Южаков В. П.,
к.и.н., г. Тюмень
80 лет назад начался обратный отсчёт самому кровавому режиму на земле – гитлеровскому фашизму. 1418 дней и ночей потребовалось Красной Армии и всему советскому народу, чтобы уничтожить «кори-чневую чуму». Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. всегда будет жить в народной памяти.
22 июня 1941 года на городской площади Тюмени состоялся 20-тысячный митинг трудящихся. Проводил его первый секретарь Тюменского горкома партии Дмитрий Семёнович Купцов. На митинге приняли резолюцию, в которой говорилось: «Мы, рабочие, инженеры, техники, служащие, все трудящиеся Тюмени, собравшиеся на митинг, единодушно заявляем, что готовы все, как один, грудью встать на защиту рубежей нашей великой Родины». [1]
С целью скорейшего выпуска военной продукции 2 декабря 1941 года было принято Постановление Тюменского городского комитета ВКП(б) «О производстве вооружения на предприятиях г. Тюмени». Директорам промышленных предприятий предписывалось немедленно приступить к освоению выпуска минометов и пистолетов-пулеметов Шпагина (ППШ) по образцам (в виду отсутствия технической документации). [2]
В Тюмень были перебазированы из прифронтовых районов СССР 28 промышленных предприятий и учреждений. [3]
Согласно материалам переписи эвакуированного населения на 1 февраля 1942 г. Тюмень приняла более 20 тыс. человек. [4]
Согласно Постановлениям ГКО СССР от 13 августа 1941 года Тюменская судоверфь разместила в своих цехах 6 эвакуированных заводов. На объединённый завод возлагалось строительство торпедных катеров марки Г-5-ХI-бис и изготовление реактивных снарядов М-13. [5]
За военные годы было изготовлено 165 торпедных катеров: 134 - типа Г-5 и 31 единицу - ТК-123 «Комсомолец». Потребности ВМФ СССР в торпедных катерах были полностью удовлетворены. На кораблях, построенных в Тюмени, воевали 12 Героев Советского Союза. Тюменские катера потопили на Чёрном море 13 вражеских катеров и барж, на Балтике - 13 тральщиков, 7 сторожевых катеров, транспортов и 2 эскадренных миноносца. [6]
Коллектив завода № 639 НКСП три раза награждался переходящим Красным Знаменем ГКО СССР. В 1946 году Красное Знамя ГКО СССР было оставлено на постоянное хранение. [7]
В 1985 году Тюменский судостроительный завод имени 60-летия СССР «за заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны» был награждён орденом Отечественной войны I степени. [8]
Осенью 1941 году в Тюмень прибыли эшелоны с оборудованием завода № 241 Наркомата авиационной промышленности (НКАП). Главной продукцией этого предприятия стали десантные планеры типа А-7 конструкции О. К. Антонова. Коллектив завода № 241 НКАП за время пребывания в Тюмени построил более 600 планеров А-7. Планеростроители работали в Тюмени до конца 1942 года, затем завод № 241 НКАП был переведен в Саратов. Техническую документацию О. К. Антонов передал директору Заводоуковского планерного завода №499 А. С. Москалёву. [9]
Тюменский фанерный комбинат № 15 Главного управления фанерной промышленности Наркомата лесной промышленности СССР с первых дней войны стал выполнять заказы для фронта, резко увеличив объем производства фанеры и дельта-древесины для производства истребителей ЛаГГ-3, а позднее - для Ла-5 и Ла-7. В Тюмень на должность директора был направлен заместитель наркома лесной промышленности СССР Е.С. Ботвинник. Фанера направлялась на авиационные заводы № 21, № 241 и № 499, в отдел аэродромного строительства ВВС Приволжского военного округа. [10]
В октябре 1942 года на фанерокомбинате по инициативе 11-летнего школьника Бори Ильинского была создана ученическая бригада. Юный патриот заявил: «Хочу работать для фронта, хочу помочь нашей Красной Армии в борьбе с фашистами. Обещаю каждый день после занятий в школе и после приготовления уроков работать для фронта не менее одного часа». Почин Б. Ильинского подхватили сотни тюменских школьников. Бригадир школьной бригады Борис Ильинский был награждён Почётной грамотой Наркомата лесной промышленности. [11]
Тюменский аккумуляторный завод Наркомата среднего машиностроения за годы войны изготовил для боевой техники более 400 тыс. аккумуляторов. В 1945 году заводу трижды присуждалось ВЦСПС и Наркоматом 3 место во Всесоюзном социалистическом соревновании промышленных предприятий НКСМ. Указом Президиума Верховного Совета от 28 октября 1944 года за успешное выполнение заданий Правительства по освоению и выпуск новых типов военной техники и выполнение специальных заданий 10 работников завода были награждены орденами и медалями СССР. [12]
Тюменский завод № 762 Наркомата миномётного вооружения выпускал миномёты и мины больших диаметров. 7 декабря 1944 годазавод получил от НКВД СССР задание особой важности: изготовить и поставить в январе 1945 г. для Лаборатории № 2 Академии Наук СССР два фуговочных станка. Позднее эта лаборатория, возглавляемая академиком И. В. Курчатовым, превратилась в Институт атомной энергии Академии наук СССР. [13]
Миномёты и мины изготавливал завод № 769 НКМВ. За успешное выполнение заданий ГКО по производству боеприпасов, миномётов и спецвооружения по Указу от 16 сентября 1945 года 11 работников завода № 762 НКМВ и 4 работника завода № 769 НКМВ были награждены орденами и медалями СССР. [14]
В Тюмени в годы войны было развёрнуто 14 эвакогоспиталей. Лечение прошли 75 тысяч раненых воинов, только 226 из них не выжили. Хирург Н. В. Сушков провёл более 2 тыс. операций, организовал донорское движение. В годы войны более двухсот жителей Тюмени стали «Почётными донорами СССР». За выдающие заслуги Н. В. Сушков был награждён боевым орденом Красной Звезды. [15]
Годы войны ознаменовались широко развернувшимся патриотическим движением тружеников тыла по оказанию материальной помощи фронту. На строительство поезда-бани тюменскими железнодорожниками было собрано 177 644 рубля. За 25 дней поезд был построен. По воспоминаниям командира поезда-бани, майора И. Таратина, в 1943 году после окружения и полного разгрома 300-тысячной группировки Паулюса, К. К. Рокоссовский со своим штабом помылся в поезде-бане. Позже командующий дал команду помыть фельдмаршала Паулюса и его генералов. Большую признательность проявили маршалы Г. К. Жуков и К. К. Рокоссовский, оставившие благодарственные записи в книге отзывов поезда. Всего через 38-й банно-прачечный дезинфекционный поезд, прошло около миллиона воинов Красной Армии.
23 февраля 1943 года тюменская газета «Красное Знамя» сообщила о сборе денег и одежды для Красной Армии. За период Великой Отечественной войны было собрано 14 222 тыс. руб., в том числе:
на строительство самолетов - 77 тыс. руб.
на строительство бронепоезда - 269 тыс. руб.
на строительство поезда-бани - 177 644 руб.;
на танковую колонну «Боевые подруги» - 852 тыс. руб.;
на авиаэскадрилью «Тюменцы – фронту» - 4 947 тыс. руб.;
на танковую колонну «Омский колхозник» - 2 450 тыс. руб.
в Фонд обороны страны - 5 894 тыс. руб.
Кроме того, тюменцы собрали для фронтовиков 821 полушубок, 707 меховых жилетов, 2423 пары валенок, 2646 пар носков и чулок, 5123 пары перчаток и варежек. На фронт было послано 55 933 кг различных подарков [16].
В сборе денег принимали участие школьники. Свои деньги для постройки торпедных катеров перечислил в Фонд Обороны преподаватель физики и математики школы № 25 профессор Б. А. Збарский - руководитель группы учёных, отвечающих за состояние тела В. И. Ленина (его саркофаг с июля 1941 года по март 1945 года хранился в здании Тюменского сельскохозяйственного техникума).
В 1943-1944 годах Тюмень получила 11 Благодарственных телеграмм от Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил СССР И. В. Сталина за сбор денег в Фонд Обороны. [17]
В Тюмени были сформированы 3 стрелковые дивизии, 3 противотанковые артиллерийские бригады. 3 пехотных училища выпустили 12 тыс. офицеров, отправили на фронт 20 тыс. курсантов.
Город Тюмень - промышленный центр, получивший в годы войны развитую инфраструктуру, 14 августа 1944 года стал областным центром. В 1986 году Тюмень в связи с 400-летием основания «за вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков» была награждена орденом Октябрьской революции. В 2021 году Тюмени было присвоено звание «Город трудовой доблести».
Примечания:
- Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (ГАСПИТО) Ф. 7. Оп. 1. Д. 45. Л. 64-70.
- Государственный архив Тюменской области (ГАТО) Ф. 814. Оп. 1. Д. 129. Л. 243-251.
- Там же. Ф. Р1785. Оп.1. Д. 211. Л. 38. 51.; Ф. Р969. Оп.1. Д.134. Л. 15; Ф. Р1785. Оп.1. Д.211. Л.35; Ф.958. Оп.1. Д.5 Л.45.
- Российский Государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. Р-1562. Оп. 20. Д. 322. Л. 3.
- ГАТО. Ф.7. Оп.1. Д. 581. Л.185.
- Там же. Ф.7. Оп.1. Д.581. Л.68.
- Газета «Тюменская правда» (орган Тюменского областного и городского комитетов ВКП(б), Областного и городского Советов депутатов трудящихся) 23.12.1945 №1945, 18.01.1946 №11, 20.01.1946 №13, 10.02.1946 № 28.
- ГАТО. Ф. Р-814. Оп. 5. Д. 980. Л. 2, 3, 5.
- ГАСПИТО. Ф. 124. Оп. 1. Д. 86. Л.7-9.
- Там же. Ф.7. Оп.1. Д.580. Л.38.
- Газета «Красное Знамя», 28.10.1942.
- ГАТО. Ф. Р-814. Оп. 1. Д. 406Б. Л. 6,7
- Там же. Ф.293. Оп.1. Д.338. Л.231
- Там же. Ф. Р-814. Оп. 1. Д. 406Б. Л. 45, Ф. Р-814. Оп. 1. Д. 406Б. Л. 49.
- Там же. Ф. Р-764. Оп. 1. Д. 7. Л. 149, 150 об.
- Красное знамя. 23.02.1943.
- Там же, 27.03.1943, 4.05 1943, 21.03.1944, 2.04.1944, 8.04.1944, 9.04.1944, 13.05.1944, 19.05.1944, 30.05.1944, 3.06.1944.
Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2021.- СС. 64 - 66.