Скачкова Г. К.,
к.и.н., доцент, заведующий
Музеем народного образования Тюменской области
ТПИ им. Д. И. Менделеева
(филиал)ТюмГУ

«ПОРАБОТАТЬ ДЛЯ СВОЕЙ МРАЧНОЙ И ВЕЛИЧАВОЙ РОДИНЫ…»:
выпускники Тобольской гимназии
второй половины XIX – начала XX вв.
на педагогическом поприще в Сибири

Во второй половине XIX в. учебные заведения России были вовлечены в демократическую реформу образования. Одним из важных составляющих этого процесса явилось патриотическое направление, выразившееся для выпускников сибирских гимназий в желании послужить во благо Сибири, несмотря на заманчивые предложения центра. Этот патриотический порыв довольно емко выразился в призыве выпускников Тобольской гимназии 1863 года: «Поработать для своей мрачной и величавой родины…»

Автором этого лозунга выступил выпускник Митрофан Алексеевич Водянников (1848 – после 1917). Окончив юридический факультет Московского университета, в 1869 году он вернулся в Тобольск и приступил к педагогической деятельности в родной гимназии, преподавал историю и географию. В этот период Тобольскую гимназию возглавлял активный деятель сибирского образования, новатор в педагогическом деле Филолог Васильевич Рудаков. Директор предложил педагогическому коллективу не отставать от реформаторских идей российского общества и предложить свои меры к совершенствованию учебного процесса в гимназии. Учась, а потом и работая под руководством Ф.В. Рудакова, Митрофан Алексеевич приобрел ценный педагогический опыт, который послужил базой для его дальнейшего карьерного роста.

С 1873 года начался Омский период деятельности М. А. Водянникова, самый продолжительный и весьма плодотворный. Он начал учительствовать, а в 1879 года в качестве директора возглавил Омскую учительскую семинарию и управлял ею в течение 30 лет. В 1883 году за успешную работу на педагогическом поприще был произведен в чин коллежского асессора и награжден орденом Станислава II-й степени, в 1886 году получил чин действительного статского чиновника и награжден Орденом Анны II-й степени и медалями.

В 1906–1907 годах М. А. Водянникову, как опытному организатору доверили возглавить Томский Учительский институт (ТИУ) в ответственный период для учебного заведения - переезда в новый, красивый, специально построенный корпус. М. А. Водянников провел организационные работы по оснащению ТИУ всем необходимым для успешного учебного процесса и формированию слаженного профессионального коллектива преподавателей, осуществил набор слушателей.

В учебных заведениях, где М. А. Водяников был директором, он заботился о профессионализме будущих учителей, о воспитании нравственности, общем культурном развитии. Как талантливый педагог, изучал европейские и российские методики и программы преподавания предметов, внедрял их в своем учебном заведении; заботился об оснащении вверенных ему учебных заведений необходимыми новейшими учебными пособиями, тщательно формировал библиотеку необходимой литературой.

Еще один яркий представитель руководителя учебного заведения, выпускник Тобольской гимназии - Гавриил Константинович Тюменцев (1842–1931) родился в Семипалатинске. В девять лет оставшись без родителей, был взят на воспитание родственниками. В 1861 году окончил Тобольскую гимназию с золотой медалью и поступил в Казанский университет на естественное отделение в качестве сибирского стипендиата. После завершения учебы в университете, с 1865 года состоял в штате Главного управления Западной Сибири в Омске, одновременно преподавал в военной гимназии.

В 1870 году переехал в Томск. Здесь он служил учителем, воспитателем и инспектором в мужской и женской гимназиях, заведовал библиотекой мужской гимназии, одной из лучших в городе.

В 1877–1907 годах Г. К. Тюменцев – директор вновь открытого Алексеевского реального училища. В первые годы он провел значительную работу по организации вновь открытого учебного заведения. Кроме преподавательской и руководящей деятельности занимался научными исследованиями флоры и фауны Алтайского края, краеведческими изысканиями, наблюдением за климатом сибирской территории. С 1884 года Г. К. Тюменцев вел метеорологические наблюдения на специализированной станции, результаты своих наблюдений за многие годы публиковал в печати. Свою увлеченность краеведением Г. К. Тюменцев передавал учащимся. Всю свою жизнь занимался собиранием книг о Сибири, создав уникальную библиотеку, переданную позднее Томскому университету.

В 1907 года ушел в отставку и посвятил свою жизнь систематизации и обобщению своих научных исследований. 

Награжден орденом св. Владимира 4-й степени и знаком отличия безупречной службы на Владимирской ленте за 40 лет

Из тоболяков, выпускников гимназии, можно выделить Анатолия Александровича Терновского (1867–1920). Он родился в Тобольске, в семье ссыльного чиновника, образование получил в Тобольской гимназии и С-Петербургском историко-филологическом институте. В 1891 году возвратился в Тобольск преподавателем церковно-славянского, русского, латинского, греческого языков, истории и географии, мог преподавать любые предметы гуманитарного цикла. По совместительству служил учителем истории и географии в Мариинской женской школе, а с 1901 года был назначен в ней инспектором классов.

Совмещал преподавательскую деятельность с научной и общественной работой, активно сотрудничал с Тобольским музеем, редактировал издание Ежегодника Тобольского губернского музея, занимался библиографией и иконографией музея, систематизировал каталог книг музейной библиотеки, вел переписку с другими музеями страны и зарубежья.

А. А. Терновский свои историко-литературные исследования воплотил в трудах по истории Сибири: «Очерк колонизации Сибири в царствие Михаила Федоровича», «Историко-географический очерк Кавказских земель до конца IV в» и др.; состоял членом «Общества вспомоществования бедным студентам Тобольской губернии».

Расстрелян большевиками в 1920 году без предъявления обвинений.

Василий Михайлович Новицкий (1890–1957) родился в семье купца-рыбопромышленника в Березове. Детство провел на Севере, но в 1901 году семья переехала в Тобольск. Окончив Тобольскую гимназию в 1911 году, он поступил на естественный факультет Казанского университета. Во время учебы ежегодно участвовал в научных экспедициях на Север Тобольской губернии. Успешно окончив университет, продолжил этнографические и антропологические исследования северных народов, их быт и промыслы, совершив экспедиции на реки Казым, Обь, Нижнюю Сосьву, в Обдорск. Освоил языки северных народностей, в совершенстве владел немецким, и французским языками.

Научную деятельность В. М. Новицкий совмещал с преподаванием в учебных заведениях городов Тобольска и Обдорска. В 20-30-е годы ХХ века сотрудничал с Музеем Тобольского Севера, был активным деятелем Общества изучения края при нем. В 1923 года участвовал в Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве. Для знакомства москвичей с бытом народов Севера привез на выставку две остяцких семьи вместе с берестяным чумом и хозяйственным скарбом. Работая на Севере, организовал на краеведческую работу, спас от расхищения местный краеведческий музей, Автор многих научных трудов, опубликованных в тобольских и свердловских периодических изданиях и оставшихся в рукописях.

БориисНиколааевич Городков (1890–1953). Известный исследователь тундры и арктических пустынь, геоботаник, почвовед, географ, преподаватель, путешественник. Родился в Тобольске в семье преподавателя духовного училища, в 1908 году окончил Тобольскую гимназию с серебряной медалью.

После обучения на естественном отделении университета  продолжил изучение растительности Арктики. В годы гражданской войны преподавал в Томском университете и Омском сельскохозяйственном институте.

С 1920 года и до конца жизни работал в Ботаническом музее Академии Наук. В годы гражданской войны преподавал в Томском университете и Омском сельскохозяйственном институте.

Совершил 26 научно-исследовательских экспедиций по Сибири, Дальнему Востоку, Европейскому Северу СССР, Полярному Уралу. 

Автор более 100 научных работ по ботанике, геологии. Заложил основы тундроведения, стал инициатором создания Института оленеводства ВАСХНИЛ. Награжден медалью Н. М. Пржевальского.

Еще одним ярким представителем губернского города является Михаил Петрович Тарунин (1889–1967). В 1910 году, после окончания Тобольского городского училища, экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости при Тобольской гимназии. После отбывания воинской повинности окончил агрономический факультет Ленинградского сельскохозяйственного института. Возвратившись в Тобольск, работал в Учительском институте, вместе с которым в 1919 году был эвакуирован в Томск. В Томске прошел курсы исследователей природы и препарирования будущих экспонатов животного мира. По возвращении в Тобольск вел фенологические наблюдения, занимался сбором уникальных материалов флоры и фауны города и его окрестностей. М. П. Тарунин активно занимался кружковой работой со школьниками города, подготовил замечательную плеяду юных натуралистов своих последователей.

В период с 1920 по 1929 годы – М.П. Тарунин– организатори первый директор музея Тобольского Севера. Его усилиями были возобновлены музейные научно-популярные издания, действовало Общество изучения края, которое поддерживало связи с Академией наук, Главнаукой, выросло число экспедиций с разнообразным кругом научных исследований. С 1930 по 1937 годы М. П. Тарунин работал в Кондинском заповеднике, заведовал биопунктом. После возвращения в Тобольск возглавил отдел природы музея, продолжил фенологические наблюдения, и активную пропаганду краеведческих знаний среди учащихся, подготовку юных исследователей-натуралистов.

Талантливый педагог, ученый, просветитель, музыкант, философ Аркадий Степанович Знаменский (1898–1982) родился в Тобольске в известной своими просветительскими деяниями семье Знаменских.

В 1918 году, трудное время гражданской войны, окончил Тобольскую гимназию. Занимался частными уроками, преподавал физику в школе II–й ступени, заведовал Ивановским детским домом, открытым в бывшем женском монастыре.

В 1921 году был откомандирован в Сургут для работы в школе, вместе с женой Анной Андреевной преподавал математику и физику, увлекался краеведением, музыкальным исполнительством, театральными постановками.

Одаренный учитель-исследо-ватель привлек внимание руководства образованием и был направлен в Томский университет для дальнейшего обучения, но получить университетское образование не получилось. Тем не менее, А. С. Знаменский не оставил своего научного творчества, продолжил заниматься математикой и решать нестандартные задачи. Сомневаясь в непогрешимости математических законов, излагал свои мысли в научных статьях (к примеру, статья «Вариации на тему Пифагора», опубликована в журнале «Наука и жизнь, № 10, 1971 г.). С успехом создавал физические приборы собственной конструкции для демонстрации опытов на уроках.

А. С. Знаменский воспринимал окружающий мир нешаблонно, осмысливая по-своему различные явления и давая им свои объяснения. Эти мысли он записывал в дневник, который так и назвал «Летающие мысли». Любил прогулки на природу. Своих учеников учил мыслить нестандартно, много трудиться, помогал определиться в выборе профессии и жизненном пути.

Таким образом, приведенная малая часть биографий выпускников Тобольской гимназии представляет собой когорту высокообразованных интеллигентных людей, деятелей науки и просвещения, которые внесли существенный вклад в изучение Сибирского края.

 

Источники и литература:

  1. Автобиография Гавриила Константиновича Тюменцева /https://сибиряки.онлайн/documents/avtobiografiya/ Дата обращения: 07.10.2021.
  2. Баикина А.И., Баикина Ю.О. Родословная книга Новицкие, Чарковы. Опыт социогенеалогического микроисследования семьи. Тюмень, 2010. С. 256.
  3. Белобородов. В.Честь фамилии // Тюменская правда. № 125. 30 мая 1990 г.
  4. Березовиков И.Н. Михаил Петрович Тарунин (1889 – 1967 гг.) – орнитолог, фенолог, краевед и первый директор Музея Тобольского Севера // Русский орнитологический журнал. 2018. Т.27, экспресс-выпуск 16361. С.3243 – 3262.
  5. Журавлева И.В. А.А.Терновский – педагог и общественный деятель // Исторический опыт народного образования Тюменского края. Материалы областной научной конференции. Тобольск, 1992. С. 48-50.
  6. Еремеева О.И. Жизнь и творчество М.П.Тарунина (1889 – 1967 гг.) // Словцовские чтения – 97. Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции. Тюмень, 1997. С. 167 – 169.
  7. Козин В. В. К верховьям неведомых рек: Жизнь и путешествия Б. Н. Городкова. М, 1981. 120 с.
  8. Рафиенко Л.С. Выдающиеся преподаватели и выпускники старейшего учебного заведения Западной Сибири (заметки библиографа) // Рукописи. Старопечатные и редкие книги в собраниях России. Сборник научных статей. Серия «Книга и литература». ГПНТБ СО РАН. Новосибирск, 2018. С. 450 – 461.
  9. Неоконченная повесть: https://www.vestniksr.ru/news/5585-
  10. Широкова М.П., Кочурина С.А. Директор Томского учительского института в 1906 – 1907 гг. – Митрофан Алексеевич Водяников // Вестник ТГПУ. 2200. Вып. 2(18). С. 88 – 91.

 

Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2021.- СС. 102 - 106.

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»