Власова Н.Л.,
член Заводоуковского родословного
общества «Истоки»
Изучая дневники, воспоминания, архивные документы, я поняла, что мои предки оставили большой след в жизни Отечества, истории страны и своего родного села Кизак. Хочется поведать, чем занимались мои родственники, как складывалась их судьба в те далёкие времена.
Мои предки оказались из сосланных: по линии деда – из Тульской губернии, по линии бабушки – из Нижегородской губернии. Просматривая ревизскую сказку Кизакской волости Ялуторовского округа 1858 года, узнаю, что в деревне Видоново живут два брата Власовых из сосланных крестьян купчихи Масловой, переселённых по высочайшему повелению за неповиновение начальству и причисленные в крестьяне по Указу казённой палаты от 12.12. 1857. с 2-х летней льготой от платежа податей и повинностей с начала 1856 года в оклад поступивших с 1858 года [1]. Я заинтересовалась, откуда же эта купчиха, и выяснила, что главный дом усадьбы Масловых был построен в 1814 году в городе Алексин Тульской губернии потомственным почётным гражданином Иваном Фёдоровичем Масловым. После его смерти усадьба перешла во владение его единственной дочери – девице Елизавете Ивановне Масловой [2]. Так одним из Власовых оказался мой прапрадед Алексей Егорович Власов. В 1839 году у Алексея и его жены Александры Ивановны родился сын Мартемьян, по оплошности писаря в архиве он указан под именем Пармен. При подробном изучении данных архива выяснила, что Пармен и Мартемьян – это одно и то же лицо. У прадеда Мартемьяна в 1873 году рождается сын Никита – мой дед.
По линии бабушки Пелагеи Николаевны Расторгуевой (1878-1961) я узнала в архивах, что её отец Николай Данилович (1858 года рождения) вместе с женой Татьяной Петровной (1859 года рождения.), детьми: Кузьмой (1884 года рождения.) Евдокией (умерла в дороге) и Пелагеей приехали в с. Уварово Курганского округа Тобольской губернии из Нижегородской губернии Лукояновского уезда. Николай Данилович умел читать, имел кожевенное заведение в с. Уварово [3]. Мою бабушку рано выдали замуж, и она уехала жить в село Кизак.
Первое упоминание о Кизакской волости, которое было найдено в архивных документах, относится к 1730-м годам (центр - д. Кизак, острог-слобода Кизакская, село Кизакское). Волость входила в состав Ялуторовского уезда, Тобольской губернии. До 1923 года к Кизакской волости относилось 18 населенных пунктов.
Число жителей деревень, находившихся на территории Видоновского поселения [4].
1794 г. 1868 г. 1903 г. 1912 г. 1926 г.
- Кизакское 350 513 391 316 501
- Видонова 302 853 848 970 858
- Сивкова 302 324 396 328 309
- Журавлева 239 2432 331 366 383
- Катаева 37 178 122 126 101
- Хрящевка 87 925 252 255 285
- Масальская 501 820 858 1253
Село было красивым: река Кизак с высокими берегами, горы, где можно было брать ягоды и грибы, но главным украшением села был семиглавый храм, который был заложен ещё в 1845 году и окончательно отстроен в 1868-м на средства прихожан. В храме был престол во имя святителя и чудотворца Николая. Это один из древнейших каменных храмов на территории Упоровского района, занесённый в книгу «Архитектурное наследство Тюменской области». В свое время этот храм был известен не только в Кизакской волости, но и далеко за ее пределами. Храм посещали более 4 000 прихожан из 9 деревень. Внутри стены храма украшала деревянная резьба с изображением святых, снаружи - семь позолоченных куполов. При приходе имелись три министерских училища: в Кизаке, Масалях и Видоновой [5].
Семья Власовых была набожной, как тогда говорили. В воспоминаниях мамы Власовой Екатерины Никитичны читаю: «Все мои братья и сестра были крещены здесь, многие предки похоронены на родном кладбище. Церковь была каменная, внутри всё было отделано деревом без гвоздей: потолок, стены, а на них наклеены деревянные фигурки, церковь была семиглавая, купола очень красивые воссияли, вокруг стояла ограда с деревянными резными решётками. Служил в храме хороший звонарь. Каждого покойника отпевали, колокола звонили жалобно. В праздники радостный, весёлый был звон и разносился далеко по округе. Помню, как дочь священника выходила замуж: стройная, высокая, фату у неё держали (длинная была.) Много было свадеб, и все венчались тогда. В церковь очень много народу ходило. Рядом сторожка находилась. Там люди останавливались на ночлег. Отец мой был церковным старостой, за всё отвечал. Я очень жалею своё замечательное село, а главное, Божий храм. Он очень многое вытерпел после закрытия» [6].
Читая воспоминания дяди Власова Григория Никитича, узнаю, что Никита Мартемьянович действительно был церковным старостой, а с приходом советской власти его назначают председателем исполкома, которым он был до июля 1918 года. Видимо, был уважаемым человеком на селе.
Мама очень мечтала о восстановлении храма. В 2011 году в «Сибирской православной газете» в статье «Две судьбы» журналист Т. Седова пишет: «У Екатерины Никитичны Власовой, ветерана педагогического труда из Заводоуковска, детство и юность связаны с этим храмом, который и сейчас стоит на краю деревни Кизак». Далее она пишет, каким запомнился храм маме, старостой которого недолгое время был её отец. Мама спешила делать добрые дела и уже в преклонном возрасте решила написать письмо с обращением к жителям родного села, где есть такие строки: «Я дала обет – добиться восстановления церкви. Это будет великое дело для всего народа и для меня – я смогу предстать пред богом с чистой душой, прошу, поддержите моё предложение. Упоровский район и вся наша Тюменская область богаты духовными людьми, надо только начать – Господь поможет». Т. Седова пишет: «Спустя некоторое время после того, как мы получили это письмо и познакомились с его автором, в Упоровском районе появился свой настоятель – иерей Василий» [7]. В 2014 году храм был восстановлен на том же месте. Сбылась мамина мечта! Когда ломали церковь, многие люди старались сберечь иконы и уносили их домой. В нашем домашнем архиве хранятся две иконы и крест, вполне возможно, что они были принесены из храма.
Семья рано осталась без кормильца Никиты Мартемьяновича, самый старший сын Григорий 1903 года рождения оставил для потомков бесценные воспоминания о своей жизни. Вот зарисовки из 1911 года.: «Помню, всё лето не было дождя, жара стояла сильная, всё засыхало, было много саранчи, не родились хлеб, трава, с берёз падал лист. Раскрывали соломенные крыши и откуда-то привозили спрессованное сено, доставленное по южной железной дороге. В этот год я пошёл в школу в 1 класс. В школе было организовано общее питание, варили к большой перемене ячменный суп с капустой, а хлеб свой. Учительница Ольга Леонидовна была очень строгая. За невнимание применяла удар линейкой по голове или по плечу, а то возьмёт за руку, приведёт, воткнёт в угол лицом, и стоишь весь урок. Однажды на Масленице бегу на общественную катушку, загляделся и не заметил, как навстречу поп Глазков шёл. В чистый понедельник пришёл поп заниматься по закону Божьему и поставил меня в угол на весь урок за то, что я с ним не поздоровался» [8].
В 1913 году Россия празднует 300-летие царствующего дома Романовых. В Интернете нахожу «300-летие дома Романовых» и читаю: «По всем городам в храмах отслужили благодарственные молебны, прошли войсковые парады местных военных гарнизонов, давались торжественные балы, обеды и приёмы губернаторами и градоначальниками, устраивались исторические выставки и народные гуляния. Витрины многих домов и магазинов были украшены флагами и портретами царя Михаила Романова и правящего императора Николая II. Программа юбилейных торжеств была обширной, празднование началось в феврале и продолжалось до осени 1913 года. Заключительные торжества состоялись в Москве. Юбилейные торжества, исполненные небывалого блеска и подъема и объединившие в одном величавом настроении несколько древних областей и городов, закончились, оставив у того, кто был их свидетелем, неизгладимые воспоминания» [9].
На то время Григорию Никитичу было 10 лет, вот как он описывает эти события: «Помню, в 1913 году отмечали 300-летие царствования дома Романовых, празднование было в Кизакской волости. Из соседних деревень Масали и Видоново все школьники приведены были в церковь, и мы тоже. Состоялось торжественное богослужение в честь самодержавия царя и юбилея фамилии по наследству. После церкви все были в волости. Кто подлиннее расскажет рассказик или стихотворение, тому побольше кулёчек с подарками. Я тоже, помню, рассказывал об Иване Сусанине и получил кулёк необидный. А кто в деревне мог знать, что через 4 года царя сбросят с престола, и будет другая власть».
Большое место в воспоминаниях Григория Никитича занимают события в Упоровском районе февраля 1921 года. Известно, что в ночь с 8 на 9 февраля в Упорово вспыхнуло восстание крестьян под руководством Евлампия Мартышина. Он пишет: «Время 1921 году было очень напряжённое. Сойдутся мужики посидеть за оградой и не знают, о чём говорить, друг друга боялись. Что-нибудь поговорит один про банду, другой донесёт. Приезжают ночью и в его же дворе убивают. Я был назначен маршрутным почтальоном: Кизак, Емуртла, Упорово, Лыбаево, Заводоуковск и обратно, 2 раза в неделю. Получил тёплое зимнее обмундирование, оружие - карабин кавалерийский и тесак, 10 патронов». Читаю о событиях того времени: «Однажды, поздно вечером, брат Вениамин говорит: «Куда-то хотят везти арестованных, выводят, руки связывают, садят в сани». Я пошёл, из толпы народа посмотрел и что-то подумал - не убивать ли их повезли?... Не ошибся, действительно, везли на Пятково, свернули в сторону Журавлиного болота и зарубили, зверски расправились, сволочи. Отправили 14 человек, это были: Лавров Егор – председатель волисполкома, Давыдкин, Травников – милиционеры, Хохлов Герасим, Брюхов Павел, Гончаров, Уткин Фёдор, остальных забыл. При отправке Хохлов сказал: «Вы везёте нас явно убивать, прощайте, народ, но нас всех не убить». Тут кто-то из главарей велел ему замолчать и сказал: «Никто вас не собирается убивать, мы отправляем вас в Тобольск, и будет с вами разбираться суд». Через несколько дней, опять поздно вечером, направляют партию 40 человек пешими, руки связаны, одеты легко, а морозец, руки голые, прихожу домой, сказал матери. Она быстро собрала старые шерстяные рукавицы, носки, затянула дыры на скорую руку. Взял я братишку Дмитрия, ему шёл 7-й год, сказал ему: «Надевай, у кого руки голые». Не успели всё надеть, увидел начальник охраны Богданов и выбросил из рядов моего Митрия. Тоже оратор говорил: «Отправляем в Тобольск», а по пути в Пятково сбросали в два колодца, некоторых живыми, например, Мишу Хомякова-секретаря комсомола волости. В с. Кизак жил и служил попом много лет Глазков Николай, он имел своё кулацкое хозяйство: большой хороший дом с надворной постройкой, несколько породистых лошадей. На 2-й день, как вспыхнул мятеж, Глазков организовал крестный ход с иконами по селу, после этого на бывшей базарной площади устроил богомоление, народу собралось очень много, особенно пожилых мужчин и женщин. Поп выступил с речью, в которой призывал народ беспощадно уничтожать всех антихристов – коммунистов. Много было приведено арестованных этапом из Упорово, Суерки, Емуртлы».
Далее в повествовании Григория Никитича я открываю для себя интересный факт. Мама мне говорила, что мой двоюродный дед Андрей Алексеевич Власов был богатым, и они с женой Меланьей держали рабочих, имели свою лавку. У Григория Никитича читаю: «Напихали их в подвал под кооперацией в кирпичную лавку Меланьи Власовой и помещение волости. Отправляли некоторых в этап, в тыл на Уварово и дальше. Вскоре обнаружили между Хрящовкой и Пятково в 2-х колодцах трупы. Это и были те 40 человек, что уведены из Меланьиной лавки».
На то время мама была маленькой, но эти страшные события навсегда врезались в её память. Читаю в её дневнике: «От пули под лавку пряталась, крестьян забирали, руки им вязали, в подвал лавочный сажали, закрывали, кушать, пить не давали. Утром рано в лес увозили, издевались: кому нос, кому глаза удаляли, цепочки снимали, пальцы отрубали, кольца себе забирали. Трупы по лесу собирали на площадь к церкви и волости. А вот и лавка каменная, не достроенная, в ней лежат 2 трупа, один без пальцев, другой без носа, следующий без глаз и уши отрезаны. Выкопали на этом месте длинную, но не так широкую могилу и начали спускать. Кого опознали, тех родители забирали. Остальных спускали в два ряда».
Читая о событиях тех лет в различных источниках, узнаю, что большинство имевшихся в волостях продотрядов, милиции и исполкомов были разоружены мятежниками, а также извлекалось оружие, припрятанное ранее и во время гражданской войны в 1919 году, а частью хранившееся и с Германской войны. Например, в Комиссаровской и Кизакской волостях хранилось 90 винтовок.
Огромные человеческие жертвы с обеих сторон, разоренные и сожжённые до основания деревни, сотни искалеченных судеб - такова была реальность того страшного времени. В 1920–21 годах деревня Масали была центром событий гражданской войны, кулацко-эссеровского мятежа. Многие активисты Советской власти были зверски убиты и сброшены в колодец у д. Кизак, удалось установить имена расстрелянных: Качанов Иосиф Кириллович - председатель исполкома, Белов Илья Кириллович - зам. председателя исполкома, Хохлов Михаил Федорович - секретарь исполкома. Всего 26 фамилий [10].
Из воспоминаний Григория Никитича я узнала, что в 20-е гг. троюродный дед Никандр Степанович Власов со своей лошадью и телегой дошёл до Красноярска, Родион Мартемьянович, двоюродный дед, участвовал в отражении наступления чехов на Курган.
Григорий Никитич описал в воспоминаниях и дальнейшую свою трудовую деятельность: «В 1927 г. много приходилось работать по хлебозаготовкам, по распространению госзайма, по своевременному сбору госналога. В 1928 году был организован первый колхоз «Новая жизнь» из 14 хозяйств, и я, будучи ещё членом сельсовета, агитировал вступать в него. Отвели нам хороший участок земли, отпустили ссуду для приобретения сельхозмашин, инвентаря, мы стали примером для единоличных хозяйств. В 1929 году началась сплошная коллективизация населения и ликвидация кулачества как класса. Мне приходилось принимать участие в раскулачивании как члену сельсовета. Объединили в один колхоз «Память Ленина» 3 деревни: Видоново (центр), Сивково и Кизак, где выбрали меня начальником участка. В 1930 году организовали в Кизаке коммуну и артель, я с женой вступил в коммуну, нами передано было всё движимое и недвижимое имущество. Открыли столовую, пекарню, детский сад, ясли. Тракторов в районе насчитывалось 11 штук, их все объединили под ведение райколхозсоюза. Нас, трактористов, закрепили приказом по 3 человека на трактор. Я, как получил документ старшего тракториста после курсов, был ответственным за всё. Работали в разных колхозах, согласно графику райколхозсоюза».
Не обошла наш род и 1-я мировая война, в которой участвовал Фёдор Мартемьянович Власов – родной брат моего деда. Григорий Никитич вспоминает: «Мы были на покосе, а покосы были далеко, за 30 вёрст. Однажды под вечер приезжает верхом староста и вручает повестку дяде Фёдору, говорит: «Война с Германией, вот развожу повестки тем, кого берут на войну». Отец повёз брата Фёдора провожать в Армию, а мы остались на покосе. Началось тревожное время. То и дело призывают мужиков на войну, не считаясь с количеством и трудоспособностью остающейся семьи. Стали приходить похоронки, открытки из Германии, из лагерей пленных, просили послать сухарей, там русских морили голодом. Умирали сотнями, как рассказывал дядя Фёдор, он в 1-м бою попал в плен, был ранен в ногу и был не в состоянии отступать».
Во время 1-й мировой войны около 8 млн. чел. стали военнопленными, из них 2.4 млн. русских [11]. К сожалению, в архивах про Фёдора ничего найти не смогла. Вернувшись домой, в 20-х годах Фёдор работал милиционером в д. Уварово Курганской области. На крыльце маминого дома до сих пор стоит сундук, который напоминает о нём. Откинув крышку, с трудом можно прочитать надпись, сделанную карандашом: «Фёдор Мартемьянович Власов, Кизакское».
В домашнем архиве сохранился «Трудовой список» (копия) моего дяди Ивана Никитича Власова, из которого можно узнать, что очень нужным человеком оказался Иван на селе, видимо, ценили его ум и грамотность: «1917 год – служба в должности почтальона Нижне-Манайского почтового отделения, Омской почтово-телеграфной конторы, Омутинского почтового отделения, Кизакского почтового отделения. 1919 год - Когда при заступлении Красной Армии и отходу таковой за Омск и далее начали работать уездисполком, волревком, в с. Кизакском открыли почтовое отделение на 15 селений, меня, как бывшего почтовика и не отступившего с белыми, отдел связи Тюменского губисполкома назначает Заведующим Кизакским почтовым отделением. 1921 год - волостной статистик при Кизакском волисполкоме, 1922 год - волостной финансовый агент с районом обслуживания волостей: Уваровской, Мокроусовской, Комиссаровской, Нижне-Манайской, Кизакской и Пятковской, 1924 год - секретарь Кизакского сельсовета, 1927 год - делопроизводитель Емуртлинского народного суда, секретарь Видоновского сельсовета, 1928 год - счетовод Видоновской маслодельной артели, 1929 год - счетовод Видоновского с-х комбината, 1931 год - временно работал на подгонке годового отчёта в Кизакской с-х коммуне «Вперёд к социализму», 1931 год - счетовод Емуртлинского отделения госбанка» [12].
В 1931 году мой дядя Вениамин Никитич работал кладовщиком в коммуне, а мама успела закончить курсы воспитателей в Емуртле и поработать воспитателем в детском саду сельхозартели в с. Кизак.
Март 1932 года оказался самым тяжёлым для нашей семьи: пришли бандиты и всё отобрали, пригрозив: «Не уедете, будет хуже». Всю жизнь мама вспоминала о платьице, которое было сшито на Троицу, которое она так и не успела поносить. Она рассказывала мне: «Бандиты раскурочили сундук и всё из него взяли. Как я их упрашивала: «Всё берите, оставьте платьице, я его не носила даже!». Не пожалели, отобрали. Наши запрягли лошадь, сгрузили кадочки с груздями, половики, корзины (часы даже побоялись взять, захватили только гири от них) и поехали. При въезде в Заводоуковск маму поразила зелень сосен, она была удивлена, так как никогда их не видела, на родине росли только берёзы. С марта 1932 года началась у мамы новая жизнь.
Читаю дневниковые записи мамы о своей малой родине, понимаю, как сильно она тосковала по ней. С большой любовью и теплотой, уже будучи в преклонном возрасте, мама написала стихотворение о селе, где воспевает природу: это и река Кизак с крутыми берегами, на одном из которых стояла мельница, это и берёзовая роща, где не только брали грибы, ягоды, но и проводили народные гулянья, на которые съезжались гости из соседних деревень — Щигры, Масали, Видоново. Есть слова о берёзке, посаженной её тятей, о доме, где она начала работать воспитателем. Во всём стихотворении - тоска, грусть о родине.
Время идёт, и многое забывается, скоро на смену нам придёт новое поколение. Нужно, чтобы и для них предки не стали безликими призраками, погруженными во тьму прошлого. Если мы вспомним о предках, то, хочется надеяться, наши потомки вспомнят о нас. Я уважаю и горжусь своими предками, представителями моего рода. Все они достойно прожили на родной земле.
Примечания:
- ГБУТО «Государственный архив в г. Тобольске»: Ф.154.Оп.8,Д.952.Л.2.
- .Липницкая Т.Ф. О датировке городской усадьбы купцов Масловых: [Электронный ресурс]. URL: https://proza.ru/2015/01/09/1115. (Дата обращения: 28.10.2020)
- ГБУТО «Государственный архив в г. Тобольске»: Ф.417.Оп.2.Д.3870.Л.217.
- .Тюменская область: [Электронный ресурс]. URL: https://uporovo.admtyumen.ru/mo/Uporovo/government/villages/Vidonovskoe/adm/main.htm. (Дата обращения 28.10.2020)
- Тобольская митрополия: [Электронный ресурс]. Село Кизак Упоровского района, храм во имя святителя Николая Чудотворца. URL: https://www.tobolsk-eparhia.ru. (Дата обращения: 28.10.2020)
- Власова Е.Н. Воспоминания о моей жизни. (Рукопись). Заводоуковск. 2010.
- Седова Т.А. Вести из приходов. Кизак: [Электронный ресурс]. URL: http://www.ihtus.ru/chron/122011/12.shtml (Дата обращения:28.10.2020)
- Власов Г.Н. События в Упоровском районе в феврале 1921 года. Кулацкое восстание против советской власти. (Рукопись). Тюмень. 1978.
- Википедия: [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/300-летие дома Романовых. (Дата обращения: 28.10.2020)
- Соснина Л.А. Становление советской власти на территории Упоровского района. Краеведческая конференция «Наше наследие»: материалы докладов и сообщений. Ишим.2017.- сс.40-42
- Википедия: [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Военнопленные Первой мировой войны. (Дата обращения: 28.10.2020)
- Трудовой список И.Н.Власова.Заводоуковск. 09.05.1939.Л.5.
Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докл145адов и сообщений.- Ишим, 2020.- СС. 145 - 150.