Литовченко В.П.,
 специалист по библиотечно-
выставочной работе
ИБЦ ТюмГУ

При изучении культурной и досуговой жизни Тюмени для анализа повседневной жизни города начала ХХ века был взят отрезок с мая 1909 года по апрель 1910 года, позволяющий сделать довольно подробный временной срез тюменской социальной жизни длиною в один год, который был, с одной стороны, типичным для Тюмени, а с другой – знаковым для города. Исследование проведено на основе материалов, опубликованных в «Сибирской торговой газете» (1897-1917 годы), так как заметки о новостях в общественной и культурной жизни Тюмени печатались в «СТГ»почти ежедневно, и по материалам газеты можно проследить, как проводили свой досуг тюменцы, какие развлечения и зрелища были доступны горожанам.

         В 1909 году многое изменилось в культурно-развлекательной жизни города: после реконструкции в обновлённом помещении открылся театр Текутьева, приказчичий клуб переехал в новое здание, в Тюмени появились три электротеатра,и первый из них – стационарный электротеатр в доме Брюхановых. Обнаружение этого нового факта именно сейчас, когда страна отмечает Год Российского кино,представляется особенно интересным и значимым, кроме того, это расширило наши знания об истории дома Брюхановых, которому в 2016 году исполняется 130 лет. Это здание, кстати, было в 1950-1980-е годыодним из старейших корпусов Тюменского пединститута-университета.

         Можно смело утверждать, что дом Брюхановых на углу Царской и Подаруевской улиц находился в буквальном смысле в культурном центре Тюмени: в самом доме Брюхановых был, как уже упоминалось, кинотеатр, и не один (кроме уже упомянутого, первого, в 1914 году там открылся электротеатр «Палас»), с 1910 года – типография и редакция газеты «Вестник Западной Сибири»; на противоположной стороне улицы Царской в доме Гилёвых располагалась редакция газеты «Ермак» и склад-магазин музыкальных инструментов и нот А.М. Афромеева; следующие за домом Гилёвых по Подаруевской здания – уездное училище и женская гимназия, в квартале,на западной стороне Александровской площади –Тюменское Александровское реальное училище (ТАРУ, которое успешно закончили Петр Александрович Брюханов, Кирьяк Степанович Колмаков, а так же Лукьян Степанович Колмаков).На противоположной стороне Подаруевской находилсяещё один электротеатр – «Вольдемар».Через перекрёсток– тоже угловое здание – дом Багаева, в котором до 1909 года размещалось зимнее помещение клуба приказчиков, рядом, в саду дома Гилевых – Приказчичий сад и летнее помещение Приказчичьего клуба. Все эти учреждения определяли культурную жизнь Тюмени в начале ХХ века, в частности, в 1909 году.

         Особое внимание хочется уделить участию в социально-культурной жизни Тюмени членов купеческих семей Брюхановых и Колмаковых.

         Первые заезжие демонстраторы синематографа появились в Тюмени ещё в конце XIX века. В декабре 2016 года исполняется 120 лет со времени первого кинопоказа в Сибири, который состоялся именно в Тюмени в декабре1896 года.Гастролёрыорганизовывали разовые демонстрации фильмов в местах массового скопления народа: на базарной площади, на ипподроме, в парках во время ярмарок, праздников, народных гуляний.Это и «синеграфоскоп братьев Пипон» на ярмарочной площади, и сеанс синематографии для учащихся в здании ТАРУ в 1897 году, и «настоящий синематограф Люмьера» в Загородном саду в 1898 году, и сеанс «фонарь-синематографа», организованный фотографом С.Н. Щербаковым в 1900 году [1].В театре А.И. Текутьева с 1902 года проходили «сеансы синематографа», их демонстрировали гости города, среди них г. Татэ, инженер Д. Нодо[2].

         В мае 1909 годав «СТГ» появилось первое упоминание о новом синематографе: «С воскресенья в Тюмени на Царской ул. в доме Брюхановой открывается биограф „Рояль-Bio“»(то есть «Королевская жизнь»)[3].3 мая 1909 года состоялся первый киносеанс «во вновь устроенном синематографе „Рояль-Bio“ в доме Брюхановой» (сначала было неясно, о каком доме идёт речь, ведь Августы Флегонтовны Брюхановой в 1909 году уже не было в живых, а здание, в котором открылся кинотеатр,в газете упоминалось как «дом Брюхановой», однако удалось найти прямое подтверждение, что это был дом наследников Александра Ильича Брюханова на углу улиц Царской и Подаруевской (ныне улиц Республики и Семакова, на месте которого сейчас располагается Информационно-библиотечный центр ТюмГУ) [4].

         Хозяином дома был Пётр Александрович Брюханов, который владел домом совместно с сестрой Фотиной Александровной, таким образом Брюхановы, проявив коммерческое чутье и чувствуя новые веяния времени, первыми откликнулись на них и оборудовали кинотеатр в своём доме.По-видимому, это был ПЕРВЫЙ стационарный кинотеатр в Тюмени, работавший от электричества – «электротеатр» («первый синематограф в Тюмени, где картины освещены электричеством», «работающий при электрическом свете») [5]. Демонстрация фильмов качественно улучшилась: яркие и рельефные картины сохраняли и цветные эффекты, почти не было миганья – «общего недостатка большинства синематографов», но зато электричество подчёркивало и недостатки:«царапины на снимках решетят экран» [6].

         «Рояль-Bio», по сравнению с другими синематографами, имел ряд преимуществ: репертуар обновлялся два, позднее – три раза в неделю;сеанс включал 9-10 картин разного жанра по несколько минут каждая и длился более часа; одна из картин была, как правило, «боевым номером» программы. Репертуар критика в целом одобряла: «администрация „Рояль-Bio“старается ставить картины с разнообразными сюжетами», «жаль, что мало картин с видами природы: горы, животные, море – вещи красивые  в синематографах. „Рояль-Bio“, наоборот, злоупотребляет драмами или, вернее, мелодрамами» [7]. Отсутствие кинолент фривольного содержания обеспечивало кинотеатр и юным зрителем.В премьерной программе демонстрировались новые фильмы:видовые событийные картины «Землетрясение в Мессине», «Пожар в Париже», драма «Кровавая рука». Новый аттракцион был необыкновенно популярен, в зрительном зале был аншлаг, особенно по выходным и праздникам: «Тюменская публика посещает театр „Рояль-Bio“успешно, редкий сеанс проходит без полнаго сбора» [8].

         В это время в Спасском саду шло строительство отдельного здания для синематографа. Через месяц после открытия кинотеатра в доме Брюхановых, 7 июня 1909 года в Спасском саду открылся электротеатр «Фурор» [9].Владельцем театра был Ю. Буяльский, который и ранее демонстрировал кинематограф в Тюмени. Впоследствии электротеатр «Фурор» в Спасском сквере сменил своё название, так как был приобретён кампанией «Модерн». Так стал называться и сам кинотеатр. В газетной рекламе теперь он значился как: «электротеатр «Модерн» (бывший „Фурор“)».

         Однако электротеатр«Рояль-Bio», отныне и навсегда, стал первым стационарным электротеатром в Тюмени. 26 июня, менее чем через два месяца со дня открытия электротеатра «Рояль-Bio» в доме Брюхановых, в кинотеатре произошёл пожар: «В театре „Bio Рояль“ вчера в 2 ч. дня, вследствие неосторожного обращения с огнём, вспыхнули целлолуидовыя ленты аппарата, который испортился, и большая часть лент сгорела, пламя быстро распространилось по переборкам, но было скоро прекращено подоспевшей пожарной командой. Владелец театра (некто г. А.Ф. Лукин) понёс убытка около 3 000 руб.» [10]. «Пожар в „Bio Рояль“ произошёл потому, что швейцару вздумалось самому для знакомой своей демонстрировать прибор, в отсутствие хозяев и механика. Пластинки, как известно, легко воспламеняются при малейшей неосторожности, что и было в данном случае. Первую и самую действительную помощь оказала машина владельца дома П.А. Брюханова, прекратившая огонь(по-видимому, насос – в доме Брюхановых, в одном из первых в Тюмени, ещё в 1882 году был проведён водопровод – В. Л.).Кроме потери владельца кинематографа, принадлежности которого не были застрахованы, владелец дома (П. А. Брюханов)понёс убыток до 500 руб. [11].

         Произошедший пожар мог стать фатальным для электротеатра «Рояль-Bio»,ведь «принадлежности владельца кинематографа не были застрахованы», кроме того, понёс убытки и владелец дома. Тем не менее, уже 11 июля кинотеатр «Рояль-Вio» не только вновь открылся в доме наследников Брюханова по Царской улице, но и помещение театрабыло отремонтировано и значительно расширено [12]: владелец «Рояль-Bio» снял под кинотеатр весь первый этаж Брюхановского дома, где было «устроено большое, красиво убранное фойе, буфет и курительная комната» [13]. К 15 сентября 1909 годабыл увеличен и зрительный зал, «в котором свободно может поместиться свыше 200 человек» [14]. Для кинотеатра был выписан из Парижа новый киноаппарат фирмы «Пате» [15].

         В театре «Рояль-Bio» публике предлагались драмы и мелодрамы «во вкусе парижских бульварных романов» («Кровавая рука», «Жестокая шутка», «Господин в белых перчатках»), излюбленный жанр непритязательной публики – комедии («Платье м-ль Помаревель», «Современная маскарадная Золушка»), картины из народной жизни («Русская свадьба», «Нравы Кавказа», «Охота на медведя в Нижегородской губернии»), видовые картины, хотя таковых, по мнению газеты, было недостаточно: «Панорама Парижа» и «Пожар в Париже», «Виды Швеции по Готскому каналу», «Фонтаны в Карссо», «Наводнение в Индии».

Владелец «Рояль-Bio», стараясь привлечь максимум разнообразной публики, ввёл некоторые новшества: «танцы во время антрактов» под оркестр под управлением Ф.И. Мясникова и «пикантную программу для любителей этого жанра» [16] (по слухам, именно это и стало впоследствии причиной закрытия электротеатра в начале 1911 года, хотя официальной версией было несоответствие помещения противопожарным требованиям).

         История ещё нескольких кинотеатров Тюмени связана с именами Брюхановых: это кинотеатры «Вольдемар», «Весь мир», «Палас» и «Темп».Скоро стало известно, что в Тюмени будет открыт третий кинематограф «в доме наследников Гилёвых, в помещении, где находился магазин Моисеева»[17]. Помещение было снято г. Ильинским.Открытие нового кинотеатра «Прогресс»,«отделанного комфортабельно», после неоднократных откладываний, состоялось в начале сентября. Театр был открыт ежедневно. Билеты стоили от 12 коп. до 50 коп. 29 октября в «СТГ» появилась реклама нового электротеатра. Рекламироваласьисторическая картина«„Жизнь Наполеона Бонапарта“– громадная картина – почти 1 версту длины (до 1000 м)» [18]. Для привлечения зрителей администрация «Прогресса» разрешила «бесплатно смотреть картины воспитанникам ВСРЗ, которые и посетили театр в количестве 52 человек» [19].

          Для электротеатра «Прогресс» строилось «собственное обширное здание против магазина Воробейчиковой на Царской улице» (сохранилось, ныне – ул. Республики, 15) [20].13 декабря 1909 года электротеатр «Прогресс» «прекратил своё действие» в связи с переездом в новое помещение[21]. Специально построенное для «Прогресса» деревянное здание «с двумя фоэ, стоящими на земле» находилось по соседству с домом Брюхановых, разделяла два здания кинотеатров только маленькая деревянная булочная Бентхена. В начале 1910 года «Прогресс» возобновил показы в новом здании, уже через полгода его приобрёл Антоний Иванович Ромашев, и кинотеатр, вмещающий до 500 зрителей, сменил название на «Вольдемар».

         В 1918 году «Вольдемар» был национализирован новой властью. В это время он был арендован Михаилом Алексеевичем Брюхановым, двоюродным братом Петра Александровича, таким образом, и Михаил Алексеевич Брюханов тоже какое-то время занимался кинематографическим бизнесом. Кроме того, в собственном доме Михаила Алексеевича Брюханова на углу улиц Царской и Садовой (ныне угол ул. Республики и Дзержинского), который долгое время занимал магазин екатеринбургских купцов Агафуровых, в начале 1930-х открылся кинотеатр «Темп», любимый тюменцами, который работал в бывшем доме М.А. Брюханова (правда, очень сильно перестроенном в 1960-е годы) в течение нескольких десятилетий и был закрыт только в начале 2000-х годов.Здание П.П. Воробейчиковой на ул. Царской (ныне – ул. Республики, 30), в котором размещался электротеатр И. С. Шустера «Весь мир», было приобретено владелицей у П.И. Матягина, супруга Анны Ильиничны (в девичестве Брюхановой), родной тети Петра Александровича Брюханова, правда, уже после её смерти. А в доме самого Петра Александровича в 1914 году открылся ещё один кинотеатр – «Палас», владел которым В.А. Гирман, зять хозяина дома.

         Таким образом, появление кинотеатров в Тюмени во многом связано с представителями семьи Брюхановых.Однако, участие членов семьи Брюхановых в культурной жизни Тюмени не ограничивалось только синематографом.

         Через перекрёсток от дома П.А. Брюханова, в доме Багаева на углу Царской и Подаруевской улиц располагалось зимнее помещение Приказчичьего клуба – очень популярного культурного учреждения города.  Управлялись все дела клуба приказчиков Советом Старшин, в который входили Михаил Алексеевич и Пётр Александрович Брюхановы.Приказчичий клуб готовился к переезду из дома Багаева в новое помещение в доме братьев Шайчик, расположенном в двух кварталах, на углу Царской и Иркутской улиц (ныне ул. Республики и Челюскинцев, здание не сохранилось, сейчас на этом месте располагается Тюменская филармония).

         Репортер «СТГ», побывавший в здании, дал его подробное описание (даётся с сокращениями):«Парадная лестница очень широка и красива, но, к сожалению, передней вовсе нет.Зал действительно очень большой, высокий, просто, но со вкусом отделанный, оканчивающийся также довольно большой сценой, занавес для которой и декорации заказаны в Одессе в одном из артистических ателье.

         Направо с площадки лестницы будут расположены две карточныя комнаты и бильярдная. Карточныя комнаты очень невелики, в обоих может быть поставлено не более 12 столов, невелика и бильярдная, едва достаточная для двух бильярдов.

         В первом этаже будут комнаты для буфета и столовая, а около последней, в полном смысле слова, не комната, а конура, для библиотеки – 2х2,1/2 саж., где даже нельзя будет разместить всех книжных шкафов, не говоря уже о кабинете для чтения, о чём так мечтали некоторые члены клуба…»[22].

«Насколько действительно хороши и удобны зал и сцена, настолько же тесны все остальные помещения для клубной ежедневной жизни и постоянного обихода…»

          «В дни спектаклей, маскарадов и больших вечеров публике будет негде разместиться. В общем, новое помещение, исключая, конечно, зал и сцену, будет не более, если даже не менее, чем в доме Багаева...» [23].

         На начало осени был намечен переездПриказчичьего клуба в новое здание, в котором предварительно требовалось установить электрическое освещение, паровое отопление и вентиляцию. Кроме того, новое помещение было необходимо «омеблировать почти заново, так как вся настоящая обстановка клуба совершенно обветшала» [24].


Дом Багаева, перекрёсток улиц Царской и Подаруевской. В нём располагалось старое зимнее помещение Приказчичьего клуба.

         3 октября 1909 года состоялось открытие нового помещения Приказчичьего клуба. Первым большим мероприятием в стенах клуба было чествование Андрея Ивановича Текутьева 4 октября 1909 года [25].Помещение Приказчичьего клуба на весь театральный сезон было арендовано заезжей опереттой под управлением А.Н. Попова, спектакли которой проходили почти каждый вечер. Репертуар включал разнообразные пьесы, начиная от написанных на потребу публике водевилей и мозаик до знаменитых оперетт Ж. Оффенбаха, И. Штрауса, Ф. Легара, и даже опер А. Верестовского и С. Монюшко.После спектаклей публике показывали кинокартины, преимущественно комедии, без взимания дополнительной платы: предполагалось, что новинка – синематограф – дополнительно привлечет желающих в зрительный зал.

         Кроме спектаклей в Приказчичьем клубе организовывали концерты, проводили вечера, балы и, конечно, излюбленные маскарады, без которых не обходился ни один праздник, от скромных общедоступных до «роскошного гранд-маскарада» с денежными призами и ценными подарками [26].

         При создании маскарадных костюмов тюменцы проявляли изрядную изобретательность, фантазию и даже применяли технические новинки: «Новый маскарад собрал массу публики; было много масок: приз получила маска, изображающая из себя аэроплан Татаринова в виде свиньи; обращала на себя внимание ваза с цветами, большая шляпа и т.п.…» [27]. Среди прочих масок выделялись два индейца – Сыны Луны, сверкала комета, освещавшаяся электричеством, порой маски имели комедийный и даже сатирический характер, например, громадный народный учитель с безграмотными надписями, вагон с зайцами и даже маска «кукиш» – злая ирония на Совет Старшин клуба, не выполнивший свое обещание о большом призе за лучший карнавальный костюм.Уникальный костюм был представлен и на маскараде в ставшем после ремонта трёхъярусным и снабжённом собственной электрической станцией театре Текутьева: «„Современное воздухоплаванье“ – изящный, красивый, хорошо сделанный костюм. Очень хорошо были изображены статуи Свободы и Франции, а также и Эйфелева башня; всё освещалось электричеством; прекрасно на костюме были сделаны аэропланы разных наций; эта маска вполне заслуженно получила приз – изящный серебряный портсигар». Были и групповые маски, например,«маска-группа „Растерянный обыватель“ – беднаго обывателя тянут каждый к себе – театр, оперетка и шантан в образе молодой девицы» [28].

         Конечно, в Приказчичьем клубе устраивались и детские рождественские праздники, в организации таких мероприятий так же участвовали многие горожане, в частности, Брюхановы.«Ёлка для детей в Приказчичьем клубе будет устроена 30 декабря. Ёлку устраивает магазин Бр. Брюхановых» [29]. «Ёлка в Приказчичьем клубе 30 декабря привлекла массу детворы и прошла довольно оживлённо; детям были предложены яблоки, конфекты, чай с пирожками» [30].

         Летнее помещение клуба, где горожанам можно было провести досуг, вероятно, располагалось в Приказчичьем саду, на противоположной стороне улицы Подаруевской – в саду усадьбы Гилёвых. Тамежедневно проходили различные гулянья, праздники,танцевальные вечера, концерты на открытой площадке. Следуя духу времени, был приобретён и с успехом демонстрировался синематограф. Вечером играл военный оркестр под управлением И.И. Люфта.  В Приказчичьем (Гилёвском) саду устраивались и благотворительные мероприятия: «В пользу Тюменского отдела для борьбы с детской смертностью в России будет устроено большое гулянье с концертным отделением. После концерта танцы. На открытой сцене синематограф» [31].«Картины синематографа, в большом количестве показанные содержателем театра «Bio», очень понравились публике и вызывали шумные взрывы искренняго смеха» [32].

         9 января в помещении Приказчичьего клуба состоялся традиционный концерт-бал в пользу недостаточных учащихся высших учебных заведений. Организатором мероприятий являлся Совет Старшин Приказчичьего клуба, в который входили двоюродные братья Михаил Алексеевичи Пётр Александрович Брюхановы.

         В пользу Вольно-Пожарного общества в приказчичьем клубе состоялся благотворительный спектакль: показывали оперетту «Мартин Рудокоп» Карла Целлера. Билеты на спектакль можно было получить в магазине братьев Брюхановых (П.А. Брюханов являлся членом правления Тюменского Вольно-Пожарного общества).


Спасская церковь и сквер.
А.И. Текутьев отдал часть своего сада,расположенного за Спасским сквером,для нужд общества борьбы с детской смертностью при условии,что оба сквера будут соединены.

         Также М.А. Брюханов в течение ряда лет был председателем тюменского отделения российского общества борьбы с детской смертностью. В распоряжение этого общества был предоставлен Спасский сквер (А.И. Текутьев отдал и часть своего сада, расположенного за Спасским сквером, для нужд общества борьбы с детской смертностью, при условии, что оба сквера будут объединены). Спасский сад в то время представлял собой «декадентскую картину сочетания чертополоха и крапивы». Тюменское отделение общества борьбы с детской смертностью взялось за обустройство детского сада, в сквере были высажены молодые тополя. Сад был приведён в порядок, и 29 сентября состоялось его открытие [33]. В саду проводились подвижные игры, занимательные занятия и спортивные соревнования для детей. За организацию этих мероприятий отвечал председатель Тюменского отделения общества М.А. Брюханов.

Родионов Л. И. Народный дом. 1910-е годы.

         В Народном доме, построенном на деньги купца С .М. Трусова (отца Фотины Семёновны Серебряковой – воспитательницы А. Ф. Брюхановой) проходили концерты, народные чтения, ставились спектакли, проводились балы. Стараясь идти в ногу со временем, в 1910 году Народный дом приобрел «волшебный фонарь с туманными картинами» для сопровождения лекций по библейской тематике. Размещавшееся в Народном доме Общество трезвости проводило беседы о трезвом образе жизни, например, «Устройство трезвых развлечений».

9-й Тобольский пехотный полк для развлечения нижних чинов устраивал на Рождество солдатские спектакли под руководством прапорщика Э.Э. Бурхарда, мужа Агриппины Колмаковой, сестры Лидии Степановны Колмаковой.


Тюменский ипподром, 1910-е годы.

         Необходимо сказать ещё об одномизлюбленномвиде проведения досуга тюменцами – ипподроме. Многие горожане были страстными любителями конных соревнований, некоторые выставляли на гонки своих лошадей (среди них П.А. Брюханов, Федот Григорьевич Колмаков и другие члены семьи Колмаковых), на ипподроме работал тотализатор. Страсть, азарт сопровождали забеги. Некоторые члены клуба и просто посетители соревнований не выполняли общепринятых правил поведения, пытались влиять на результаты забегов лошадей, сквернословили, дрались – поведение ряда зрителей было таким вызывающим, что дамы даже перестали посещать ипподром.

 Одно время дела на ипподроме пришли в полное расстройство – необходимо было навести порядок.На должность вице-президента общества поощрения коннозаводства в июле 1909 годасобранием членов общества был единогласно выбран и. о. вице-президента общества Пётр Александрович Брюханов (с декабря 1906 года он исполнял обязанности казначея общества). Он призвал членов общества включиться в устранение тех «ненормальных явлений, которые привели прежде процветающее общество к кризису». «В соблюдении устава и сохранении порядка» он видел «единственное средство выйти из переживаемых затруднений».Благодаря его усилиям удалось добиться строгого выполнения членами общества правил устава.

В 1910 году правила проведения забегов были приведены в соответствие с регламентом, была разработана программа беговых испытаний, было назначено 15 беговых дней, сумма призов была увеличена вдвое против 1909 года, были определены строгие рамки вознагражденияза призовые места. Призы достигали внушительных размеров: например, Большой Тюменский приз в честь почётного вице-президента А.П. Россошных, достигал 1000 руб. Общая сумма призов за сезон достигала 8000 рублей, победителям вручались серебряные кубки, блюда, портсигары и другие ценные призы.

         Пётр Александрович Брюханов, исполняющий обязанности вице-президента, а позднее – вице-президент общества,лично руководил бегами, которые при его руководстве проходили «в образцовом порядке».В образцовый порядок удалось П.А. Брюханову привести все дела общества коннозаводства.

         В заявлении членов общества поощрения коннозаводствао приёме П. А. Брюханова в почётные члены общества и ходатайстве их «об удостоении его Высочайшей наградой» говорится, что «своими трудами, неусыпными заботами, знанием дела и вниманием к публике» П.А. Брюханов «принёс обществу заслуги весьма важного значения»: благодаря его энергии на ипподроме введён и поддерживается необходимый порядок; неуклонные заботы о денежных средствах общества дали возможность щедрого поощрения лошадей и приведения зданий ипподрома в надлежащую исправность;поощрение лошадей младшего возраста, представляющих «рассадник лошадей весьма высоких кровей и достоинств», служит «в среде населения города и уезда» делу улучшения коннозаводства, чему, благодаря усилиям П.А. Брюханова, «положено твёрдое основание». За деятельность по развитию в крае отечественного коннозаводства в течение семи лет, «за труды по части коннозаводства» П.А. Брюханов был «Всемилостивейше пожалован» серебряной медалью (1913 год) и золотой медалью (1915 год) с надписью: «За усердие» для ношения на груди на Станиславской ленте.

         Бывший вице-президент общества поощрения коннозаводства А.В. Колмаков вёл финансовые дела общества (в его ведении находился резервный фонд и фонд наездников),делал большие вклады в пользу общества.Успешно выполнял обязанности вице-президента тюменского общества в Ирбите во время ярмарочных бегов Фома Степанович Колмаков.Лукьян Степанович Колмаков входил в состав ревизионной комиссии, он же исполнял обязанности стартера при забегах.

         Публики на бега собиралось много, кроме забегов лошадей часто на ипподроме работал синематограф, проводились гулянья в пользу Владимирского Сиропитательного заведения и другие благотворительные мероприятия.Благотворительный спектакль организовала 14 марта Н.В. Колмакова вместе с В.П. Бурковым. В постановке принимали участиекак профессиональные артисты, так и любители. Спектакль дал чистой прибыли 450 рублей, которые были направлены на оплату учёбы недостаточных учеников Тюменского Александровского реального училища.

         Вообще, детям общественность Тюмени уделяла большое внимание.


Владимирское сиропитательно-ремесленное заведение. Построено на деньги купца С.М. Трусова.

         Особое внимание уделялось сиротам, которые были согреты теплом и добротой тюменцев: многие жители города делали пожертвования на нужды Владимирского Сиропитательного заведения.Члены семей Брюхановых и Колмаковых традиционно принимали участие в судьбах воспитанников сиропитательного заведения и «недостаточных» учеников, жертвовали на их нужды серьезные суммы.

         Да и само Сиропитательное заведение было построено на деньги купца С.М. Трусова, в последующие годы его дочь, Фотина Семёновна Серебрякова, отдавала на нужды заведения пенсию, которую получала за своего отца после его смерти, постоянно следила за судьбой воспитанников, была крёстной матерью младенцам, подкинутым к дверям её дома, дала многим образование, сама воспитала приемную дочь Августу Флегонтовну (в замужестве Брюханову), которая, в свою очередь, так же была членом попечительского совета Сиропитательного заведения. И все члены семьи Брюхановых многие годы продолжали традицию патронирования тюменских сирот.

         Не оставались в стороне и члены семьи Колмаковых. На деньги А.В.  Колмакова (5 000 руб.) было построено отделение для грудных детей. При отсутствии специального отделения младенцев забирали на дом нянечки, что неблагоприятно сказывалось на здоровье детей вследствие плохого ухода за ними и неправильного кормления. Появление отделения для грудничков позволило серьёзно уменьшить детскую смертность сирот в младенческом возрасте.

         «СТГ» писала, что «Сиропитательное заведение, благодаря установившемуся в нём последнее время порядку и заботливости о призреваемых, приобрело общее, горячее сочувствие. Число питомцев постепенно увеличивается, смертность между грудными подкидышами поразительно уменьшилась». Питомцы под наблюдением надзирательниц были отправлены в с. Балду Червишевской волости, где «дети занимаются лёгкими полезными работами, поют в церкви, ведут себя хорошо и пользуются превосходным здоровьем». За время отсутствия питомцев проводился ремонт здания Сиропитательного заведения.

         В Сиропитательном заведении в 1909-1910 годахпризревалось свыше 100 детей, оно крайне нуждалось в средствах, для пополнения бюджета заведения руководство приюта должно было изыскивать из благотворительных источников (пожертвований, лотерей, гуляний) свыше 8000 рублей ежегодно.

         В доме Антонины Васильевны Колмаковой, жены Кирьяка Степановича Колмакова, на Телеграфной улице 1 ноября проводилась лотерея-аллегри, разыгрывались призы, доход от продажи билетов шёл в пользу Владимирского сиропитательного заведения.

         Уже упоминалось, что в павильоне тюменского общества поощрения коннозаводства, которым руководил П.А. Брюханов, проводились бега и было организовано гулянье в пользу Владимирского сиропитательного заведения.Даже подписка на пожертвования в пользу ВСРЗ проходила как в канцелярии сиропитательного заведения, так и в магазине Бр. Брюхановых.

            Многочисленными и разнообразными рождественскими развлечениями завершился 1909 год в Тюмени.«26 декабря в помещении Сиропитательного заведения состоялась ёлка для питомцев этого заведения; ёлка в общем прошла оживленно и доставила детям громадное удовольствие; дети получили с елки конфекты и подарки».

         Традиционно в канун больших праздников (Рождество, Пасха) в городе проводилась благотворительная подписка («взамен визитов») в пользу общества пособия нуждающихся учеников, в пользу беднейших учениц. И, конечно, среди подписавшихся – фамилии членов семейств Брюхановых и Колмаковых: Михаил Алексеевич Брюханов, Агриппина Степановна Колмакова, А.С. Колмаков и другие. 

         Из сказанного выше мы видим, что во многих городских культурных и просветительских мероприятиях принимали активное участие члены купеческих семей Брюхановых и Колмаковых.

Брюхановы, продолжая семейную традицию благотворительности, заложенную предыдущими поколениями купцов Трусовых и Серебряковых, поддерживали благотворительные инициативы общественности.

Председателем попечительского совета ВСРЗ в течение ряда лет были Фотина Семеновна Серебрякова и Августа Флегонтовна Брюханова. М.А. Брюханов несколько лет руководил обществом борьбы с детской смертностью, был в попечительском совете ВСРЗ. Как Брюхановы, так и Колмаковы принимали участие в судьбах детей-сирот, нуждающихся учащихся города. Михаил Алексеевич и Пётр Александрович Брюхановы в течение нескольких лет состояли в Совете Старшин Приказчичьего клуба, являлись организаторами и контролировали проведение различных его мероприятий, в том числе благотворительных. П. А. Брюханов был отмечен за плодотворную работу в качестве вице-президента общества поощрения коннозаводства, в котором так же активно работали многие члены семьи Колмаковых. Эта активная позиция и безотказная помощь нуждающимсячленов купеческих семей Брюхановых и Колмаковых вызывала благодарность и уважение окружающих их людей и сохраняет благодарную память тюменцев и сегодня.

 

Литература:

  1. Боярский Л.В. Пионеры тюменской фотографии. Становление фотографического дела в г. Тюмени в 19 – начале 20 вв. Тюмень. Тюменский дом фотографии. С. 132.
  2. СТГ. 1907. 13 марта.
  3. 3. СТГ. 1909. 2 мая.
  4. СТГ. 1909. 13 мая.
  5. Там же; СТГ. 1909. 16 мая.
  6. СТГ. 1909. 16 мая.
  7. Там же.
  8. Там же.
  9. СТГ. 1909. 4 июня.
  10. СТГ. 1909. 27 июня.
  11. СТГ. 1909. 28 июня.
  12. СТГ. 1909. 8 июля.
  13. СТГ. 1909. 17 сент.
  14. СТГ. 1909. 17 сент.
  15. СТГ. 1909. 11 июля.
  16. Там же.
  17. СТГ. 1909. 30 июля.
  18. СТГ. 1909. 29 окт.
  19. СТГ. 1909. 30 окт.
  20. СТГ. 1909. 4 дек.
  21. 21.СТГ. 1909. 15 дек.
  22. СТГ. 1909. 1 авг.
  23. СТГ. 1909. 1 авг.
  24. СТГ. 1909. 29 сент.
  25. СТГ. 1909. 8 окт.
  26. СТГ. 1909. 31 дек.; СТГ. 1909. 14 нояб.; СТГ. 1909. 5 дек.; СТГ. 1909. 23 дек.
  27. СТГ. 1910. 3 янв.
  28. СТГ. 1910. 2 янв.
  29. СТГ. 1909. 22 дек.
  30. СТГ. 1910. 2 янв.
  31. СТГ. 1909. 20 авг.
  32. СТГ. 1909. 23 авг.; СТГ. 1909. 25 авг.
  33. СТГ. 1909. 5 сент.; СТГ. 1909. 29 сент.

 

Краеведческая конференция «Наше наследие-2016»:материалы докладов и сообщений//под ред. Р. Г. Назаровой, Л. Н. Басова, Т. С. Воеводиной, А. А. Севостьянова.-Ишим, 2016.-СС. 37-46.

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»