Рептюх Т. В.,
педагог Бюджетного общеобразовательного учреждения
г. Омска «Средняя образовательная школа  № 55
имени Л.Я. Кичигиной и В.И. Кичигина»

Я хочу рассказать вам  историю о зеркале, а вернее о том, как оно прожило свою жизнь, потому что это и есть начало моей родословной. Зеркало это сейчас живет в моей семье, ему уже больше 130 лет. За свою жизнь оно совершило большое путешествие и пережило несколько своих хозяев. Всю информацию о них оно надежно хранит в своей памяти. На какой фабрике его выливали, не знаем, но знаем, что куплено оно было на ярмарке в городе Вятка. Давно это было, примерно в 1885 году.

Автоном Колегов, служащий в Вятском городском суде, присмотрел на ярмарке чудо дивное – зеркало в раме для своей молодой жены – красавицы Натальи. Жили молодые хорошо. Четверо детей народилось. Примеряли обновки, любовались в зеркало. Взрослели, хорошели дети: Мария, Петр, Феня, Афанасия (14.02.1889 г.р.). Каждое утро начинали со встречи с зеркалом, волосы причесывали, косы длинные плели.  У Афанасии волосы, как спелые колосья пшеницы, да еще и кудрявые, заплетет волосы в косу, а она вся волнистая, поэтому вокруг головы обернет, платочек сверху повяжет, красавица, да и только!       

В Вятке жила еще одна семья Солкиных:  Иван да Наталья. Жили в достатке. Было у них три сына - богатыря: Николай, Алексей, Григорий (12.02. 1882г.р.) и две дочери Мария да Таисия. Отец был очень строгий, перечить нельзя было, рассердится. Мать добрая, нежная любила и жалела детей. Жили по Домострою. Все слушались отца. В доме было всегда тихо, чисто, кругом порядок. Все сыновья получили образование в церковно-приходской школе. Григорий окончил 4 класса. Отец отправил своих сыновей работать подмастерьем, чтобы получить ремесленные профессии. Николай и Алексей выучились на пимокатов. Григорий стал портным. Без работы не сидели, заказов было много, значит и достаток в доме прибывал. Дети стали взрослые, старшие Николай и Алексей решили обзавестись семьей, стало тесно жить, решили пристраивать комнаты к основному дому, надстроили второй этаж. Григорий, младший сын, служил в царской армии портным. Вернулся домой к родителям, у братьев уже детки растут, тесно жить вместе, да и отцовский старый режим уже не по душе стал. А тут еще каждое утро мимо окон девица-красавица проходит. По сердцу она стала, познакомился, величать ее Афанасия Автономовна. Чудно! Но сердцу не прикажешь. Заслали сватов. Невеста молодая, на 8 лет младше жениха. Сговорились о свадебке. Зеркальце, купленное на базаре, в приданное было подарено. Так и попало оно в семейство Солкиных. Долго ли коротко, а вот уже у Григория и Афанасии  первая дочка Анфиса  родилась в 22 июля 1912 года в деревне Солкины, Шестаковского района, Кировской области. (Вот тебе и ответ на вопрос откуда фамилии берутся). Тут дядьки, старшие братья отца, с семьями по какому-то случаю (сейчас уже трудно восстановить) перебрались в Сибирь в Омскую область, Заводоуковский район, на станцию Падун. В письмах писали, что свободной земли в Сибири видимо-невидимо. Жизнь вольная, если умеешь работать, будешь в достатке. Вот и решил Григорий отделиться от отца и жить самостоятельно. Отец сначала разгневался, а потом махнул рукой на решение младшего сына. Уж больно своенравный Григорий был, что задумает – из головы не вышибешь. Мать отговаривала ехать сына в Сибирь, плакала, зачем самому себя на каторгу загонять. Но жить по отцовским правилам Григорий не хотел. Собрали самые необходимые вещи, обложили подушками зеркало, завернули его в одеяло и тронулись в дальний путь в Сибирь по железной дороге. Друг Григория – Петр Ильич Поушев – отправился вместе с ними в путь-дорогу в поисках счастья и новой жизни.

Долго ли коротко ехали и на поезде, и на телеге, но добрались до представителей власти деревни Хорзова. Сначала молодые семьи Солкиных и Поушевых распределили в деревню Коровинку. Красотища неписанная. Низинка, трава густая, от влаги темно-зеленая, сочная, рядом голубой змейкой речка извивается, кругом рощи березовые. Тут и стали ставить рубленый дом. Детки пошли один за другим: Александр, Леонид, Клавдия, Роза. Жить стали хорошо, купили лошадь, корову, завели овец. Земли свободной было много. Обрабатывай столько, на сколько сил хватит. Сеяли гречиху, просо, рожь. Там же и сено заготавливали. Дети землянику, да грибы летом собирали, сушили их, зимой пригодится. Все было хорошо, но каждую весну речка разливалась и затапливала низинку, огороды, а тут уже подобралась к домам. Друг Григория Ивановича жил в деревне Бигила, работал врачом, он посоветовал переехать в другую деревню. Так семьи Солкины и Поушевы оказались в деревне Красная. Сначала на окраине построили амбар, потом перевезли разобранный по бревнам дом из Коровинки и вновь собрали его. В новом рубленом доме почетное место было отведено иконке, которой мать    в дорогу благословила, и зеркалу, раму которого украшало самотканое вышитое полотенце.

У Афанасии был станок ткацкий, весной сеяли лен, а в конце лета срезали серпами, вымачивали в речке, затем отбивали, мяли, чесали до тех пор, пока тонкие волокна не получались. Потом на станке долгими зимними вечерами Афанасия ткала ткань. На дверях комнаты висели шторы, на окнах занавески с вышитыми северными узорами. С малого возраста мать своих девочек учила вышивать незатейливые узоры. Дети были одеты, обуты. Григорий Иванович был единственным портным в округе. Сельчане относились к нему с уважением и благодарностью. С осени до весны Григорий Иванович обшивал своих сельчан и жителей близлежащих деревень. Шил платья, пиджаки, штаны, пальто, тулупы. В лесу зверья много: и лисы, и зайцы. Шкурки обработаешь, шапку, шубку сошьешь, на базаре в воскресенье за денежку продашь. Только бы жить да поживать, а тут революция. 

Когда в Сибирь пришло известие о революционных событиях, что это такое, и зачем оно надо зажиточным крестьянам, трудно было понять. Затем началась Гражданская война. Григорий Иванович был ранен в ногу, после госпиталя комиссовали, вернулся в семью. Пришла пора коллективизации. Стали организовывать колхоз, забрали все хозяйство: лошадь, две коровы, овец, а зеркало оставили. Так оно и помогало портному зарабатывать деньги до конца жизни. Бывало, приедут зимой на санях из какой-нибудь деревни с просьбой обшить сельчан, возьмет Григорий Иванович с собой машинку и поедет людей одевать, зеркало у всех есть, а талант портного только у него. Пользовался большим уважением за мастерство, внимание к людям и уживчивый характер. Воспитали Григорий Иванович и Афанасия Автономовна пятерых детей: Анфису (1912 г. р.), Леонида (1919), Александра, Клавдию (1927), Розу. В нижней части зеркала прикрепляли фотографии взрослеющих детей. Александр родился глухонемым. Все понимали Александра без слов, а он больше всех любил лошадей. Леонид был высоким, красивым юношей, волосы вьющиеся, взгляд ласковый. Ушел в Армию, вся семья плакала.    Мать обнимала Леонида, целовала как маленького и все твердила: «Сыночек, миленький мой, больше я тебя не увижу». Все стали ругать её: «Что ты воешь, он же не на войну идет, а в армию. Отслужит и вернется». Материнское сердце не обманешь.

Служить его отправили на Дальний Восток. Попал в конный полк.  Письма писал часто и успокаивал маму, даже присылал фотографии, которые мать сразу же крепили на зеркало. Леонид служил в одной части с Мишей из д. Коршунова. Осенью 1941 года ждали домой, а тут в июне война. С Дальнего Востока служивых перебросили сразу на запад. Родители ездили в Заводоуковск, думали, что увидят Лёнечку, когда будет поезд проезжать мимо станции, но эшелон прошел на большой скорости, все вагоны были глухо заперты.  Похоронка пришла в 1942 году: «Погиб 20 июня 1942 года в неравном бою, защищая столицу Украины город Киев». Друг Михаил дошел до Берлина, вернулся после Победы, приехал к родителям боевого друга и рассказал, как погиб Леонид. Все шли в наступление в шеренге, рядом друг с другом, вдруг Леня упал, хотел было Миша остановиться, да не тут-то было. Война. Наступление. Всем вперед. А после уже нельзя было вернуться.

Рано ушла из жизни Афанасия Автономовна (в 1948 году), не дождалась первого внука Николая от сына Александра и снохи Марии.

Старшая дочь Анфиса замуж не вышла. Любимый парень ушел на фронт, не вернулся. Погиб. Больше никого не полюбила. Сватались деревенские парни, но все получали отказ. Когда провожала на фронт своего жениха, то обещала быть ему верной, так всю жизнь и любила его одного молодого. Она всю жизнь прожила в деревне Красная вместе с отцом Григорием Ивановичем Солкиным. До конца жизни служило зеркало хозяину Григорию Ивановичу, затем так и осталось у старшей дочери, с которой доживал свой век портной. У Анфисы не было времени красоваться у зеркала, деревенские хлопоты с утра до позднего вечера, лишь перед выходными пыль смахнет, да мать с отцом вспомнит. Уже в  глубокой старости переехала в посёлок Центральный ОПХ, поближе к брату Александру и сестре Розе. Милее сельского хозяйство для нее ничего не было. Сколько раз в молодости сестренки: Анфиса, Клава, Роза в  крещенские вечера гадали возле зеркала, да так красивую судьбу себе и выгадали. Роза вышла замуж за Ивана Ивановича Просекова и жила в Центральном. Клавдия с мужем Василием Ивановичем Кетовым и дочерями переехали жить в город Омск. Но это уже другая история.

Люди уходят их жизни, а зеркало продолжает отражать информацию о тех, кто находится рядом. Зеркало не выбросишь, оставлять в пустом доме тоже нельзя, так по наследству оно переехало в город Омск, к средней дочери Клавдии. Сейчас такие зеркала в современной квартире не встретишь, лишь в музей его передать. А жаль, умело бы оно говорить, наверное, дополнило бы наш рассказ интересными жизненными историями.

 

Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2021.- СС. 154 - 156.

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   

Календарь событий

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»