развитию
внутреннего туризма
 ООО МП «Рыжий слон»

Любитель муз - волшебный чай!
С тобой отныне
наш ум, не ведает ни грусти, ни унынья!

Уорен,
Английский поэтΧΥΙΙв.

Чай любят везде. Это национальный напиток россиян, китайцев и англичан. В старом Китае в канун  лунного Нового года у семейного алтаря вешали портреты предков и ежедневно ставили перед ними еду - пять блюд и питьё -пять чашек чая. В Чжэцзяне изображениям богов приносили три чаши чая, а рядом на жертвенный столик, клали свежие чайные листья.Чай превозносили за то, что он обладает способностью облегчать усталость, радовать душу, укреплять волю, исправлять зрение.

 Очень любим чай мы - сибиряки. Он служил нашим предкам-землепроходцам как символчеловеческого единения в противоборстве с буйством  суровой стихии, является с  тех же давних пор и добрым знаком благополучия в делах.  Не потому ли самые безопасные участки пути на бурных сибирских реках местные водники нарекли «чайными плёсами»? Ведь чайный плёс значит, что на пути уже нет кипящих порогов - шиверов, опасных скальных теснин - прижимов, а есть только широкая, раздольная гладь. И уставшему за штурвалом можно, наконец, побаловаться чайком.

 Чай ценен, как известно специфическим приятным вкусом, цветом и ароматом. К сожалению, эти его неповторимые свойства неустойчивы и быстро утрачиваются. Поэтому, в XIX веке тому из капитанов, кто раньше других доставлял экзотический товар в метрополию, назначалась солидная премия. Так родились знаменитые чайные регаты, в Англии, например, не уступавшие конным скачкам по популярности. Нашумевшая «Великая чайная гонка», в которой приняло участие 16 судов, состоялась в 1866 году. В ней победило судно «Ариэль», долетевшее от порта Фучжоу до Лондона за 99 суток.

 А мы с вами в XXI веке со скоростью не более 90 км/ч можем  совершить путешествие по чайному сибирскому пути, по  которому почти 200 лет доставляли «волшебные листья», не минуя такие города как Тюмень, Ялуторовск, Заводоуковск,  Тобольск. Ведь путь этот лежал рядом с нашими городами, чем впоследствии и пользовались предприимчивые сибирские купцы, перекупая драгоценные листья у караванщиков, либо становясь поставщиками чая из Китая в Москву, получая при этом хорошие доходы за чайный откуп.

 Чайный путь через Сибирь пролегал с 1679годапо  1861-й. Но первыми, кто перевёз «чай для заварки» по этому пути, пролегающему недалеко от современных сибирских городов, в 1638 году, были московские посланники Василий Старков - боярский сын, и его спутник Василий Неверов. Они были посланы с богатыми царскими дарами к западно-монгольскому Алтын-хану, который с почестями их принимал на оз. Упсаи угощал  во время обеда неведомым горьким зелёным отваром. Послы с великой неохотой глотали мутную пахучую жидкость. Старков впоследствии вспоминал: «Я не знаю, листья ли то какого дерева или травы: варят их в воде, приливая несколько капель молока,  и потом пьют, называя это чаем».

   Провожая важных гостей, хан не скупился на подарки. Среди бесценных даров- связки из 200 соболей, драгоценных камней, бобровых и барсовых шкур, куски чёрного атласа, шитого золотом и серебром, а также 200 «бах-ча», как разъяснили толмачи, «чай для заварки», расфасованный в четвертьфунтовые пакеты(100г). А общий вес чая составил 20 кг, что и из общего груза в 4 пуда(64 кг)  довольно прилично. И никак не соглашались Василии взять эти «сушёные листики», а потом везти через всю Сибирь.  А приближённые хана уговаривали: «Мол, берите,  не пожалеете».

 С тем грузом-довеском и возвратилось посольство в златоглавую Москву, ко двору деда Петра Великого, и бросились в ноги Михаилу Федоровичу: стыдно признаться, дескать, царь-батюшка,траву вот тебе привезли. Из такой-то дали! Да уж шибко хвалил её монгольский правитель. Лекарство, говорил…

  Придворные летописцы припомнили «сказки» - донесения казачьих атаманов Ивана Петрова и БурмашаЯлышева, посланных ещё Иваном Грозным исследовать страну по ту сторону Байкальского озера. Не тот ли напиток, по их уверениям, весьма полезный и целебный, пивали они в 1567 году в китайском городе Пекине? Вспомнили и про то, что за Байкалом у бурятского народа, давно в ходу в качестве ежедневной пищи похожий отвар, который готовят из спрессованных в виде кирпичей листьев.

   Случай испробовать диковинное зелье вскоре представился. Заболел один из придворных, вспомнили о травке китайской. Отварили, больному полегчало. И порешили: коли так, пусть хранится травка в амбаре. Так и пользовались, по мере надобности, вошли во вкус, а от двух сотен «бах-ча» ничего не осталось. В 1654 году отправили Фёдора Байкова, боярского сына в Китай, и он по возвращении рассказывал, что угощали его таким же чаем. И повелели снарядить специального посла за сушёными листьями. А уже через год попробовал напиток царь Алексей Михайлович.

Спустя десять лет для переговоров с Богдыханом отправилось официальное посольство во главе с Николаем Спафарием. Проведя в Китае три года, учёный грек вернулся в Москву с лукошками чая и засел за большое сочинение, в котором описал само растение и способ его приготовления.Спафарий пишет: «Трава чай нигде не родится такая, что здесь (в Китае), и для того опишем, как родится...». Следует описание растения и способ его приготовления «ради варенья чая». «Китайцы то питие зело похваляют: сила и лекарства от него всегда извещает, потому день и ночь они пьют и гостей своих потчивают». Спафарий пробовал пить и говорит, что чай есть «питие доброе, и когда привыкнешь — гораздо укусно».

 А в 1679 с Китаем был заключён договор о поставках – и через маньчжурские сопки и монгольские пустыни, по таёжным сибирским тропам, где на верблюдах, где на лошадях и быках, на санях и телегах потянулись на запад караваны и обозы с цибиками(ящики из особого, не имеющего запаха, дерева). Год путешествовало содержимое этих ящиков, выложенных изнутри оловянными листами, а снаружи обтянутых несколькими слоями кож, прежде чем попало на берега Москвы-реки. Долог был путь чая к нашему столу от азиатского куста-дикороса до прекрасной ухоженной культуры, подарившей излюбленный терпкий напиток многим миллионам людей на разных континентах.

  Ещё и поныне в горных вечнозелёных лесах Южного Китая, в верховьях, Меконга и на острове Хайнань крестьяне собирают урожай с диковинных чайных плантаций. Как и тысячи лет назад, здесь встречаются деревья и кустарники с жёсткими серебристыми волосками, прикрывающими листовые почки. Из этих почек и молодых, только распустившихся листиков, покрытых серебристым пушком, люди  с незапамятных времен научились готовить освежающий, тонизирующий и бодрящий настой. Китайское название бай-хоа (белые реснички) стало общим названием высших сортов чая. Сейчас же «байховый» значит рассыпчатый, сыпучий непрессованный чай.

Чай, который с  ΧV века был известен только монголам, бурятам и калмыкам, а с ΧVΙ-го – сибирским землепроходцам(казакам), побывавшим у китайских границ, да некоторым царедворцам, в конце ΧVΙΙ стал продаваться в московских лавках.С той поры и начали у нас на Руси «гонять чаи». С блюдечка, да с сахаром - вприкуску или внакладку, на худой конец - вприглядку, но непременно - до седьмого пота!

 Наши предки-землякиимели возможность  приобретать  «волшебные листья» на Тобольских, Тюменских, Ялуторовскихярмарках по более низкой цене, чем в  Москве и Петербурге. И сибиряки  знали, что есть земля Китай, где растет «волшебная травка», и купить её можно далеко в городе - Кяхте. А там «сявошники» (сявка-палка с острым наконечником)прокалывали цибики с чаем, он высыпался, и сибирские купцы проверяли качество чая, пробовали его на вкус. После чего отдавали цирюльнику,  он  ставил заплату на поврежденном чайном ящичке с инициалами купца, купившего партию чая.Такой напиток, приобретённый в Кяхте, носил название не китайский, а кяхтинский.

   В Сибири крестьяне, трудившиеся не покладая рук, могли «побаловаться» настоящим чайком.Правда, и здесь были исключения. Так, например, в старообрядческих сибирских поселениях Прииртышья и Притоболья чудодейственный напиток подвергался запрету. На соборахутверждались  рукописные правила, по которым запрещалось пить чай и кофе, курить и нюхать табак, стричь бороду, танцевать, играть в карты и в шахматы... «А ще кто дерзает пити чай, той отчается сам самого Господа Бога и да будет предан тремианафемству...»

Запрещение пить чай и кофе имеется в 10-й статье Федосеевских правил, принятых в 1868 году: «Чаю и кофиювовси не пить, а подобно обратиться на предки, что наши отцы съжили, век не пили, и мы можем етозделать».   В этом смысле любопытен рукописный старообрядческий стих-раёшник о чае, сочинённый в середине XIX века. Чай, несмотря на то, что сам считался зельем дьявольским, здесь выступает, как обвинитель многочисленных людских пороков.

 О чем говорит Чай,
То чти, читатель, замечай.
И расскажи, как следует быть,
Кому должно меня пить.
Я из Китая прислан господам,
А не для простых мужиков с бородам...
Вот и меня кто испивает,
Тот и похваляет,
А кто не испивает,
Тот вовсе проклинает...
Сластолюбие, как думают, что не грех,
А оно пленило собою почти что всех,
Не токмо простых людей, но четцов, и певцов,
Да и самых духовных честных отцов...

Несмотря на  все запретыи то,  что  чаепития долгое время считались в народе непозволительной роскошью, барством, праздным время-препровождением, в  Тюмени, Ялуторовске и слободе на реке Ук любителей этого напитка хватало. Спиртное по большим православным праздникам употребляли, а чай пили повседневно, да  в большом количестве. Конечно, не вместо работы, а после тяжёлых праведных трудов. Варили его сначала в большом котле, а  допив,  доливали воды, и  чайные листики снова кипели. И только в ΧΙΧ столетии распространилась культура чайного пития вокруг большого самовара. Этот воистину роскошный предмет домашней утвари получил статус семейной реликвии, которую передавали по наследству или приносили в дар молодожёнам.

Больше всего пили чая на постоялых дворах и почтовых станциях, особенно на бойких трактах, что прямо вызывалось потребностью многочисленных проезжающих, возчиков, ямщиков, чай стал здесь неизбежным элементом. Дорога была немыслима без этого укрепляющего напитка («с дорожки чайку напиться»), что, впрочем, понятно при продолжительности остановок на станциях и на постоялых дворах.

На больших сибирских  трактах, где проезжим приходилось ждать лошадей по нескольку часов, а иногда и по суткам, чай являлся спасительным средством, скрадывающим тоску и скуку долгого ожидания, успокаивающим нервы, расстроенные длинной дорогой, особенно когда ещё не существовало железнодорожных путей. И если  в Европейской части России выражение дать «на чай» означало дать на выпивку, то для семьи сибирского ямщика сумма «на чай» за хорошую езду служила серьёзным  подспорьем.

Особенное значение имел чай в рационе татарского населения Сибири. В татарских сёлах питьё чая было распространено почти сплошь и составляло довольно значительный по тем временам расход — около 50-60 рублей на каждый двор, так что для малосостоятельных дворов чай превращался в разорительную прихоть. При этом бывало так, что когда у несостоятельных татар описывали за недоимки самовары, они переставали пить чай, от чего расход их уменьшался, а вместе с тем уменьшались и недоимки. Через некоторое время появлялись средства для покупки новых самоваров, опять начинался чайный расход, так что не хватало на уплату налогов, опять начиналась опись самоваров.

 Известно, что даже беглые и бродяги, пробирающиеся через сибирскую тайгу и степи, всегда запасались котелком и чаем, который иногда спасал их от замерзания и от голодной смерти.Чай был так популярен, и поэтому в быту российском появилось множество пословиц и поговорок, посвященных «волшебному напитку»:

«Выпей чайку — забудешь тоску».

«За чаем не скучаем — по семь чашек выпиваем».

«Чай не пить, так на свете не жить».

«Чай на чай — не побои на побои».

«Чай пить — не дрова рубить».

«Чай не хмельное — не разберёт».

«Чай не водка- много не выпьешь».

 Последняя пословица повествовала не о крепости алкогольного напитка, а о стоимости продукта. Хороший чай в Сибири стоил дороже,  нежели хмельной напиток, произведённый  из сибирского зерна.

  Когда в 1861 году чай стали в Москву доставлять водным путём.  Великий Сибирский чайный путь прекратил своё существование. Чай для сибиряков стал стоить гораздо дороже. И поэтому, так же, как и в европейской России, его стали заменять другими травами. В нашем крае в большом количестве стали использовать кипрей или иван-чай. Его также сушили, вялили и ферментировали, получая при этом вкусный и полезный напиток. Дали ему название «капорский» по месту, где впервые его изготовили (село Копорье неподалёку от Петербурга). В конце ΧΙΧ столетия его даже экспортировали   в европейские государства.Но в  Великобритании, которая была заинтересована в сохранении монополии Ост-Индской компании на торговлю азиатским чаем, появилась непроверенная никем информация о том, что производители популярного и недорогого русского чая подмешивают в свой продукт белую глину, вредную для здоровья. После этого экспорт «капорского»  чая из  России прекратился.

 Есть несколько легенд, повествующих о появлении чая - «божественного напитка». Одна из них стала в начале двадцатого века близка и нам, ныне живущим в Сибири. Легенда, повествуето японском проповеднике буддизма Бодхидхарме, Та Мо или Даруме. Он молился день и ночь, не давая себе ни сна, ни отдыха, но однажды веки его сомкнулись и он заснул. Очнувшись, он в негодовании на себя вырвал предательские веки и бросил их на землю. Случилось чудо - в том месте вырос необычайный  зелёный куст, Дарума велел своим ученикам листики растения заварить. И, испробовав отвар, завещал чудодейственный напиток своим последователям, так как он способствовал  поддержанию духовной бодрости и очищал разум от плохих помыслов. Так родилась легенда, а позже в Японии появилась фигурка Дарумы.В 1890годуона попала в Абрамцево,  имение Саввы Ивановича Мамонтова, родившегося в 1841 году в Ялуторовске.

В одну из сред, когда в усадьбу на чай  наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную разборную фигурку японского божества. Фигурка Дарумы заинтересовала художника Сергея Малютина,  и он решил сделать нечто подобное. Но вместо старичка он нарисовал пышнотелую женскую фигуру, подрисовав ей в руки чёрного петушка. Следующая барышня изображалась с серпом в руке. Ещё одна - с караваем хлеба, ну а потом появился мужичок с топориком. Целое семейство, дружное и трудолюбивое. Все фигурки «оживил» столяр Звёздочкин. Затем их изготовили в столярных мастерских Анатолия Ивановича Мамонтова, и фигурка «Матрёшки»  в 1901 году завоевала золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Так что сначала через Сибирские земли возили чай, а потом благодаря нашим землякам появился известный на весь мир российский сувенир - «Матрёшка» - аналог «чайного японского божка».

 

 

Литература:

  1. Артёмов В.В. История чая в России.  – his.1ru>2003|22|1.htm.
  2. Воронина М.Б. Городецкий чай - отрада душе, здоровье телу. — Нижний Новгород: «Бикар», 2010. — С. 31. — ISBN 5-917-23017-X, 978-5-917-23017-7.
  3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. — Л.: Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения, 1956. — С. 280. — ISBN 5-7107-3865-4, 978-5-7107-3865-8.4.
  4. Кощеев А.К. Дикорастущие съедобные растения в нашем питании. — М.: Пищ. пром-сть, 1981. — С. 50. — 258 с.
  5. Корсун В. Ф., Викторов В. К. и др. Русский Иван-чай. — М.: Артес, 2013. — 140 с. — ISBN 978-5-903926-13-8.
  6. Хохлачёв В.В. Всё о чае. М.,

 

Краеведческая конференция «Наше наследие-2016»:материалы докладов и сообщений//под ред. Р. Г. Назаровой, Л. Н. Басова, Т. С. Воеводиной, А. А. Севостьянова.-Ишим, 2016.-СС. 51 - 55.

 

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»