Власова Н.Л.,
член Заводоуковского родословного
общества «Истоки»

Изучая дневники, воспоминания, архивные документы, я поняла, что мои предки оставили большой след в жизни Отечества, истории страны и своего родного села Кизак. Хочется поведать, чем занимались мои родственники, как складывалась их судьба в те далёкие времена.

Мои предки оказались из сосланных: по линии деда – из Тульской губернии, по линии бабушки – из Нижегородской губернии. Просматривая ревизскую сказку Кизакской волости Ялуторовского округа 1858 года, узнаю, что в деревне Видоново живут два брата Власовых из сосланных крестьян купчихи Масловой, переселённых по высочайшему повелению за неповиновение начальству и причисленные в крестьяне по Указу казённой палаты от 12.12. 1857. с 2-х летней льготой от платежа податей и повинностей с начала 1856 года в оклад поступивших с 1858 года [1]. Я заинтересовалась, откуда же эта купчиха, и выяснила, что главный дом усадьбы Масловых был построен в 1814 году в городе Алексин Тульской губернии потомственным почётным гражданином Иваном Фёдоровичем Масловым. После его смерти усадьба перешла во владение его единственной дочери – девице Елизавете Ивановне Масловой [2]. Так одним из Власовых оказался мой прапрадед Алексей Егорович Власов. В 1839 году у Алексея и его жены Александры Ивановны родился сын Мартемьян, по оплошности писаря в архиве он указан под именем Пармен. При подробном изучении данных архива выяснила, что Пармен и Мартемьян – это одно и то же лицо. У прадеда Мартемьяна в 1873 году рождается сын Никита – мой дед. 

По линии бабушки Пелагеи Николаевны Расторгуевой (1878-1961) я узнала в архивах, что её отец Николай Данилович (1858 года рождения) вместе с женой Татьяной Петровной (1859 года рождения.), детьми: Кузьмой (1884 года рождения.) Евдокией (умерла в дороге) и Пелагеей приехали в с. Уварово Курганского округа Тобольской губернии из Нижегородской губернии Лукояновского уезда. Николай Данилович умел читать, имел кожевенное заведение в с. Уварово [3]. Мою бабушку рано выдали замуж, и она уехала жить в село Кизак.

 Первое упоминание о Кизакской волости, которое было найдено в архивных документах, относится к 1730-м годам (центр - д. Кизак, острог-слобода Кизакская, село Кизакское). Волость входила в состав Ялуторовского уезда, Тобольской губернии. До 1923 года к Кизакской волости относилось 18 населенных пунктов.

 

Число жителей деревень, находившихся на территории Видоновского поселения [4].

                                     1794 г. 1868 г. 1903 г. 1912 г. 1926 г.

  1. Кизакское 350 513       391      316       501
  2. Видонова 302 853       848      970       858
  3. Сивкова 302 324       396       328       309
  4. Журавлева 239 2432      331       366       383
  5. Катаева 37 178       122        126       101
  6. Хрящевка 87 925       252       255       285
  7. Масальская 501       820       858       1253

 

Село было красивым: река Кизак с высокими берегами, горы, где можно было брать ягоды и грибы, но главным украшением села был семиглавый храм, который был заложен ещё в 1845 году и окончательно отстроен в 1868-м на средства прихожан. В храме был престол во имя святителя и чудотворца Николая. Это один из древнейших каменных храмов на территории Упоровского района, занесённый в книгу «Архитектурное наследство Тюменской области». В свое время этот храм был известен не только в Кизакской волости, но и далеко за ее пределами. Храм посещали более 4 000 прихожан из 9 деревень. Внутри стены храма украшала деревянная резьба с изображением святых, снаружи - семь позолоченных куполов. При приходе имелись три министерских училища: в Кизаке, Масалях и Видоновой [5]. 

Семья Власовых была набожной, как тогда говорили. В воспоминаниях мамы Власовой Екатерины Никитичны читаю: «Все мои братья и сестра были крещены здесь, многие предки похоронены на родном кладбище. Церковь была каменная, внутри всё было отделано деревом без гвоздей: потолок, стены, а на них наклеены деревянные фигурки, церковь была семиглавая, купола очень красивые воссияли, вокруг стояла ограда с деревянными резными решётками. Служил в храме хороший звонарь. Каждого покойника отпевали, колокола звонили жалобно. В праздники радостный, весёлый был звон и разносился далеко по округе. Помню, как дочь священника выходила замуж: стройная, высокая, фату у неё держали (длинная была.) Много было свадеб, и все венчались тогда. В церковь очень много народу ходило. Рядом сторожка находилась. Там люди останавливались на ночлег. Отец мой был церковным старостой, за всё отвечал. Я очень жалею своё замечательное село, а главное, Божий храм. Он очень многое вытерпел после закрытия» [6]. 

Читая воспоминания дяди Власова Григория Никитича, узнаю, что Никита Мартемьянович действительно был церковным старостой, а с приходом советской власти его назначают председателем исполкома, которым он был до июля 1918 года. Видимо, был уважаемым человеком на селе.

Мама очень мечтала о восстановлении храма. В 2011 году в «Сибирской православной газете» в статье «Две судьбы» журналист Т. Седова пишет: «У Екатерины Никитичны Власовой, ветерана педагогического труда из Заводоуковска, детство и юность связаны с этим храмом, который и сейчас стоит на краю деревни Кизак». Далее она пишет, каким запомнился храм маме, старостой которого недолгое время был её отец. Мама спешила делать добрые дела и уже в преклонном возрасте решила написать письмо с обращением к жителям родного села, где есть такие строки: «Я дала обет – добиться восстановления церкви. Это будет великое дело для всего народа и для меня – я смогу предстать пред богом с чистой душой, прошу, поддержите моё предложение. Упоровский район и вся наша Тюменская область богаты духовными людьми, надо только начать – Господь поможет». Т. Седова пишет: «Спустя некоторое время после того, как мы получили это письмо и познакомились с его автором, в Упоровском районе появился свой настоятель – иерей Василий» [7]. В 2014 году храм был восстановлен на том же месте. Сбылась мамина мечта! Когда ломали церковь, многие люди старались сберечь иконы и уносили их домой. В нашем домашнем архиве хранятся две иконы и крест, вполне возможно, что они были принесены из храма. 

Семья рано осталась без кормильца Никиты Мартемьяновича, самый старший сын Григорий 1903 года рождения оставил для потомков бесценные воспоминания о своей жизни. Вот зарисовки из 1911 года.: «Помню, всё лето не было дождя, жара стояла сильная, всё засыхало, было много саранчи, не родились хлеб, трава, с берёз падал лист. Раскрывали соломенные крыши и откуда-то привозили спрессованное сено, доставленное по южной железной дороге. В этот год я пошёл в школу в 1 класс. В школе было организовано общее питание, варили к большой перемене ячменный суп с капустой, а хлеб свой. Учительница Ольга Леонидовна была очень строгая. За невнимание применяла удар линейкой по голове или по плечу, а то возьмёт за руку, приведёт, воткнёт в угол лицом, и стоишь весь урок. Однажды на Масленице бегу на общественную катушку, загляделся и не заметил, как навстречу поп Глазков шёл. В чистый понедельник пришёл поп заниматься по закону Божьему и поставил меня в угол на весь урок за то, что я с ним не поздоровался» [8].  

В 1913 году Россия празднует 300-летие царствующего дома Романовых. В Интернете нахожу «300-летие дома Романовых» и читаю: «По всем городам в храмах отслужили благодарственные молебны, прошли войсковые парады местных военных гарнизонов, давались торжественные балы, обеды и приёмы губернаторами и градоначальниками, устраивались исторические выставки и народные гуляния. Витрины многих домов и магазинов были украшены флагами и портретами царя Михаила Романова и правящего императора Николая II. Программа юбилейных торжеств была обширной, празднование началось в феврале и продолжалось до осени 1913 года. Заключительные торжества состоялись в Москве. Юбилейные торжества, исполненные небывалого блеска и подъема и объединившие в одном величавом настроении несколько древних областей и городов, закончились, оставив у того, кто был их свидетелем, неизгладимые воспоминания» [9].

На то время Григорию Никитичу было 10 лет, вот как он описывает эти события: «Помню, в 1913 году отмечали 300-летие царствования дома Романовых, празднование было в Кизакской волости. Из соседних деревень Масали и Видоново все школьники приведены были в церковь, и мы тоже. Состоялось торжественное богослужение в честь самодержавия царя и юбилея фамилии по наследству. После церкви все были в волости. Кто подлиннее расскажет рассказик или стихотворение, тому побольше кулёчек с подарками. Я тоже, помню, рассказывал об Иване Сусанине и получил кулёк необидный. А кто в деревне мог знать, что через 4 года царя сбросят с престола, и будет другая власть».

Большое место в воспоминаниях Григория Никитича занимают события в Упоровском районе февраля 1921 года. Известно, что в ночь с 8 на 9 февраля в Упорово вспыхнуло восстание крестьян под руководством Евлампия Мартышина. Он пишет: «Время 1921 году было очень напряжённое. Сойдутся мужики посидеть за оградой и не знают, о чём говорить, друг друга боялись. Что-нибудь поговорит один про банду, другой донесёт. Приезжают ночью и в его же дворе убивают. Я был назначен маршрутным почтальоном: Кизак, Емуртла, Упорово, Лыбаево, Заводоуковск и обратно, 2 раза в неделю. Получил тёплое зимнее обмундирование, оружие - карабин кавалерийский и тесак, 10 патронов». Читаю о событиях того времени: «Однажды, поздно вечером, брат Вениамин говорит: «Куда-то хотят везти арестованных, выводят, руки связывают, садят в сани». Я пошёл, из толпы народа посмотрел и что-то подумал - не убивать ли их повезли?... Не ошибся, действительно, везли на Пятково, свернули в сторону Журавлиного болота и зарубили, зверски расправились, сволочи. Отправили 14 человек, это были: Лавров Егор – председатель волисполкома, Давыдкин, Травников – милиционеры, Хохлов Герасим, Брюхов Павел, Гончаров, Уткин Фёдор, остальных забыл. При отправке Хохлов сказал: «Вы везёте нас явно убивать, прощайте, народ, но нас всех не убить». Тут кто-то из главарей велел ему замолчать и сказал: «Никто вас не собирается убивать, мы отправляем вас в Тобольск, и будет с вами разбираться суд». Через несколько дней, опять поздно вечером, направляют партию 40 человек пешими, руки связаны, одеты легко, а морозец, руки голые, прихожу домой, сказал матери. Она быстро собрала старые шерстяные рукавицы, носки, затянула дыры на скорую руку. Взял я братишку Дмитрия, ему шёл 7-й год, сказал ему: «Надевай, у кого руки голые». Не успели всё надеть, увидел начальник охраны Богданов и выбросил из рядов моего Митрия. Тоже оратор говорил: «Отправляем в Тобольск», а по пути в Пятково сбросали в два колодца, некоторых живыми, например, Мишу Хомякова-секретаря комсомола волости. В с. Кизак жил и служил попом много лет Глазков Николай, он имел своё кулацкое хозяйство: большой хороший дом с надворной постройкой, несколько породистых лошадей. На 2-й день, как вспыхнул мятеж, Глазков организовал крестный ход с иконами по селу, после этого на бывшей базарной площади устроил богомоление, народу собралось очень много, особенно пожилых мужчин и женщин. Поп выступил с речью, в которой призывал народ беспощадно уничтожать всех антихристов – коммунистов. Много было приведено арестованных этапом из Упорово, Суерки, Емуртлы».

Далее в повествовании Григория Никитича я открываю для себя интересный факт. Мама мне говорила, что мой двоюродный дед Андрей Алексеевич Власов был богатым, и они с женой Меланьей держали рабочих, имели свою лавку. У Григория Никитича читаю: «Напихали их в подвал под кооперацией в кирпичную лавку Меланьи Власовой и помещение волости. Отправляли некоторых в этап, в тыл на Уварово и дальше. Вскоре обнаружили между Хрящовкой и Пятково в 2-х колодцах трупы. Это и были те 40 человек, что уведены из Меланьиной лавки».

На то время мама была маленькой, но эти страшные события навсегда врезались в её память. Читаю в её дневнике: «От пули под лавку пряталась, крестьян забирали, руки им вязали, в подвал лавочный сажали, закрывали, кушать, пить не давали. Утром рано в лес увозили, издевались: кому нос, кому глаза удаляли, цепочки снимали, пальцы отрубали, кольца себе забирали. Трупы по лесу собирали на площадь к церкви и волости. А вот и лавка каменная, не достроенная, в ней лежат 2 трупа, один без пальцев, другой без носа, следующий без глаз и уши отрезаны. Выкопали на этом месте длинную, но не так широкую могилу и начали спускать. Кого опознали, тех родители забирали. Остальных спускали в два ряда».

Читая о событиях тех лет в различных источниках, узнаю, что большинство имевшихся в волостях продотрядов, милиции и исполкомов были разоружены мятежниками, а также извлекалось оружие, припрятанное ранее и во время гражданской войны в 1919 году, а частью хранившееся и с Германской войны. Например, в Комиссаровской и Кизакской волостях хранилось 90 винтовок.

Огромные человеческие жертвы с обеих сторон, разоренные и сожжённые до основания деревни, сотни искалеченных судеб - такова была реальность того страшного времени. В 1920–21 годах деревня Масали была центром событий гражданской войны, кулацко-эссеровского мятежа. Многие активисты Советской власти были зверски убиты и сброшены в колодец у д. Кизак, удалось установить имена расстрелянных: Качанов Иосиф Кириллович - председатель исполкома, Белов Илья Кириллович - зам. председателя исполкома, Хохлов Михаил Федорович - секретарь исполкома. Всего 26 фамилий [10].

Из воспоминаний Григория Никитича я узнала, что в 20-е гг. троюродный дед Никандр Степанович Власов со своей лошадью и телегой дошёл до Красноярска, Родион Мартемьянович, двоюродный дед, участвовал в отражении наступления чехов на Курган.

 Григорий Никитич описал в воспоминаниях и дальнейшую свою трудовую  деятельность:  «В 1927 г. много приходилось работать по хлебозаготовкам, по распространению госзайма, по своевременному сбору госналога. В 1928 году был организован первый колхоз «Новая жизнь» из 14 хозяйств, и я, будучи ещё членом сельсовета, агитировал вступать в него. Отвели нам хороший участок земли, отпустили ссуду для приобретения сельхозмашин, инвентаря, мы стали примером для единоличных хозяйств. В 1929 году началась сплошная коллективизация населения и ликвидация кулачества как класса. Мне приходилось принимать участие в раскулачивании как члену сельсовета. Объединили в один колхоз «Память Ленина» 3 деревни: Видоново (центр), Сивково и Кизак, где выбрали меня начальником участка. В 1930 году организовали в Кизаке коммуну и артель, я с женой вступил в коммуну, нами передано было всё движимое и недвижимое имущество. Открыли столовую, пекарню, детский сад, ясли. Тракторов в районе насчитывалось 11 штук, их все объединили под ведение райколхозсоюза. Нас, трактористов, закрепили приказом по 3 человека на трактор. Я, как получил документ старшего тракториста после курсов, был ответственным за всё. Работали в разных колхозах, согласно графику райколхозсоюза».  

Не обошла наш род и 1-я мировая война, в которой участвовал Фёдор Мартемьянович Власов – родной брат моего деда. Григорий Никитич вспоминает: «Мы были на покосе, а покосы были далеко, за 30 вёрст. Однажды под вечер приезжает верхом староста и вручает повестку дяде Фёдору, говорит: «Война с Германией, вот развожу повестки тем, кого берут на войну».  Отец повёз брата Фёдора провожать в Армию, а мы остались на покосе. Началось тревожное время. То и дело призывают мужиков на войну, не считаясь с количеством и трудоспособностью остающейся семьи. Стали приходить похоронки, открытки из Германии, из лагерей пленных, просили послать сухарей, там русских морили голодом. Умирали сотнями, как рассказывал дядя Фёдор, он в 1-м бою попал в плен, был ранен в ногу и был не в состоянии отступать». 

Во время 1-й мировой войны около 8 млн. чел. стали военнопленными, из них 2.4 млн. русских [11]. К сожалению, в архивах про Фёдора ничего найти не смогла. Вернувшись домой, в 20-х годах Фёдор работал милиционером в д. Уварово Курганской области. На крыльце маминого дома до сих пор стоит сундук, который напоминает о нём. Откинув крышку, с трудом можно прочитать надпись, сделанную карандашом: «Фёдор Мартемьянович Власов, Кизакское».

В домашнем архиве сохранился «Трудовой список» (копия) моего дяди Ивана Никитича Власова, из которого можно узнать, что очень нужным человеком оказался Иван на селе, видимо, ценили его ум и грамотность: «1917 год – служба в должности почтальона Нижне-Манайского почтового отделения, Омской почтово-телеграфной конторы, Омутинского почтового отделения, Кизакского почтового отделения. 1919 год - Когда при заступлении Красной Армии и отходу таковой за Омск и далее начали работать уездисполком, волревком,  в с. Кизакском открыли почтовое отделение на 15 селений, меня, как бывшего почтовика и не отступившего с белыми, отдел связи Тюменского губисполкома назначает Заведующим Кизакским почтовым отделением. 1921 год - волостной статистик при Кизакском волисполкоме, 1922 год - волостной финансовый агент с районом обслуживания волостей: Уваровской, Мокроусовской, Комиссаровской, Нижне-Манайской, Кизакской и Пятковской, 1924 год - секретарь Кизакского сельсовета, 1927 год - делопроизводитель Емуртлинского народного суда, секретарь Видоновского сельсовета, 1928 год - счетовод Видоновской маслодельной артели, 1929 год - счетовод Видоновского с-х комбината, 1931 год - временно работал на подгонке годового отчёта в Кизакской с-х коммуне «Вперёд к социализму», 1931 год - счетовод Емуртлинского отделения госбанка» [12].

В 1931 году мой дядя Вениамин Никитич работал кладовщиком в коммуне, а мама успела закончить курсы воспитателей в Емуртле и поработать воспитателем в детском саду сельхозартели в с. Кизак.

Март 1932 года оказался самым тяжёлым для нашей семьи: пришли бандиты и всё отобрали, пригрозив: «Не уедете, будет хуже». Всю жизнь мама вспоминала о платьице, которое было сшито на Троицу, которое она так и не успела поносить. Она рассказывала мне: «Бандиты раскурочили сундук и всё из него взяли. Как я их упрашивала: «Всё берите, оставьте платьице, я его не носила даже!». Не пожалели, отобрали. Наши запрягли лошадь, сгрузили кадочки с груздями, половики, корзины (часы даже побоялись взять, захватили только гири от них) и поехали. При въезде в Заводоуковск маму поразила зелень сосен, она была удивлена, так как никогда их не видела, на родине росли только берёзы. С марта 1932 года началась у мамы новая жизнь. 

Читаю дневниковые записи мамы о своей малой родине, понимаю, как сильно она тосковала по ней.  С большой любовью и теплотой, уже будучи в преклонном возрасте, мама написала стихотворение о селе, где воспевает природу: это и река Кизак с крутыми берегами, на одном из которых стояла мельница, это и берёзовая роща, где не только брали грибы, ягоды, но и проводили народные гулянья, на которые съезжались гости из соседних деревень — Щигры, Масали, Видоново. Есть слова о берёзке, посаженной её тятей, о доме, где она начала работать воспитателем. Во всём стихотворении - тоска, грусть о родине.

 Время идёт, и многое забывается, скоро на смену нам придёт новое поколение. Нужно, чтобы и для них предки не стали безликими призраками, погруженными во тьму прошлого. Если мы вспомним о предках, то, хочется надеяться, наши потомки вспомнят о нас. Я уважаю и горжусь своими предками, представителями моего рода. Все они достойно прожили на родной земле.

 

Примечания:

  1. ГБУТО «Государственный архив в г. Тобольске»: Ф.154.Оп.8,Д.952.Л.2.
  2. .Липницкая Т.Ф. О датировке городской усадьбы купцов Масловых: [Электронный ресурс]. URL: https://proza.ru/2015/01/09/1115. (Дата обращения: 28.10.2020)
  3. ГБУТО «Государственный архив в г. Тобольске»: Ф.417.Оп.2.Д.3870.Л.217.
  4. .Тюменская область: [Электронный ресурс]. URL: https://uporovo.admtyumen.ru/mo/Uporovo/government/villages/Vidonovskoe/adm/main.htm. (Дата обращения 28.10.2020)
  5. Тобольская митрополия: [Электронный ресурс]. Село Кизак Упоровского района, храм во имя святителя Николая Чудотворца. URL: https://www.tobolsk-eparhia.ru. (Дата обращения: 28.10.2020)
  6. Власова Е.Н. Воспоминания о моей жизни. (Рукопись). Заводоуковск. 2010.
  7. Седова Т.А. Вести из приходов. Кизак: [Электронный ресурс]. URL: http://www.ihtus.ru/chron/122011/12.shtml (Дата обращения:28.10.2020)
  8. Власов Г.Н. События в Упоровском районе в феврале 1921 года. Кулацкое восстание против советской власти. (Рукопись). Тюмень. 1978.
  9. Википедия: [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/300-летие дома Романовых. (Дата обращения: 28.10.2020)
  10. Соснина Л.А. Становление советской власти на территории Упоровского района. Краеведческая конференция «Наше наследие»: материалы докладов и сообщений. Ишим.2017.- сс.40-42
  11. Википедия: [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Военнопленные Первой мировой войны. (Дата обращения: 28.10.2020)
  12. Трудовой список И.Н.Власова.Заводоуковск. 09.05.1939.Л.5.

 

Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докл145адов и сообщений.- Ишим, 2020.- СС. 145 - 150.

 

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   

Календарь событий

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»