В таком захолустном городке, как наш... вокзал — это море, это порт, неведомые дали...

М. Себастиан "Безымянная звезда"

В начале ХХ века бурное железнодорожное строительство пришло, наконец, и в Заводоуковскую волость. В сосновом лесу вырос вокзал, который более века встречает гостей нашего края и провожает земляков в дальнюю дорогу.

В кругах, продвигающих проект новой железной дороги, разгорелась оживлённая дискуссия по поводу того, куда её вообще прокладывать. И наше село ни в одном из предлагаемых направлений даже не упоминалось. Магистраль должна была обойти не только Заводоуковск, но даже уездный Ялуторовск. Конечно, местные купцы не хотели оставаться в стороне от такой эпохальной стройки и создали инициативную группу, которую возглавил Кирьяк Колмаков, первый наш земляк, получивший высшее образование.

Старожилы Заводоуковска уверены, что Кирьяк Степанович добился пересмотра плана строительства с помощю взятки. Даже сумму приводят – 5 000 рублей золотом. Так ли это было – трудно сказать. Но вот в финансировании разработки нового проекта и прокладки трассы железной дороги ялуторовские купцы участие принимали.

Кирьяк Колмаков (крайний справа) в 1910 году участвовал в экспедиции по исследованию почв на предложенной ялуторовчанами трассе Тюмень-Омской железной дороги

22 июня 1909 года был принят закон о строительстве Тюмень-Омской железной дороги через Ялуторовск. Её протяжённость должна была составлять 532 версты, а бюджет строительства – 32 млн рублей.

Этот проект был осуществлён всего за три года. Внесли в его реализацию свой вклад и наши земляки. Вот как об этом рассказывает хранитель истории деревни Каменка Николай Чуклеев: «В 1911 году в нашем уезде строилась железная дорога… Этот участок дороги с огромной насыпью был поднят за одно лето крестьянами на своих лошадях… Они съезжались с окрестных деревень на заработки... Почему заводоуковцы так охотно и старательно работали? А потому что деньги подрядчик выдавал ежедневно, прямо на месте, а заработки были хорошие».

По сведениям краеведа Сергея Захарова, первый рабочий поезд в Заводоуковск пришёл 9 мая 1910 года. Тогда же началось и строительство самой станции, ведь все материалы, необходимые для этого, можно было подвезти только по железной дороге. Чтобы не задерживать стройку, через Тобол даже построили временный разводной мост – река-то была судоходная.

По данным Заводоуковского архива, строительство станции закончилось в марте 1913 года. А регулярное движение по Тюмень-Омской железной дороге было открыто 1 ноября. Тогда она рассматривалась исключительно как дублёр основной, южной ветки Транссиба. Через нашу станцию за сутки проходило всего две пары пассажирских поездов.

 

Для справки: Сегодня на станции Заводоуковской только останавливается 15 пар поездов. Пассажиропоток в среднем за сутки составляет 340 человек

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»